Версия для печати

Об отмене украинской Радой закона 2012 г. о региональных языках

В России, как и многие в Украине, с нетерпением и тревогой ожидают дальнейшего развития событий после свершившегося переворота. Судя по различным откликам и комментариям, люди испытывают самые разные чувства. Многие сочувствуют борцам Майдана, но есть немало и тех, кто опасается: новая власть будет не лучше, а то и много хуже старой.

Сомнений добавляет сам состав бывшей (до ухода из власти В.Януковича) украинской оппозиции, куда на первых ролях входят праворадикальная партия «Свобода», радикальный «Правый сектор». У значительной части оппозиции, особенно из Западной Украины, популярны идеи Бандеры, других шовинистов.

И некоторые опасения начинают сбываться - как на уровне принятия законодательных решений, так и на уровне намерений оппозиционеров.

Так, 232 депутата Верховной Рады проголосовали за отмену закона об основах государственной языковой политики, согласно которому русский язык признавался региональным там, где на нем говорит больше 10% населения.

Авторы постановления заявили, что закон противоречит Конституции Украины и идет вразрез с Европейской хартией региональных или миноритарных языков. Кроме того, указывается на нарушения, совершенные при его принятии.

Этот закон вступил в силу в августе позапрошлого года и позволил использовать в официальном делопроизводстве любой язык, на котором говорит не менее 10% жителей того или иного региона. Вскоре после того, как закон начал действовать, целый ряд городских и областных советов наделили русский язык статусом регионального. При этом по Украине прокатилась волна протестов. После отмены закона о государственной языковой политике лидер партии «Батькивщина» и один из лидеров оппозиции Арсений Яценюк заявил, что этот шаг не повлияет на права русскоязычного населения страны.

Московское бюро по правам человека выступало с заявлением на предмет принятия этого закона в 2012 г. В заявлении отмечалось, что закон этот важен для поддержки русского языка, хотя с юридической точки зрения он был небезупречен. Однако отмена этого закона - как один из первых шагов в новых условиях - очень символична и может указывать на направление политического вектора в ближайшем будущем, явно не самого лучшего для русскоязычных граждан Украины и развития русско-украинских отношений.

Кроме того, лидер «Свободы» Тягнибок сообщил, что депутаты Верховной Рады принялись за разработку нового документа о национальных языках. СМИ передают, что в новом законопроекте украинский язык будет закреплен как единственный государственный язык, но удовлетворит при этом всех представителей нацменьшинств. Мало того, если сообщения прессы соответствуют действительности (а надо учитывать, что передается очень много непроверенной и заведомо ложной информации), то в одном из выступлений на Майдане Тягнибок пошел еще дальше: он вообще предложил запретить русский язык, ввести уголовную ответственность за его использование, ввести визовый режим с Россией. Какова бы ни была степень достоверности этой информации, она вполне соответствует риторике «Свободы» и ее лидера.

Сам Тягнибок последовательно реализует свои убеждения. Когда у него брала интервью Ксения Собчак, Тягнибок отказался говорить на русском, который прекрасно знает, потребовался переводчик с украинского языка. Говоря о своем нежелании разговаривать на русском, Олег Тягнибок отметил, что можно это назвать принципом или позой, но в «Свободе» решили говорить на украинском языке.

Выступление Тягнибока на открытии 4-й сессии Верховной Рады, призвавшего к «дерусификации и депутинизации» Украины, вызвало возмущение российских дипломатов, сделавших специальное заявление, в котором отмечено, что Украина является многонациональной страной: «Помимо людей, считающих себя украинцами, на землях, которые сегодня составляют территорию современной Украины, испокон веков живут десятки других народов и народностей. Венгры и русины Закарпатья, румыны Буковины, татары Крыма и Донбасса. Для многих украинских народов степи Поднепровья, леса Слобожанщины и Полесья, карпатские и крымские горы - их родная земля, зона, так сказать, их этногенеза». Также в заявлении отмечено, что Украина - родина и для 17 млн. русских людей, и заявление Тягнибока оскорбительно: «Русских, которые не приехали на эти земли вчера. Русских, которые здесь жили всегда, ибо русские - народ, вышедший из днепровской крещальной купели вместе с украинцами и белорусами. Здесь русские могилы, русские храмы, здесь наша общая с украинскими братьями история... Тогда к чему призывает Тягнибок, говоря о дерусификации? К уничтожению русских книг в украинских библиотеках? К разрушению русских исторических святынь, церквей и памятников? К уничтожению кладбищ и осквернению могил выдающихся русских деятелей мировой истории и культуры? К тотальному запрету на русское образование? К запрету говорить по-русски на переменах в школе и носить русские имена, данные матерью? А если кто-то не согласен, тому - депортация? Или концлагеря для перевоспитания?».

Разумеется, возмущены и российские депутаты. Председатель Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий (ЛДПР) заявил, что «Решение Верховной рады, лишившее русский язык статуса регионального, - следствие той цивилизационной схватки, конечная цель которой - «ампутировать» Украину, оторвав ее от России и от русского мира... подобная ситуация приведет к резкому сокращению русскоязычного, в том числе образовательного, пространства на Украине, которое и без того за последние годы серьезно сократилось. С 2008 года количество русских школ на Украине уменьшилось примерно на 600». «Сейчас под давлением Запада новая Верховная Рада пытается сделать так, чтобы уже в ближайшее время дети на Украине перестали говорить по-русски и получать образование на русском языке». Российские же думцы, судя по всему, будут вырабатывать законодательный ответ, который лишь усилит конфронтацию России и Украины: «... уже в самое ближайшее время, наверное, на этой неделе, мы выработаем в Госдуме комплекс мер, цель которых - не потерять ни одну русскоязычную семью на Украине. Чтобы русский мир, который и без того в мире сократился за последние 20 с лишним лет с 350 миллионов человек до 270 миллионов, не понес значительные потери еще и за счет Украины», в частности, упрощенный порядок предоставления российского гражданства русским гражданам Украины и членам их семей. Этот законопроект фракция ЛДПР уже внесла в Думу на обсуждение.

