Версия для печати

О докладе Общественной палаты РФ о состоянии гражданского общества в 2013 г.

Общественная Палата РФ представила проект доклада о состоянии гражданского общества в 2013 г.

В первой части доклада рассматриваются состояние и деятельность в 2013 г. основных институтов гражданского общества: НКО, органов местного самоуправления, а также причины и формы неформальной гражданской активности. Описывается некоммерческий сектор в России, дается оценка законодательным инициативам, нравственному климату в российском обществе, уровню доверия и сплоченности, показаны социальные предпочтения россиян.

Интересно, что, в отличие от других аналогичных докладов, в докладе ОП уделяется внимание психологическому климату в России. Отмечается, что «в настоящее время уровень доверия между людьми в России остается невысоким. Так, более чем три четверти граждан считают, что в целом в отношениях с людьми следует быть осторожными. Лишь каждый пятый полагает, что большинству людей можно доверять».

Низок и уровень гражданской активности: практически две трети россиян (60%) за последний год не участвовали в каких-либо мероприятиях, организованных самими гражданами по месту жительства. При этом треть (31%) вспомнила о своем посещении субботников, мероприятий по уборке двора (31%), каждый шестой (16%) – о посещении собраний жильцов дома или подъезда. Вызывает тревогу, что наименее активны самые молодые (18 – 30 лет) респонденты.

Большинство респондентов указывают на ухудшение облика россиян: около 80% опрошенных указывают на рост агрессивности, около 75% – на падение уважения к старшим, около 70% обращают внимание на недоброжелательность, рост неискренности между людьми, эрозию альтруистической мотивации, 67% – на неуважительное отношение к женщине и исчезновение такого психологически важного для россиян и русской культуры качества, как душевность, 68% – на рост цинизма. Единственное положительное качество, по мнению респондентов, появившееся у россиян, – это то, что «в последние десятилетия усилились… активность, целеустремленность, инициативность».

Такие итоги опроса поддаются объяснению. С одной стороны, резкий слом советской формации и трудности в формировании новой формации, экономические, социальные проблемы, непривычность к конкурентной борьбе и задача выживания в новой среде приводят к усилению эгоизма, стремлению опираться на самого себя, понижению нравственных требований и оценок. С другой стороны, конкуренция воспитывает новые мотивации, креативность, инициативность.

Однако, по мнению авторов доклада, российские граждане не склонны идеализировать прошлое в сравнении с настоящим, как это часто бывает: Российскую империю считают идеалом только около 11% респондентов, большевистскую Россию – 5%, «развитой социализм» – 14%. И эти цифры радуют, поскольку означают, что граждане не предаются историческим иллюзиям.

Любопытный вывод сделан и относительно толерантности россиян к социальному неравенству. Долгое время считалось, что в российском характере преобладает зависть к успеху чужого, но в докладе утверждается, что россияне проявляют высокую степень толерантности к большинству социальных неравенств. Интересно при этом, что толерантность не касается доступа к качественной медицине – вероятно, в силу дороговизны частных услуг. Впрочем, толерантности не способствует представление граждан о справедливости: «неравенства в доходах представляются им излишне высокими, а их правовые основания – нелегитимными». Но такой взгляд на вещи говорит, скорее, о духовной зрелости россиян. Другие опросы выявили некоторую особую черту значительной части россиян, которую подчеркивали еще классические русские писатели, в первую очередь Ф.Достоевский: о приоритете справедливости над законом заявили 40% респондентов. Впрочем, 34% опрошенных, наоборот, подчеркнули приоритет закона – что, скорее, свидетельствует об изменениях в нашем обществе, все более уподобляющемся прагматичному западному.

Серьезному анализу подверглось в докладе состояние НКО. В России только 1,1% экономически активного населения занято в деятельности НКО, которые совокупно дают 1% ВВП (против 6,5% в Европе). Доля социально ориентированных НКО об общего числа НКО в развитых странах составляет 60-70%, в то время как в России всего 13,5%.

Сфере НКО присущи серьезные недостатки, среди которых авторы доклада выделяют:

- недофинансирование;

- недостаточная профессионализация НКО; ориентация, скорее, на контроль за выполнением социальных полномочий, чем на самостоятельное предоставление услуг населению;

- низкий уровень доверия;

- низкая осведомленность об НКО. Только 7% опрошенных знают о наличии НКО в районе проживания.

