Версия для печати

К 70-летию депортации балкарцев

Восьмое марта - один из самых радостных дней в году, праздник весны, когда женщинам дарят цветы. И, тем не менее, есть народ, для которого день 8 марта - это день не радости, а печали. Это балкарцы, которые каждый год, 8 марта, вспоминают самый трагический день в своей истории - массовую высылку в 1944 г. в Среднюю Азию.

Обратимся к истории. В августе 1942 г. пять районов Кабардино-Балкарской АССР заняли немецкие войска. 24 октября 1942 г. они оккупировали Нальчик. В республике действовал партизанский отряд в количестве 125 человек. В то же время на стороне гитлеровцев воевали и антисоветские повстанцы.

Как это и неудивительно в сталинское время, вина коллаборационистов легла на весь народ, и было принято решение о депортации балкарцев в Среднюю Азию. Для проведения операции были выделены войска НКВД общей численностью более 21 тыс. человек. 5 марта в балкарских населенных пунктах рассредоточились воинские части. Населению было сообщено, что войска прибыли для отдыха и пополнения перед предстоящими боями.

Депортация проводилась под руководством заместителей Наркома внутренних дел СССР генерал-полковника И.Серова и генерал-полковника Б.Кобулова.8 марта 1944 г. началась депортация. Людей вытаскивали из домов. Хотя по инструкции разрешалось взять с собой до 500 кг груза на семью, на сборы давалось только 20 минут, и собраться люди не успевали. Деньги и драгоценности изъятию не подлежали - однако совершавшие акцию прикарманивали золотые, серебряные вещи. Всего за два часа все без исключения - активные участники Гражданской и Отечественной войн, инвалиды войны, родители, жены и дети фронтовиков, депутаты Советов всех уровней, руководители партийных и советских органов - были погружены в грузовики и доставлены в Нальчик, а оттуда в 14 эшелонах - к местам поселения в Среднюю Азию. Из 37 713 балкарцев 52% составляли дети, 30% - женщины, 18% - мужчины.За 18 дней страшного пути в необорудованных вагонах умерли 562 человек. Их хоронили у железнодорожного полотна во время кратких остановок. Когда составы следовали без остановок, тела умерших в пути охрана бросала под откос. Весь путь от Кавказа до Средней Азии длиной в 5 тыс. км усеян костями переселенцев.14 марта 1944 г. на заседании Политбюро ЦК ВКП (б) Л. Берия отчитался за успешно проведенную операцию. Однако на этом высылка не закончилась. Поиски балкарцев шли и за пределами республики. В мае 1944 г. депортировали 20 семей из ликвидированной Карачаевской АО, 67 человек выявили в других районах СССР. Высылка балкарцев продолжалась до 1948 г. включительно. Даже фронтовики-балкарцы автоматически получали статус спецпереселенцев.

Все спецпереселенцы ставились на учет, они ежемесячно обязаны были отмечаться по месту жительства в спецкомендатурах и не имели права без ведома и санкции коменданта отлучаться за пределы района расселения. Самовольная отлучка рассматривалась как побег и влекла за собой уголовную ответственность. За любое нарушение или неподчинение коменданту поселенцы подвергались административному взысканию или уголовному обвинению. Местное население, идеологически обработанное, видело в них врагов советской власти.

Те, кто пережил дорогу и лишения, оказались в огороженных и тщательно охраняемых местах. Никаких земельных угодий и средств им не выделялось. Чтобы выжить, женщины, по традиции выполнявшие различные домашние работы, и малолетние дети разделяли с мужчинами все тяжелые работы. Ослабленные люди не выдерживали голода, климата, каторжного труда, бытовой неустроенности и умирали. В первый же год ссылки погибли тысячи детей, оставшихся без родителей. Только в Джалал-Абадской области Киргизии с апреля 1944 г. по июль 1946 г. умерли 10 336 человек, или 69,5% от общего количества прибывших сюда балкарцев, чеченцев и месхетинских турок. В иных населенных пунктах умерли все переселенцы. Некому было даже их хоронить. Большинство из переселенцев умирали, не получив никакой медицинской помощи. В течение 1942-1948 гг. среди балкарцев смертность превышала рождаемость и практически стоял вопрос о вымирании и исчезновении этноса.

Балкарцы утрачивали традиционные ремесла, традиции. Подавляющее большинство детей не ходили в школу, получить специальное и высшее образование было практически невозможно.

А на родине даже память о балкарцах решили истребить. 8 апреля 1944 г. Кабардино-Балкарскую АССР переименовали в Кабардинскую АССР. Юго-западные районы республики - Эльбрус и Приэльбрусье - были переданы Грузинской ССР. Последовали распоряжения о переименовании целого ряда населенных пунктов.