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила: «Это начало сепаратизма и грубейшая ошибка тех, кто принял этот закон. Как можно было принять такое решение в государстве, где проживает огромное количество русскоязычного населения? Это что, забота о целостности государства? Это забота о своем народе?.. Это уже говорит о неприемлемости того режима, который пытается себя узаконить. Надо сначала разобраться с главными вопросами, посмотреть, может быть, что-то в законе и надо усовершенствовать, но не ущемлять права других народов, проживающих на территории Украины».

Выступили против отмены закона и другие российские политики, даже либералы, в целом сочувствовавшие Майдану. Лидер «Яблока» Сергей Митрохин считает, что планы понизить статус русского языка лишь отдаляют Украину от Евросоюза: ««Яблоко» поддерживает идею евроинтеграции. Но тревогу вызывает то, что одной из первых инициатив депутатов Верховной Рады стала отмена «закона о языковой политике», согласно которому русский язык получал статус регионального там, где он является родным как минимум для 10% населения (13 из 27 регионов Украины). Но и на этом Рада не остановилась: сейчас разрабатывается новый законопроект о национальных языках, в котором украинский язык будет закреплен как единственный государственный». По его мнению, «эти решения грубо противоречат Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, подписанной Украиной в 2006 году»: «Ограничение в использовании русского языка не приближает Украину к Евросоюзу, а отдаляет от него». Лидер движения «За права человека» Лев Пономарев также назвал решение Рады ошибкой: «Я считаю, что победители увлеклись». По его словам, решение Рады уже вызвало вполне оправданное возмущение жителей в восточных регионах Украины. Россия, по его мнению, должна употребить свое влияние для того, чтобы не дать этим настроениям развиться.

Разумеется, иной реакции в восточных русскоговорящих регионах Украины закон не мог не вызвать. Губернатор Донецкой области Андрей Шишацкий, который также возглавляет донецкий филиал «Партии регионов», осудив отмену закона «Об основах государственной языковой политики», отметил: «Не надо плясать на костях и дразнить восток». По его словам, решение Рады «похоже на мелкую месть».

Даже ОБСЕ, в числе других общеевропейских структур почти безоговорочно поддержавшая Майдан, выразила недовольство решением Рады. Верховный комиссар ОБСЕ по национальным меньшинствам Астрид Торс заявила: «Решение, принятое в воскресенье Верховной Радой Украины, об отмене закона об основах государственной языковой политики от 2012 года может привести к последующему обострению ситуации, особенно в контексте тех регионов, где языковой вопрос является поводом для серьезных противоречий».

По сути дела, закон Рады об отмене прежнего закона положил начало «языковой войне». Так, известный российский фантаст Сергей Лукьяненко запретил переводить свои произведения на украинский язык, а также заявил о намерении всеми силами добиваться запрета публикаций украинских писателей в России. Лукьяненко в своем блоге чрезвычайно грубо отозвался об украинских фантастах, поддержавших Майдан, назвав их «майданутыми недоумками» и «мерзавцами». Всем «нормальным украинцам» писатель посоветовал уезжать в Россию или Белоруссию, так как Украина отныне, по его мнению, - «проклятая земля, которая будет три поколения избывать свою подлость и трусость». Таким образом, оскорбив и всю оппозицию, и Украину в целом, Лукьяненко вносит свой вклад в дальнейший кризис российско-украинских отношений. Ему вторит и питерский депутат В.Милонов, который направил открытое письмо министру культуры РФ Владимиру Мединскому с требованием запретить концерт украинской группы «Океан Ельзи» в Санкт-Петербурге. Милонов считает, что артисты коллектива, выступавшие на Майдане для протестующих, давно занимают антироссийские и русофобские позиции. В частности, он пишет, что лидер группы Святослав Вакарчук не скрывает своих националистических взглядов, симпатизирует украинским коллаборационистам времен Великой Отечественной войны, выступает против введения в стране русского языка как второго государственного.

Предложения Тягнибока запретить использование русского языка и ввести уголовную ответственность за его применение, законодательно закрепить статус «не гражданина Украины» подобно Латвии, создать министерство «национального самосознания» говорят сами за себя. Члены националистических организаций, вроде «Правого сектора», в интервью (опять же, с поправкой на возможную недостоверность информации) говорят, что «в бизнесе, политике и культуре должна преобладать титульная нация. Всех коррупционеров надо поставить к стенке, имущество олигархов - отдать народу, а затем провести принудительную украинизацию. Русским не понравится? Ну и пусть у...ют обратно в Россию! А не хотят - мы поможем. Русские - это вообще не славяне, а татары и финно-угры. Сами бухают, наркоманят, но себя мнят империей и хотят загнать нас в свой «Таежный союз». Мы этого не допустим!» В ответ на вопрос «Хорошо, избавитесь вы от русских, а дальше что?» некий Егор отвечает: «А дальше мы пойдем освобождать наши земли. Воронежская, Курская, Белгородская области и Кубань - это все украинские территории!»

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «Тягнибок - один из лидеров украинской оппозиции прежнему режиму, а ныне фигура, отождествляющая себя с новой властью. Его предложения, поддерживаемые украинскими депутатами, создают реальную угрозу не только русским в Украине, но и российско-украинским отношениям, да и геополитическому спокойствию на территории бывшего СССР. Поразительно, что зарубежные политические деятели не брезгуют вести с ним диалог и воспринимают как полноценного политика, закрывая глаза на его оголтелый шовинизм».