Впрочем, активность НКО растет: в 2013 г. российские некоммерческие организации подали в 2,5 раза больше заявок на президентские гранты, чем в 2012 г., а общая сумма запрашиваемых НКО средств многократно превысила сумму грантового фонда. Отметим, что есть большое количество проектов по тематике ЖКХ: это очень важно, поскольку государство справляется с проблемами ЖКХ с немалым трудом.

Одновременно возрастает финансирование НКО со стороны государства: в 2013 г. сумма поддержки со стороны государства заметно возросла – в федеральный бюджет заложено 8,285 млрд. рублей на поддержку НКО, в сравнении с 4,7 млрд. рублей в 2012 г.

Важным показателем гражданской активности является участие граждан в благотворительных программах. Хотя в настоящий момент только 11% населения задействовано в составе волонтерских групп, в будущем в волонтерской деятельности готовы участвовать 24% опрошенных, а 87% россиян положительно относятся к корпоративной благотворительности.

В целом за последние два-три года занимались добровольной и безвозмездной деятельностью на благо других людей (не членов семьи и близких родственников) 24% россиян. Интересно, что россияне предпочитают жертвовать нуждающимся через проверенных людей, прежде всего близких и знакомых (36%), и только 12% доверяют церковным организациям.

На подъеме и корпоративная благотворительность: в 2011–2012 гг. крупнейшие российские филантропы пожертвовали на благотворительность 545 млн. долларов; их деятельность охватывает целый ряд направлений:

- искусство, культура;

- поддержка социально-уязвимых групп;

- развитие общества;

- здравоохранение, развитие некоммерческого сектора;

- образование.

По размеру крупной частной благотворительности Россия занимает пятое место в мире. Растет интерес к ранее «непопулярным» темам – помощи старикам, больным детям, людям с редкими заболеваниями и паллиативная помощь. К сожалению, меньше всего интереса вызывают у компаний экологические проекты. Важное значение в расширении благотворительности имеет эффективное соответствующее законодательство, в разработке которого немалое участие принимала Общественная палата. В частности, Палата вынесла отрицательное заключение на законопроект «О добровольчестве (волонтерстве)», который предлагает регламентацию общественных отношений в добровольческой (волонтерской) деятельности между институтами гражданского общества, с одной стороны, и органами государственной власти и органами местного самоуправления – с другой. Эксперты Общественной палаты посчитали излишне зарегулированным волонтерское движение – на что ранее неоднократно указывали и сами волонтеры, и независимые эксперты.

С другой стороны, Общественная палата одобрила законопроект «О меценатской деятельности», хотя и обратила внимание на ряд спорных моментов.

Отражены в докладе и проблемы местного самоуправления, о которых много говорится на заседаниях самого разного уровня – причем в довольно критическом свете. Отмечается, что «мониторинг Общественной палаты… фиксирует нарастающие противоречия между все большей активностью граждан и готовностью местных властей организовать с ними партнерское взаимодействие. На местном уровне фактически отсутствует практика согласования интересов различных групп граждан, не работают механизмы переговоров». В докладе подробно разбираются причины сложившейся ситуации и приводятся пути ее улучшения.

Во второй части Доклада проанализированы взаимоотношения гражданского общества с государством, изучена деятельность общественных советов и общественных палат, представлена развивающаяся система общественного контроля и общественной экспертизы, показано состояние средств массовой информации как института гражданского общества.

В контексте влияния СМИ на развитие гражданского общества отмечены печальные тенденции: «огосударствление средств массовой информации, крупный государственно-ориентированный бизнес, который продолжает скупать СМИ, идет падение тиражей многих изданий и падение престижа журналистики, снижение доверия к средствам массовой информации, что связано с риском общественного безразличия». В этой связи в докладе подвергаются критике последние законопроекты о СМИ: поправки в Гражданский кодекс об удалении информации, «не соответствующей действительности», поправки в УК о наказании за публикацию в СМИ сведений о детях-жертвах преступлений, Закон о запрете использования нецензурной лексики в средствах массовой информации, Закон об ответственности СМИ за рекламу биологически активных добавок.

Немало критических положений высказали эксперты Общественной палаты и о регулировании интернет-пространства: многие инициативы в этой сфере были объективно направлены на ограничение гражданских свобод.

