Версия для печати

О стрельбе в московской школе

Уровень преступности в России зашкаливает: каждый день происходят десятки убийств. Людей убивают в криминальных разборках, в ходе ограблений, огромное количество убийств происходит на бытовой почве.

Однако трагическое событие, случившееся 3-го февраля в Москве, резко выделяется из общего ряда. Оно, скорее, было бы типично для США, где периодически молодые люди, вооруженные огнестрельным оружием, врываются в школы, университеты и начинают прицельную или беспорядочную стрельбу. Но вот точно такое же событие произошло и в Москве.

Ученик старшего класса школы № 263, что на северо-востоке Москвы, в Отрадном, пришел в школу с мелкокалиберной винтовкой и охотничьим карабином, официально зарегистрированными на его отца. Оружие нес в двух черных увесистых сумках, которые подозрения у прохожих не вызвали, – они были похожи на чехлы для музыкальных инструментов.

Угрожая охраннику, он потребовал провести его в кабинет биологии, где занимались десятиклассники. Охранник успел нажать «тревожную кнопку». Подросток зашел в класс. Учитель географии Андрей Кириллов, заметив у мальчика оружие, пытался с ним заговорить. Но подросток в ответ выстрелил преподавателю в живот. Потом он подошел к упавшему педагогу, спросил: «жив?» - и тут же выстрелил ему в голову.

Через четыре минуты приехали сотрудники полиции, они открыли дверь в класс, и подросток открыл стрельбу. Он убил прибывшего по вызову полицейского, прапорщика полиции Сергея Бушуева. Еще один полицейский, сержант Владимир Крохин, ранен и находится в тяжелом состоянии. Стрелявший взял десятиклассников в заложники, но в школу был вызван отец старшеклассника. Он уговорил сына отпустить детей и сдаться, что тот и сделал. Школьники не пострадали.

Подростка зовут Сергей Гордеев. Его хорошо знали в школе и называли чуть ли не вундеркиндом: он пошел учиться в пять лет и был лучшим учеником в классе, отличником. Он также был и очень крепким физически: мог подтянуться на турнике пятьдесят раз. По свидетельству его одноклассницы, Сергей претендовал на золотую медаль, но учитель географии отказывался ставить ему «пять», что и явилось причиной стрельбы. Однако знавшие Сергея называют его добрым и спокойным парнем и не понимают, что могло случиться. По их словам, у него «просто сорвало крышу». Это же утверждает и министр образования Дмитрий Ливанов: «И одноклассники, и классный руководитель говорят, что ни конфликтов с одноклассниками, ни с педагогами, либо какой другой напряженной ситуации не было».

По факту случившегося возбуждено уголовное дело по статьям «Захват заложников», «Убийство» и «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов». Устроившему стрельбу в школе подростку грозит до 10 лет в воспитательной колонии.

Разумеется, полицейские и психологи попробуют установить, что заставило бесконфликтного подростка и отличника пойти на страшное преступление. Следователи «изучат компьютер школьника, и все, что сопряжено с его личной жизнью». Пока же ничего определенного сказать нельзя. Мальчик был из вполне обеспеченной благополучной семьи. Никаким издевательствам, насколько известно, он не подвергался. Одноклассница Сергея отметила, что за его оценками пристально следила бабушка, что он всегда «был в учебе» и ему было не до друзей. Причем он был «перфекционистом» и расстраивался, даже если получал оценку «пять с минусом».

На странице Сергея Гордеева «Вконтакте» доступной информации очень мало, и есть единственная, хотя и настораживающая, открытая видеозапись – «Самый быстрый стрелок в мире». Последний раз он заходил на свою страницу утром, перед стрельбой.

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «Причинами подобных трагедий, как показывает опыт других стран, может быть месть работодателям, педагогам, родственникам, ревность. В любом случае, на такие поступки идут психически неуравновешенные люди. И в этом смысле никогда нельзя исключить, что в каждой стране и в каждом городе может найтись способный на это человек. Однако можно предусмотреть целый комплекс мер, который максимально воспрепятствовал бы совершению преступлений, а именно создание системы безопасности. Понятно, что стопроцентного результата добиться не удастся, невозможно охранять и защитить всех, возможны какие-то случайности, но стремиться к этому необходимо».

Мэр Москвы Сергей Собянин потребовал проверить безопасность во всех московских школах и принять дополнительные меры по ее усилению. Глава города заметил, что уже созданы системы видеонаблюдения, Москва финансирует охрану, «тем не менее, видимо, этих мер недостаточно». В школе № 263 проведут служебное расследование.

Комитет по образованию Санкт-Петербурга потребовал от районных администраций ужесточить контроль на входах в школы: районные власти должны проверить работу систем сигнализации и видеонаблюдения, а также уровень квалификации охранников. Кроме того, будут усилены меры безопасности в местах проведения массовых мероприятий с участием детей.

Принять дополнительные меры уже пообещало и Министерство образования и науки РФ. По словам главы ведомства Дмитрия Ливанова, «наша обязанность – сделать так, чтобы безопасность была абсолютной».

Обсуждаются также предложения усилить контроль за психологическим состоянием учеников: необходимо, чтобы с персоналом школы и учениками работали психологи и эксперты: «По каждому человеку ведется файл, в том числе с какими-то страницами, как человек реагирует на специальные тесты, на агрессивность, на совершение криминального поступка». С учетом обилия стрессов у молодежи в настоящее время предложение представляется разумным, но труднореализуемым практически – хотя бы просто в силу нехватки психологов.

И, наконец, вновь стал обсуждаться основной вопрос, не сходящий с повестки дня уже много лет, – о распространенности и легкой доступности оружия в нашей стране. Еще предстоит выяснить, как подросток получил доступ к оружию и где научился с ним обращаться. Но очевидно, что в любом случае надо предпринимать решительные шаги.

Председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая предложила принять меры по ужесточению контроля над владельцами оружия и ввести максимальное ограничение на его распространение. Тогда, по ее мнению, можно будет говорить о защите жизни и здоровья россиян.