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: "При этом каждый четвертый балкарец находился в рядах воюющей Красной Армии, а каждый второй из них погиб на фронте. Воины-балкарцы в числе первых встретили врага на западной границе СССР, став участниками героической обороны Брестской крепости. Сыны Балкарии защищали Москву и Ленинград, принимали участие во всех крупных операциях Великой Отечественной войны".

Лишь три года спустя после смерти Сталина с балкарцев начали постепенно снимать обвинения и ограничения. 9 января 1957 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О преобразовании Кабардинской АССР в Кабардино-Балкарскую АССР». Началось интенсивное возвращение балкарцев на родину, и к 1979 г. около 90% всех балкарцев вернулись на Кавказ.

14 ноября 1989 г. Декларацией Верховного Совета СССР были реабилитированы все репрессированные народы, признаны незаконными и преступными репрессивные акты против них, а в 1991 г. была поставлена окончательная точка в этом печальном историческом эпизоде: был принят Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов», который определяет реабилитацию народов, подвергшихся массовым репрессиям в СССР, как признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до насильственного перекраивания границ.

В 1993 и 1994 гг. увидели свет постановления, призванные нормализовать жизнь балкарского народа - культурную, экономическую.

Однако трагические события не прошли для народа даром. Не считая того, что множество балкарцев погибли в пути, умерли на чужбине, искусственный передел их территории так и не был полностью отменен: ни один из четырех районов Балкарии, существовавших на момент насильственного выселения балкарцев с их территорий в 1943 г., не был восстановлен в их границах, и часть балкарцев была расселена в кабардинских районах. И тут вступили в силу многочисленные исторические споры, когда разные стороны предъявляют древние права на те или иные районы.

За годы депортации народу был нанесен огромный материальный ущерб. Дома, угодья, десятки тысяч голов скота, хозяйственная утварь, домашняя обстановка, ценности, одежда - все нажитое и накопленное несколькими поколениями предков было конфисковано государством, подверглось разграблению и уничтожению. Оставшийся без присмотра и ухода скот разбрелся в горах, и часть его погибла. Все это тяжелейшее наследие невозможно преодолеть за десятки лет - тем более что развал СССР и тяжелые 90-е годы не способствовали возрождению.

Однако балкарский народ живет и трудится. И воспоминания о страшных днях сплачивают и укрепляют его. 8 марта рядом с Мемориалом жертв политических репрессий в Нальчике прошли траурные мероприятия, посвященные 70-летию начала депортации балкарского народа. Состоялся митинг, торжественное возложение цветов к мемориалу. В музее жертв политических репрессий начала работать выставка, посетители которой смогут почерпнуть информацию о депортации и других этапах истории балкарцев.

Обращаясь к участникам митинга, врио Главы КБР Ю.А.Коков отметил: «Сегодня одна из трагических дат в истории Кабардино-Балкарии. Ровно семьдесят лет назад в результате преступного решения правящего режима балкарский народ был насильственного депортирован в Среднюю Азию и Казахстан. В этот день мы разделяем с братским народом душевную боль, вызванную воспоминаниями о тяготах лишений и горечью потерь родных и близких, склоняем головы перед светлой памятью безвинных жертв произвола и беззакония.

Однако невзгоды и лишения не сломили балкарский народ. Присущие ему традиционная мудрость, терпение и сила духа, неугасимая вера в торжество справедливости помогли не только выжить и выстоять в жесточайших условиях, но и, сохранив свой духовный потенциал, вернуться к своим родным очагам, восстановить национальную государственность, вместе с кабардинским, русским и другими народами наладить новую, полноценную жизнь.

Слова особой благодарности сегодня мы адресуем народам Средней Азии и Казахстана, оказавшим неоценимую помощь балкарскому и другим репрессированным народам в годы суровых испытаний.

Время, говорят мудрецы, лечит раны. Мы свидетели того, что балкарский народ после долгих и трагических тринадцати лет изгнания не только не очерствел, а, наоборот, благодаря всеобщей поддержке населения республики, возродился и уверенно, с оптимизмом смотрит в будущее, в единой семье народов Кабардино-Балкарии строит новую жизнь. Это убедительное подтверждение тому, что только в единстве и только в тесном сотрудничестве можно преодолеть все трудности, обеспечить мир и процветание каждому народу и республике в целом».

Ю.А.Коков и Председатель Парламента КБР А.А.Чеченов возложили цветы к мемориалу и посетили экспозицию, посвященную траурной дате.

В связи с 70-й годовщиной депортации балкарского народа в республике образован оргкомитет, куда вошли представители всех общественных организаций Кабардино-Балкарии. Запланировано более 60 памятных мероприятий. Они пройдут не только в республике, но и местах компактного проживания балкарцев в Средней Азии.