Обращала внимание Общественная палата и на судьбы самих журналистов: многие отдельные журналисты и целые редакции находятся под давлением, журналистов порой преследуют и убивают бандиты и власть имущие, часто их задерживает полиция.

Большое значение Общественная палата придает укреплению общественного контроля. В 2013 г. ОП вела мониторинг реализации социально значимых президентских указов, касающихся вопросов социальной защиты граждан, создания рынка доступного жилья, развития образования, поддержки семьи, материнства и детства, а также формирования здорового образа жизни.

Для организации общественного мониторинга была открыта специальная «горячая линия», на сайте Палаты были размещены специально разработанные вопросники о том, как граждане видят в регионах результаты работы по исполнению поручений главы государства, какие препятствия они видят для своевременной реализации поставленных целей. Основу мониторинговой сети составили региональные общественные палаты, а также социально ориентированные некоммерческие организации и объединения, которые на протяжении многих лет работают над этими проблемами.

В 2013 г. в России начал работу «Национальный центр общественного контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве «ЖКХ-Контроль»: он объединил усилия общественных организаций, осуществляющих защиту прав потребителей в сфере ЖКХ и реализующих программы жилищного просвещения в регионах России.

В 2013 г. Общественная палата провела мониторинг состояния студенческих общежитий, намерена и дальше продолжать его, а также составить интерактивную карту со средней стоимостью общежитий в конкретных вузах и по регионам.

В третьей части доклада рассмотрены основные формы гражданской активности, гражданские инициативы 2013 г.

В 2013 г. в Общественной палате РФ прошло обсуждение Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», основная цель которой – повысить качество и результативность правоохранительных органов в борьбе с преступностью и обеспечении общественной безопасности, а также увеличить доверие населения к органам внутренних дел. Эксперты обратили внимание представителей ведомств, в функции которых входит обеспечение общественного порядка, на обвинительный уклон следствия, незначительный удельный вес оправдательных приговоров, низкий уровень профессиональной подготовки полицейских, незащищенность полицейских от произвола начальников, недостаточную проработанность законодательного регулирования защиты прав потерпевших.

На слушаниях 29 августа 2013 г. в Общественной палате рассматривался актуальнейший вопрос о допустимых пределах самообороны – о праве граждан защищать себя, не забывая о законе и ответственности.

16 октября в Общественной палате РФ прошли слушания по обсуждению федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» и проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам участия граждан в охране общественного порядка» после скандальных событий в Бирюлево.

Кроме того, обсуждались вопросы продовольственной безопасности (права граждан здесь повсеместно нарушаются), защиты прав потребителей, повышения безопасности дорожного движения.

Нет необходимости говорить, насколько сейчас высок в России уровень межнациональной напряженности. В докладе отмечено, что «Сохранение межнационального мира и согласия, противостояние попыткам расшатать единство нашей страны, посеять этническую и религиозную вражду – это важнейшая составляющая успешного развития гражданского общества в России. В 2013 году Правительством Российской Федерации была утверждена Стратегия государственной национальной политики России, в обсуждении которой активно участвовала Общественная палата».

В докладе подробно обсуждается высокая роль миграции во влиянии на межнациональные отношения, и, соответственно, проблемы миграции, коррупционная составляющая, сопутствующий рост количества радикальных националистических организаций, – когда т.н. антимигрантские марши нарушают действующие законы и права иностранных граждан. Подверглись подробному анализу недавние события в Бирюлеве, на Матвеевском рынке, в других местах.

В Общественной палате разбирали разные ключевые аспекты образования и отмечали, что опросы общественного мнения выявляют рост неудовлетворенности россиян положением дел в этой сфере. Отчеты министерств и ведомств зачастую не отражают истинного положения вещей: «Можно говорить об усиливающемся в 2013 году кризисе доверия общества к политике в сфере образования, сокращении общественной поддержки школы». Педагоги все больше ощущают груз отчетности и административного давления. В сложившейся ситуации Общественная палата предложила следующие меры:

- активное и неимитационное использование инструментов обеспечения прозрачности системы образования, влияния гражданского общества на сферу образования;

- сокращение административного давления и бюрократической нагрузки на образовательные организации;

- снижение барьеров для реализации интересов семей и инициатив негосударственного сектора в сфере образования.

