Версия для печати

Об интервью Д.Медведева российским телеканалам

В последнее время Президент В.Путин выступает очень часто, высказывая свою точку зрения на перспективы социально-экономического развития. При этом он говорит как о достижениях, так и резко критически отзывается о провалах в тех или иных сферах экономики. Это дало повод многим экспертам и журналистам высказываться о возможной смене председателя правительства Д.Медведева. Поэтому эксперты и общественность ожидали большого интервью Д.Медведева с нетерпением. И вот 6 декабря состоялось интервью премьер-министра пятью телеканалам. Свои вопросы Д.Медведеву задали телеведущие Ирада Зейналова («Первый канал»), Сергей Брилев (ВГТРК), Марианна Максимовская («Рен ТВ»), Вадим Такменев (НТВ) и Михаил Зыгарь («Дождь»).

Журналисты сразу, что называется, взяли с места в карьер и спросили о состоянии экономики. Д.Медведев ответил, что «состояние дел в нашей экономике, наверное, такое же, как и в большинстве развитых и быстро развивающихся рынков мира, – оно довольно сложное. Я не так давно употребил такой термин – кислое состояние. То есть у нас в целом, может быть, даже несколько лучше ситуация, чем в Европе и в целом ряде других стран, иными словами, у нас есть определенный рост, правда, небольшой. Мы рассчитывали на 3%–3,5%, в результате получим, может быть, около 1,5%, но, с другой стороны, в Европе просто нет роста, есть падение производства».На вопрос М.Максимовской «… реформы, которые вы сейчас пытаетесь провести, – и пенсионная, и та же реформа в сфере ЖКХ, – они непопулярны в народе. Вы не боитесь, что вы в результате именно ими запомнитесь в качестве премьер-министра?» Д.Медведев ответил, что не боится, – «иначе ты никакого решения никогда не примешь, кем бы ты ни работал – Президентом, премьером, если ты все время думаешь: «А как это отразится на моем рейтинге? Как это отразится на популярности, на каких-то индексах?». В самом деле, глава правительства прав: так реформаторы и должны рассуждать, да и любых реформаторов ждет нелегкая судьба, ибо настоящие реформы – это обычно меры непопулярные.

На вопрос о событиях в Украине Д.Медведев высказался вполне в духе Президента и справедливо отметил, что украинское руководство должно четко просчитывать сравнительные выгоды от ассоциации с Евросоюзом и вступления в Таможенный союз, а также что это внутреннее дело Украины. Однако повторил, опять же, претензии В.Путина, что «приезжают наши партнеры (имеются в виду европейские партнеры) на уровне министров иностранных дел и идут не просто где-то поговорить с руководством или с оппозицией – это нормально абсолютно, а идут прямо в гущу политических событий, идут на мероприятия, которые проходят, скажем прямо, в противоречии с существующими правилами организации митингов, участвуют в этих мероприятиях. Я думаю, как, например, чувствовали бы себя наши немецкие партнеры, если бы российский Министр иностранных дел взял бы и пошел на какое-нибудь сборище, которое проводилось бы в противоречии с правилами немецкими. Я не думаю, что они бы посчитали это дружественным шагом или что это правильный шаг. Встречаться – да, но участвовать в таких мероприятиях – это, простите, называется очень просто: «вмешательство во внутренние дела».

Интересный вопрос задал В.Такменев, который назвал гигантское дорогостоящее строительство к Олимпиаде и чемпионату мира по футболу (и которое не обходится без огромных хищений) гонкой сооружений, – в самом деле, многие экономисты, в т.ч. и министр экономики А.Улюкаев, полагают его напрасными гигантскими тратами. Вспомнив о саммите АТЭС во Владивостоке, Д.Медведев отметил: «Владивосток – прекрасный город, очень красивый. Канализации не было в нем! Стыдно сказать: канализации не было в городе, который является витриной нашей страны на Востоке. Да, конечно, каждый повод такого рода, в том числе и саммит АТЭС, мы стараемся использовать не ради того, чтобы показать нашим гостям красоты России (хотя это неплохо), а ради того, чтобы деньги инвестировать». Но спрашивается, почему канализацию во Владивостоке нельзя провести без проведения саммита? Зачем вообще полезные инвестиции связывать с проведением больших международных мероприятий? Точно так же в Сочи, который является одним из главных курортов России, можно было бы сделать все, о чем говорилось в контексте проведения Олимпиады: "там будет нормальная туристическая инфраструктура, к числу которой относятся рестораны, магазины, – без этого люди не отдыхают, это абсолютно нормально, наконец, там будут нормальные коммуникации, там будет железная дорога в горы, которую никогда бы мы не построили, если бы не Олимпиада». Но почему бы не построить железную дорогу без Олимпиады?

На вопрос М.Зыгаря о введении виз для зарубежных мигрантов – вопрос, который вызывает самые разные реакции, – Д.Медведев дал довольно четкий ответ: «У нас сейчас со странами СНГ безвизовые отношения, и мы не планируем вводить сейчас никаких виз в отношении таких государств, если не будет каких-то особых ситуаций. Но мы планируем перейти к тому, чтобы переезды через границу были цивилизованными – не по каким-то бумажкам или справкам, потому что это тоже неправильно. Мы разные страны, уж если мы развиваемся по-разному, будьте любезны предъявить иностранные заграничные паспорта. Это нормально абсолютно. У нас с некоторыми странами действительно пока был переезд через границу, пересечение границы по внутренним паспортам, от этого мы уйдем, будут только заграничные паспорта». Также предполагается у мигрантов наличие медицинской страховки. И с такой постановкой вопроса нельзя не согласиться – притом, что Д.Медведев справедливо указал, что без мигрантов нам все равно не обойтись. В самом деле, миграция должна быть введена в цивилизованное русло.

