Версия для печати

О конфликте вокруг ЦДРИ

Пока многие граждане напряженно и с большими опасениями следят за развитием международных событий, привычные локальные конфликты происходят и внутри России. Понятно, что они не вызывают такого резонанса, но для непосредственных участников этих конфликтов они столь же волнительны, как и международные.

Один из таких конфликтов назревал уже в течение многих лет и в последние недели достиг своего пика. Речь идет о хозяйственно-криминальных спорах вокруг Центрального дома работников искусств (ЦДРИ) - родного дома для многих поколений артистов.

После 1990 г., когда шли бурные процессы приватизации и резко сократились государственные расходы на здания, оставшиеся муниципальными, ЦДРИ пришлось бороться за свою выживаемость. Большинство из проводимых там мероприятий (более 60 в месяц) остаются бесплатными. В отсутствие достаточного финансирования ЦДРИ пришел в упадок - без ремонта многие помещения и крыша прогнили, стали разрушаться. Пришел в негодность зрительный зал на 500 мест, в очень плохом состоянии библиотека, где собрано 150 тыс. ценных томов.

И, как всегда, прекрасный особняк в центре Москвы, на Пушечной улице, остается лакомым куском. Очень многие хотели бы забрать в собственность или хотя бы взять часть его помещений в аренду. Соответствующее желание может возникнуть и у администрации здания - надо быть очень честным человеком, чтобы за приличные «откаты» не использовать «левые» схемы по сдаче в аренду помещений.

Но без скандала так и не обошлось, хотя до сих пор неясно, кто прав в этой истории. Споры о праве на собственность ЦДРИ начались в 2012 г. Тогда инициатором смены собственника выступил Департамент имущества г. Москвы (формально ЦДРИ принадлежит Московскому правительству). Однако Арбитражный суд г. Москвы признал право собственности за АНО «ЦДРИ», как полноправным правопреемником организации-предшественника, отметив при этом, что у городских властей нет законного и подтвержденного права собственности на это имущество. Арбитражный апелляционный суд г. Москвы подтвердил предыдущее судебное решение, не удовлетворив жалобу Департамента имущества г. Москвы, как не имеющую обоснованных доводов. В январе 2013 г. Федеральный арбитражный суд Московского округа также подтвердил справедливость предыдущих судебных решений.

Тем временем в ЦДРИ сменилась администрация. Нынешнее правление ЦДРИ было избрано в июле 2011 г. на конференции, на которой присутствовали более 200 человек. По словам директора ЦДРИ Энгелисы Погореловой - заслуженного работника культуры России, академика Международной академии духовного единства народов мира при ЮНЕСКО, - «все документы правильные, все оформлены». Однако ряд видных деятелей искусства, ранее входивших в правление ЦДРИ, обратились в аппарат правительства, а также в правоохранительные органы, заявив, что команда г-жи Погореловой подделала протокол собрания правления организации, в результате чего было избрано новое, подконтрольное правление, выбравшее ее своим председателем.

В ходе доследственной проверки было объявлено, что сведения подтвердились, - был изготовлен «подложный протокол внеочередного заседания организации», после чего соответствующие изменения были внесены в устав организации и госреестр, что обеспечило Погореловой доступ к активам организации. При этом Погорелова числилась не только председателем, но и сопредседателем одновременно. Следователи предполагают, что это было сделано для того, чтобы иметь один дополнительный голос на собраниях. Иначе говоря, считает следствие, был осуществлен рейдерский захват здания.

4 февраля 2013 г. по ст. 170.1 УК РФ («Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета») было возбуждено уголовное дело, и сотрудники ГУЭБиПК провели обыски в ЦДРИ. Были изъяты все уставные документы организации, а также финансово-хозяйственная документация деятельности Дома работников искусств.

Были также проведены обыски и в квартирах 78-летней Погореловой и ее дочери - директора-распорядителя ЦДРИ по финансовым вопросам Елены Смирновой. Мать и дочь проходили по делу свидетелями. Но полицейские считают, что изъятые при обыске документы подтвердили правомочность возбуждения уголовного дела. Елена Драпеко, первый зам. главы Комитета по культуре Госдумы, заявила: «Мне искренне жаль, что некогда известный всей стране очаг культуры превращен стараниями новых хозяев в лавочку. Надеюсь, сообща нам удастся выправить ситуацию в ЦДРИ и вернуть Дому истинное предназначение». Кроме того, чуть раньше группа видных деятелей искусств, среди них - мультипликатор Юрий Норштейн, актрисы Наталья Тенякова, Татьяна Догилева, музыкант Сергей Старостин, художники Александр Корноухов и Феликс Бух, певицы Ольга Арефьева, Инна Желанная, направили обращение к правительству Москвы с просьбой взять ЦДРИ под свою опеку.

И вот поступило сообщение, что сотрудники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России взяли с поличным директора-распорядителя ЦДРИ Елену Смирнову и ее знакомого Евгения Киршонкова при получении 1,2 млн. руб. за сдачу в аренду помещения предпринимателю.

На взяточников вышли якобы случайно, расследуя уголовное дело по факту рейдерского захвата здания ЦДРИ. Правоохранители утверждают, что в храме искусства существует нелегальный бизнес по сдаче в аренду помещений: новые хозяева Дома берут с арендаторов двойную цену - одну сумму обозначают в договоре, а вторую кладут в карман. Борцы с коррупцией считают, что упомянутый случай отнюдь не единичный, и продолжают следствие. Фигурантам дела суд определил меру пресечения - домашний арест.

Однако очень много других деятелей искусств на стороне нового правления. Они считают, что и первое, и второе дело были сфабрикованы с целью отнять здание, и напоминают, что еще 30 октября 2013 г. группа неизвестных людей в штатском ворвалась в здание ЦДРИ и увезла в неизвестном направлении Е.Смирнову, не дав ей воспользоваться услугами адвоката. По словам сотрудников ЦДРИ, данная акция являлась частью плана, связанного с предыдущими попытками изъятия здания.

В результате они обратились с письмом к Президенту В.Путину с просьбой защитить ЦДРИ от захвата их противниками. Они указывают, что все суды были выиграны руководством ЦДРИ, что стараниями Гореловой и Смирновой дом «оживает и расцветает» и что все это - «звенья одной цепи, имеющие целью уничтожение уникального очага культуры России с 84-летней историей». Авторы письма попросили Президента вмешаться в ситуацию, «остановить незаконное преследование Смирновой Е.В., предотвратить рейдерский захват ЦДРИ, защитить Дом и, по возможности, принять нашу делегацию деятелей искусств».

Письмо подписали более 7 тыс. человек, среди них - виднейшие деятели искусств Владимир Зельдин, Алиса Фрейндлих, Людмила Чурсина, Александр Панкратов-Черный, Эммануил Виторган, Эмиль Кио, Евгений Петросян, Александр Голобородько, Марк Розовский, Аристарх Ливанов и многие другие.

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод:"Таким образом, и артисты разделились на два лагеря по отношению к происходящему. Конечно же, следствию предстоит разобраться, кто прав, а кто виноват. Но, несомненно одно: на кону стоят большие деньги, и поэтому идет столь яростная борьба. Увы, ситуация в ЦДРИ зеркально отражает ситуацию в немалом количестве учреждений. И самое главное, у населения пропала вера в справедливость. Ведь следственные органы нередко подозреваются в том, что они обслуживают какую-то из сторон, и им не доверяют. Остается ждать развития событий и надеяться на их справедливое разрешение".