Версия для печати

К 80-летию Отара Иоселиани

Грузия дала миру выдающихся творцов. И даже во времена Советского Союза, когда талантливые художники пробивались, словно трава из асфальта, грузинское искусство и особенно кинематограф держали высочайшую планку.
И одним из самых выдающихся представителей современного грузинского кинематографа был и остается Отар Иоселиани, режиссер поистине легендарный, которому 2 февраля исполнилось 80 лет.
Отар Иоселиани родился в Тбилиси в 1934 г. Уже само его образование определило то своеобразное, удивительное кинематографическое творчество, когда каждый кадр математически выверен и словно наполнен музыкой. В 1952 году он окончил музыкальное училище (класс скрипки и дирижирования), в 1953-1955 годах учился на механико-математическом факультете МГУ и лишь после этого поступил во ВГИК, где учился у выдающихся мастеров – Александра Довженко и Михаила Чиаурели.
И сразу же, как это бывает, талантливому художнику, выбивающемуся из ряда заурядных кинодеятелей, пришлось очень нелегко. Уже первая большая работа Иоселиани, снимавшаяся как дипломная, – пятидесятиминутная картина «Апрель» (1962) – была проникнута тем неуловимым духом свободы и романтики, которые отличали его ранние картины. Работу не приняли к защите, но Иоселиани всегда был очень последователен. Он отказался переделывать фильм, ушел из ВГИКа, работал матросом и на заводе.

Та же судьба ждала его первый и ставший знаменитым фильм «Листопад». На Каннском фестивале лента Иоселиани удостоилась приза Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ) и была отмечена премией Жоржа Садуля Фонда культуры Франции за лучший дебют, но это не помешало запретить фильм в Грузии, потом в Москве. В итоге его разрешили пустить в ограниченный прокат, по киноклубам. Далее последовали еще два замечательных и прославленных фильма – «Жил певчий дрозд» (1970) и «Пастораль» (1976), получивший в 1982 г. приз ФИПРЕССИ (программа «Форум») Берлинского кинофестиваля.
Но творчество и личность Иоселиани были не слишком совместимы с советской властью. Как он сам говорил: «Если ты принадлежишь к какой-то категории людей, которые тебя всегда прикроют, покроют, вытащат, - значит, ты им все время что-то должен, значит, ты их раб. Так жить просто, но нельзя. Трудно тебе, тяжело тебе, но живи сам по себе». В итоге в начале 80-х годов он перебрался во Францию. Там он снял ряд фильмов, удостоившихся всевозможных европейских премий: «Фавориты луны» (1984), «И стал свет» (1989), «Охота на бабочек» (1992), «Разбойники. Глава VII» (1996), «Истина в вине» (1999), «Утро понедельника» (2002), «Сады осенью» (2006), «Шантрапа» (2011).
Французский период творчества Иоселиани значительно отличается от российского и по стилистике, и по настроению. Его картины, не потеряв тонкого аромата и музыкальности кадра, стали гораздо более философичны, насыщены деталями, подчас абсурдными. Жизнь в этих работах предстает во всей ее сложности, противоречивости, отсутствии прямых решений. Режиссер выдерживает четкую линию в своем видении кино: «Кино может быть только авторским и никаким другим», – хотя его и не отнесешь к режиссерам арт-хаусного кино. Вместе с тем, он не предавался отчаянию и не жаловался, подобно многим, на вечную нехватку средств: «Остальное все не кино, зато продается очень сильно, и это хорошо. Чем больше во Франции продается блокбастеров, тем больше у  Национального центра кинематографии денег на авторское кино… Вознаграждение за ту работу, которую ты проделал, приходит неожиданно. И слава богу. Только из-за одних денег ничего делать нельзя, даже пальчиком шевельнуть нельзя».
В самом деле, где бы ни жил режиссер, он оставался самим собой, творил не ради денег, а ради кино. Он уже вошел в историю кинематографа и останется там навсегда.