Вопросы культуры. Здесь ситуация тоже очень непростая: «На территории России, по статистике Министерства культуры РФ, расположены 130 662 объекта культурного наследия, из них 125 523 являются памятниками. В удовлетворительном и хорошем состоянии находится только 54%, еще треть (34%) объектов – в неудовлетворительном состоянии, а 5% представляют собой руины». В течение 2013 г. эксперты Палаты направили в органы государственной власти ряд запросов и обращений, касающихся недопущения разрушения памятников истории и культуры. Были проведены слушания по незаконной застройке.

Палатой была проведена экспертиза проекта федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования труда творческих работников» и принято решение, что проект нуждается в серьезной доработке.

В 2013 г. в Общественной палате прошла первая общероссийская конференция, посвященная проблемам экологического контроля и экологической экспертизы.

Было проведено обсуждение инцидента с экологическими активистами организации «Гринпис» и арестом ледокола Arctic Sunrise, причем мнение членов Палаты разделилось относительно того, была ли акция природоохранной или политической, и, соответственно, правильной ли была реакция властей.

В докладе отмечается, что «фактор международной активности некоммерческого сектора в современных условиях имеет особую актуальность для России». В России эффективно работают несколько десятков реальных некоммерческих организаций, занимающихся международными проблемами, при этом Общественная палата Российской Федерации обозначена в Концепции внешней политики 2013 г. как отдельный субъект публичной дипломатии. Однако эксперты Палаты отмечают, что «недостаточная степень активности и координации действий российских НПО на международной арене, недостаток информации и финансирования являются фактором, значительно ограничивающим возможности «мягкой силы» России».

В 2012 г. был сформирован Российский общественный совет по международному сотрудничеству и публичной дипломатии при Общественной палате Российской Федерации, который уже успел зарекомендовать себя вокруг ситуации с Сирией, по делу Сноудена, по факту избиения российского дипломата в Нидерландах в октябре 2013 г. Эксперты Палаты анализировали российско-американские, российско-китайские отношения. Важнейшим направлением международной деятельности российских НПО в 2013 г. была работа с молодежью стран постсоветского пространства.

Российские неправительственные организации ярко проявили себя в развитии двусторонних отношений России с другими странами.

Гражданское общество создает предпосылки и прокладывает путь для политического сближения: в частности, были установлены партнерские связи между Общественной палатой России и Советом по государственной поддержке НПО при Президенте Азербайджанской Республики. В 2013 г. качественно новую динамику приобрел еще один ключевой инструмент – участие представителей гражданского общества в работе международных организаций.

Успехи Общественной Палаты были отмечены в избрании ее председателем Международной ассоциации экономических и социальных советов и схожих институтов (МАЭСССИ) – крупной международной организации сетевого характера, объединяющей национальные институты гражданского общества 72 стран.

В целом, однако, в докладе указывается, что «несмотря на успехи и положительную динамику развития отечественной общественной дипломатии, требуется большая скоординированность и информированность российских НПО, формирование единого понимания сути публичной дипломатии и ее целей как у органов государственной власти, так и у самих общественников».

В заключение авторы доклада констатируют, что «в обществе складываются предпосылки формирования «ответственного класса» – сообщества активных граждан, объединенных стремлениями конструктивного сотрудничества в решении актуальных проблем общественного и государственного развития». Но одновременно есть и тревожные тенденции: «Крайне медленно растет уровень межличностного доверия, доминирует ориентация на индивидуализм, налицо определенная апатия, вызванная неспособностью повлиять на принятие значимых решений и окружающий мир. Тревожным симптомом является рост агрессии и нетерпимости в обществе».

Преодоление негативных тенденций требует разрушения барьера отчужденности гражданского общества от государственной жизни, что достигается путем широкого внедрения гражданского контроля.

Инструменты гражданского контроля – это развитие института общественных слушаний, создание общественных советов. Необходимо обеспечить множественность общественных лидеров и институтов гражданского общества.

Главный вывод, который делают авторы доклада,- «российскому третьему сектору пора становиться сектором экономики, каковым на сегодняшний день он является лишь номинально. Только в этом случае он может рассчитывать на то, что и государство, и бизнес будут рассматривать его как равноправного участника экономических процессов в стране и всерьез прислушиваться к его мнению, выбирая пути решения актуальных социальных проблем».

Завершает доклад следующее положение: «Постепенно утверждающийся взгляд на активную гражданскую позицию и деятельность как общественную норму вселяет надежду, что прослеживающиеся тенденции усиления позиций гражданского общества в общественно-политической жизни станут доминирующими».