Версия для печати

90-лет без В.Ленина

21 января 2014 г. исполняется 90 лет со дня смерти В.И. Ленина.

Это, безусловно, крупнейшая фигура в российской истории XX в. Но есть много важных исторических персон, память о которых осталась только в учебниках истории и в памятниках. Ленин к таким персонам не относится. Слова из известной песни Ленин всегда живой парадоксальным образом оказываются соответствующими действительности. Многие политические процессы сегодня, в которых то или иное участие принимают коммунисты, левые радикалы, ассоциируются с ленинским наследием. После развенчания культа Сталина Ленин долго рисовался идеальной фигурой его противопоставляли Сталину, как вождя, незапятнанного массовыми репрессиями. Должно было пройти несколько десятилетий, прежде чем открылись злодеяния Ленина и его сподвижников в ходе Октябрьской революции и позднейшего периода, до самой его смерти в 1924 г. Однако и сейчас порой это противопоставление имеет место, когда на Ленина призывают равняться.

Общественная полемика относительно роли Ленина в истории России не менее горячая, чем относительно роли Сталина. Не случайно вот уже много лет дебатируется вопрос, следует ли выносить тело Ленина из Мавзолея.

С точки зрения ортодоксальных коммунистов, Ленин стоял у истоков социалистической революции и построения первого в мире государства рабочих и крестьян, что было величайшим прорывом человечества к построению справедливого общества. Нынешний крах социализма в мире они полагают временным и заявляют, что будущее человечества – именно за социализмом.

Их оппоненты заявляют, что Ленин залил кровью Россию, начал уничтожение крестьянства, интеллигенции, духовенства. Именно при Ленине были созданы первые концентрационные лагеря. Он положил начало тому массовому террору, который впоследствии в еще более страшной степени развернул Сталин. Все же «достижения» большевиков объясняются только жестоким принуждением и периодическим отходом от собственных принципов, как при НЭПе.

Безусловно, Ленин в своем роде – человек гениальный, но этот гений направлен на разрушение, стремление одержать победу ценой любого количества человеческих жизней, даже если его цели были искренними. Ленин – фанатик, не останавливавшийся ни перед чем, в т.ч. перед кровью миллионов людей.

Уже при жизни Ленина возник его колоссальный культ: в 1923 г. появилось понятие ленинизма, как цельного учения, идейно развивающего марксизм, – таким образом, советская власть поставила Ленина вровень с Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. За десятки лет были воздвигнуты тысячи памятников Ленину по всей стране, изданы десятками миллионов экземпляров его сочинения. Его именем назвали бесчисленное количество улиц и городов. Наконец, на главной площади страны стоит его усыпальница.

И хотя документально многочисленные преступления Ленина и коммунистической партии подтверждены, они мало убеждают свято верящих в непобедимость ленинского дела. И немало этому способствуют современные зигзаги в развитии России. Эйфория начала 90-х, когда казалось, что достаточно убить коммунистического дракона и жизнь потечет счастливо, мало оправдалась. Страну ждали войны на Северном Кавказе, экономические трудности, резкое расслоение на богатых и бедных, рост национализма, расцвет коррупции. Многие из этих проблем были характерны и для советской власти, но тогда они тщательно скрывались. Теперь же, когда граждане имеют более или менее свободный доступ к информации, многие из них приходят в ужас и вспоминают советский период, когда была «уверенность в завтрашнем дне».

Насильно мифы из общественного сознания вытравить невозможно. Они исчезают только естественным путем, когда люди ясно понимают преимущества новой жизни перед старой. До такого момента еще далеко. Россия пребывает в довольно сложном положении, усугубляющемся мировыми экономическими потрясениями. Люди морально и интеллектуально не готовы к новым реалиям. По разным причинам снизился уровень образования, коммерциализация уничтожает историческое культурное ядро, захватывает телевидение, как главное СМИ, существенно влияющее на психологию и мировоззрение людей. В результате имеют место по существу сходные, хотя и разнонаправленные процессы – появляются крайне правые фашиствующие группировки и крайне левые, ностальгически вспоминающие Ленина, проникнутые романтикой экспроприаций, идеалистическими представлениями о справедливом обществе. Они, подобно своим кумирам-большевикам, взрывают памятники царю, прямо высказывают требование расправиться с олигархами, «ограбившими народ».

Впрочем, ортодоксальных коммунистов уже осталось не так много. В большинстве своем современные коммунисты скорее склонны к социалистическим воззрениям, не отрицающим рынок, но ратующим за социальную справедливость и большее вмешательство государства в экономику. И для них коммунистическая риторика подчас остается не более чем формальной. Более того, существует уже немало организаций коммунистического толка, которые враждуют между собой.

Тем не менее, культ Ленина продолжает существовать. Только постепенный выход из кризиса, укрепление либерализма и демократии в стране позволят изжить старые мифы об одной из самых зловещих фигур XX века.