Любопытную тему взаимоотношений Президента с главой правительства, о которых есть столько спекуляций в прессе, затронул В.Такменев: «Все мы помним недавние заголовки газет, мол, Медведев раскритиковал законопроект Владимира Путина по налоговым преступлениям, которые, как известно, предложено перевести в ведение правоохранительных органов. Что ответил Президент на это? Если кто-то с чем-то не согласен, как Кудрин в свое время, он может перейти в экспертное сообщество. Напомню, что Кудрина как раз Вы уволили из-за того, что он был с вами не согласен». Однако Д.Медведев дал традиционный и короткий ответ, что «у нас с Президентом все в порядке».

М.Максимовская очень жестко сформулировала вопрос о Госдуме: «За этот год депутаты снова приняли целую кучу запретительных законов, причем если начинали с политической сферы, с политических запретов, то теперь перешли к частной жизни граждан: знаменитый антигейский закон, защита чувств верующих. Буквально на днях за одну неделю депутаты внесли шесть законодательных запретительных инициатив – от запрета бесплатных абортов до запрета почему-то детских конкурсов красоты. В каком-то регионе изымают пособие по половому воспитанию подростков, в другом регионе запрещают книги русских классиков и так далее. И, знаете, многие думают, что Россия начинает выглядеть уже не традиционалистской страной, а страной ханжеской и отсталой. Вы сами чувствуете это изменение атмосферы в стране? Вам это нравится?» Д.Медведев дал развернутый ответ на вопрос, который можно разделить на несколько частей. И первая часть вряд ли может кого-то устраивать, кроме самих депутатов: дескать, какие бы ни были законы, надо уважительно относиться к Парламенту. Но если в недрах Госдумы рождаются законы, перечисленные корреспондентом, и прочие отвратительные законы, это никак не может вызвать уважения к Думе. Впрочем, Д.Медведев тут же добавил, что в каждом парламенте есть инициативы «экзотические» и открестился от «целого ряда инициатив», к которым правительство и Президент «не имеют никакого отношения», и даже добавил, что «из того, что вы упомянули, далеко не все мне тоже симпатично». В этот момент Д.Медведев пустился в рассуждения, что в других странах тоже есть экзотические законы, в частности, в американских штатах, где «нужно обязательно 10 долларов в кармане иметь, иначе ты не имеешь права выйти за пределы своей квартиры, или о том, что нельзя спать голым в кровати».

На вопрос о драке в Думе и выпавшем из кармана одного из депутатов золотом пистолете Д.Медведев высказался так: «В отношении тех, кто попался. Они должны отвечать независимо от того, какой партийный билет у них лежит в кармане. «Единая Россия» тем более должна отвечать, потому что эта партия сейчас отвечает за ситуацию в стране, она находится у власти».

На вопрос о горячо обсуждаемой инициативе депутата Е.Мизулиной о внесении поправки в преамбулу Конституции с упоминанием православия как основы национальной культурной самобытности, Д.Медведев ответил довольно уклончиво, но из его ответа все же можно понять, что к инициативе Мизулиной он относится негативно: «Поэтому, на мой взгляд, установление каких-либо специальных преференций недопустимо. В соответствии с нормами Конституции у нас, вообще-то, провозглашена свобода совести: каждый выбирает себе церковь по своим ощущениям или говорит о том, что он является атеистом. Это и есть цивилизованный подход к этим отношениям».

Оживленная дискуссия завязалась и по поводу амнистии, в ходе дискуссии были упомянуты М.Ходорковский, «Пусси райот», которых М. Максимовская назвала «политзаключенными» (помилование Ходорковского произошло позже дня интервью). Однако Д.Медведев ответил, как и следовало ожидать, – политзаключенных у нас в стране нет, а есть хулиганы.

В заключение, на вопрос о будущих планах Д.Медведев ответил в том духе, что работа у него интересная, и он будет заниматься ею, пока Президент не решит иначе. На уточняющий вопрос, хочет ли он стать снова Президентом, Медведев уклончиво ответил, что ни от чего не отказывается, но «хотел бы еще поработать, а потом уже по совокупности обстоятельств принять для себя необходимое решение, и не более того».

О захоронении Ленина: «Нужно уважительно относиться и к представлениям людей и к тем символам, которые были у целого поколения наших людей. И поэтому решение о том, что куда переносить, должно быть по преимуществу консенсусным, то есть оно должно отражать мнение большинства людей, оно не должно разорвать общество». Однако сам Д.Медведев считает, что покойных надо хоронить на кладбищах.

В целом, надо признать, что глава правительства не сказал ничего революционного. Он воспроизвел все концепции, уже неоднократно озвучивавшиеся Президентом, и постарался показать, что между ним и В.Путиным хорошие деловые отношения.