Версия для печати

Московское бюро по правам человека представило в Гааге доклад об этнополитических конфликтах на постсоветском пространстве

Член Общественной палаты, директор Московского бюро по правам человека Александр Брод и исполнительный директор МБПЧ Наталья Рыкова приняли участие в Международной конференции по развитию международного правосудия, которая проходила в Гааге.


Конференция проводилась при поддержке Европейского Союза и была посвящена вопросам постконфликтного правосудия и взаимодействия с Международным уголовным судом.


В конференции приняли участие президенты международных трибуналов по Сьерра-Леоне, бывшей Югославии, Руанде, а также министр юстиции Нидерландов, судьи и прокуроры из многих стран Европы и США, представители неправительственных организаций, специалисты в области международного уголовного права, прав человека и постконфликтного правосудия.

 

Участники конференции настойчиво подчеркивали необходимость дальнейшего отлаживания механизмов постконфликтного правосудия, имея в виду усиление действенности международных законов для исключения случаев безнаказанности за совершаемые преступления против человечности. 

 

 

Представители МБПЧ презентовали специально подготовленный доклад по истории урегулирования этнополитических конфликтов на территории бывшего СССР  с 1985 года. Этот доклад будет включен в итоговый сборник материалов конференции. В нем будет дан обзор этнополитических конфликтов, произошедших за последние десятилетия в мире и сопряженных с огромным количеством жертв. В публикацию будет включен также анализ постконфликтных механизмов, способных обеспечить правосудие и неизбежную ответственность виновных.


В докладе МБПЧ особо подчеркивается, что в случаях, когда власть и общество своевременно не реагируют на проявления  конфликта, нации оказываются в небезопасной ситуации, а конфликты становятся постоянными. В докладе  содержатся рекомендации по использованию различных механизмов для эффективного объединения усилий, направленных на достижение стабильности и примирения сторон.

 

За 18 лет, прошедших с момента распада СССР, на его бывшей территории произошло восемь вооруженных конфликтов, которые привели к многочисленным человеческим жертвам,  миллионам беженцев, разрушению экономической инфраструктуры и трагедиям в психологическом плане. Речь  идет о грузино-абхазском, грузино-осетинском, армяно-азербайджанском, осетино-ингушском, российско-чеченском, молдавско-приднестровском вооруженных конфликтах, а также о гражданских войнах в Таджикистане и в Грузии. В бывших советских республиках существует также немало латентных конфликтов, которые не переросли в открытое вооруженное противостояние, но до сих пор представляют потенциальную угрозу безопасности (Украина, Россия, Молдова, страны Балтии). Из пятнадцати бывших республик СССР у четырех из них нет дипломатических отношений друг с другом (у Армении и Азербайджана, России и Грузии).


Политическое бытие новых независимых государств оказалось на долгие годы в плену советских подходов и моделей. Многие ценности, нормы поведения, политические доктрины, сформулированные в советский период (прежде всего, неготовность к компромиссу), во многом продолжают определять политическую культуру стран СНГ и Балтии.

 

В ближайшем будущем трудно ожидать окончательного политического урегулирования постсоветских конфликтов, как вооруженных, так и латентных. На протяжении многих лет армяне и азербайджанцы, абхазы и грузины, осетины и ингуши, молдаване и жители Приднестровья, осетины и грузины, русские и чеченцы отдалялись друг от друга. Во всех конфликтующих обществах противостояние стало основой для легитимации  независимости  и  создания собственной государственности. Не будет преувеличением сказать, что во многих случаях конфликт является идеологическим фундаментом постсоветских стран (наиболее яркий пример - Нагорный Карабах для Армении и Азербайджана, Абхазия - для Грузии). В противостоянии конфликтующих сторон игнорируются происходящие по другую сторону события, будь то экономические реформы, гуманитарное и социальное развитие. Нередко конфликтующие  силы не готовы относиться к противнику, как к возможному партнеру, предпочитая воспринимать занимаемое им пространство как "территорию спора".

 

В течение всего периода после распада Советского Союза предпринимались неоднократные попытки урегулировать конфликты, предлагались многочисленные проекты по примирению сторон, достижению компромиссов. Однако итоги оказались далекими от изначальных ожиданий.         Из восьми вооруженных противостояний, случившихся в период после 1991 года, только урегулирование последствий гражданской войны в Таджикистане можно считать успешным примером преодоления многолетней вражды. Лишь  в этой республике удалось перейти от переговорного процесса к практическим действиям по выстраиванию постконфликтной конфигурации.

 

Во всех остальных случаях насилие прекращалось либо в результате  военной победы, либо вследствие взаимного истощения ресурсов сторон. Но механизмы компромиссного согласования интересов, которые базировались бы на взаимном доверии, демократизации и экономической выгоде, не принимались сторонами конфликта, а также и заинтересованными странами или группами стран.

 

Тем не менее, данная констатация не означает, что урегулирование конфликтов является обреченным на провал делом. В этой связи нам кажется перспективным не повторение многочисленных предложений, звучавших в 1991-2009 гг., и не отдельные рекомендации по частным случаям, а формирование общих методологических принципов урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве. Применительно к каждой отдельной ситуации эти принципы могли бы наполняться конкретным эмпирическим материалом для принятия  на их основе эффективных практических решений.

 

Исходя из принципа реалистического миротворчества, необходимо при выстраивании переговорного процесса отказаться от стремления к одноактному  урегулированию в иллюзорной надежде на то, что оно может  завершиться подписанием "вечного мира". Ни в одном из постсоветских конфликтов невозможно без длительного согласования,  в одном пакете, разрешить все болезненные вопросы (статус, беженцы, реституция имущества). Увенчаться успехом может  лишь  постепенное продвижение к компромиссу, при котором каждый новый шаг будет укреплять взаимное доверие сторон. 

 

Таким образом, постсоветские конфликты могут быть успешно разрешены на поэтапной основе с акцентом на разрешении текущих вопросов безопасности, гуманитарных проблем. В этом плане подписание промежуточных юридически обязывающих актов и даже деклараций представляется намного более важным, чем работа над подготовкой всеобъемлющего,  но не работающего, в принципе невыполнимого, документа.