Версия для печати

О трагедии в Южно-Сахалинском храме

Не успели стихнуть разговоры после потрясшей общество стрельбы в московской школе, как произошла еще одна трагедия.

Любое убийство всегда страшно, но тем большее потрясение вызывает убийство в храме. Храм - это то место, куда люди приходят просить прощения перед Богом. Они хотят там очистить душу, предаться раздумьям о вечном. Они стряхивают с себя дневные заботы. Именно в эти моменты они становятся чище и лучше, чем в повседневной жизни. И когда в такой момент их убивают, большего горя и трагедии трудно себе представить.

Но именно это и произошло в Южно-Сахалинске утром 9 января. В Воскресенский кафедральный собор во время службы вошел молодой мужчина. Он приблизился к алтарю, затем достал ружье и закричал: «Убирайтесь все отсюда!». Потом открыл огонь по прихожанам и служителям собора, а также по иконам. В довершение всего, он сломал крест на входе в царские врата храма.

Началась паника. Два человека погибли на месте - служащая храма монахиня Людмила (в миру Ольга Прянишникова), два года назад приехавшая помогать сыну - священнику собора игумену Филарету, а также один из прихожан. Еще шесть человек, в т.ч. молодая женщина, пришедшая на службу с грудным ребенком, были ранены, в основном, в ноги, их доставили в больницу. К счастью, ранения оказались неопасными для жизни.

Стрелявший - 24-летний сотрудник местного ЧОП «Центурион» Степан Комаров - с места преступления сбегать не собирался, поэтому быстро и без сопротивления был задержан полицейскими патрульно-постовой службы.

Как сообщили в Следственном комитете России (СКР), в отношении задержанного следственными органами Сахалинской области возбуждено уголовное дело по п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство двух и более лиц). Предварительно будет назначена психолого-психиатрическая экспертиза, по результатам которой будет решен вопрос о вменяемости стрелявшего.

Пока известны некоторые детали происшедшего. В ЧОПе Степан Комаров был на хорошем счету: отслужил в морской пехоте, прошел отличную подготовку. Естественно, проходил психиатрическое обследование, и никаких отклонений в его состоянии выявлено не было. Воскресным утром он получил в своем охранном агентстве служебное оружие и должен был отправиться в один из банков Южно-Сахалинска, проходить службу в должности инкассатора. Но после этого никто из коллег его больше не видел. А охранник тем временем зашел домой, где переоделся в черную одежду с фашистской свастикой на спине, и отправился в храм.

По предварительным данным, все же полностью вменяемым Комарова назвать трудно. Побывавшие на его странице в сети «Вконтакте» говорят, что читать ее страшно. Он был озлоблен на весь мир, писал полные разочарования заметки о смысле жизни и выкладывал фото с оружием. Его последний пост представлял собой поток сознания, в котором сказано: «Обыватель, завтра ты будешь плакаться о судьбе».

Мотивом преступления могла стать ненависть к православию, усугубившаяся затяжной депрессией. По словам одного из сотрудников правоохранительных органов, подозреваемый увлекался неоязыческим учением, сторонникам которого свойственно агрессивное отношение к верующим, исповедующим другие религиозные взгляды. Наибольшую нетерпимость представители этой веры испытывают в отношении иудеев, христиан и мусульман - т.е. последователей основных монотеистических религий.

Монахиня Людмила, по некоторым сведениям, пыталась закрыть собой прихожан и уговаривала обезумевшего мужчину прекратить огонь. И символично, что она погибла в День памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Разумеется, такое неординарное событие всколыхнуло разные слои общества и, прежде всего, Церковь. За Божественной литургией в Успенском соборе Московского Кремля Патриарх Кирилл молился об упокоении душ погибших и о здравии раненых. Он выразил соболезнования архиепископу Южно-Сахалинскому и Курильскому Тихону: «Известие о сегодняшнем жестоком расстреле прихожан в кафедральном Воскресенском соборе Южно-Сахалинской епархии и об осквернении этого храма скорбью отозвалось в моей душе... Произошедшая трагедия свидетельствует, насколько сильно нуждается наше общество в духовном врачевании и нравственном обновлении».
Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «Со словами Патриарха нельзя не согласиться. Общество наше больно. Последние два широко нашумевших убийства особенно это подтвердили: на преступление пошли школьник-отличник, который испытывал серьезнейшие психологические проблемы, и морской пехотинец, который по определению должен быть морально и психологически устойчив. Навсегда от психических срывов отдельных своих членов общество не может быть гарантировано, но вот максимально способствовать этому, меняясь к лучшему, создавая соответствующие духовные и психологические условия, оно обязано».
Обратим внимание на то, что стрелявший был поклонником нацистских идей, он ненавидел верующих. Это вполне типичная картина для современных преступников, и она ясно показывает психологический срез общества.
Ну и, разумеется, снова речь зашла о более простых проблемах - недостаточной безопасности публичных мест. Опять, как и в московской школе, оказалось, что в храме давно уже поднималась проблема безопасности. Там не предусмотрено никакой охраны, если не считать сидевшего на входе пожилого вахтера. А ведь при этом в церковной лавке, что находится в храме, очень много золотых изделий, а в самом соборе - ценных икон. Разумеется, это преступление было совершено не с целью грабежа, но и грабежей у нас огромное количество, и все это следовало бы учитывать.