Версия для печати

О событиях в Донецке

Глубочайший исторический раскол между югом и востоком Украины, с одной стороны, и западной частью - с другой, разношерстность оппозиции, включающей в себя откровенных нацистов, вмешательство извне - все это создавало предпосылки самого печального развития событий. К этому надо добавить явные ошибки т.н. «новой власти» (первым делом отменившей закон о региональном статусе русского языка), участие неясных третьих сил - как обычно, в эпоху революционных событий всплывает грязная политическая пена, - все это лишь усугубило ситуацию. И в Украине, и в России здравые люди уповали на одно - только бы обошлось без крови. Но, увы, чудес не бывает. К сотне погибших на Майдане добавляются новые жертвы в ходе новых конфликтов.

Стычек, естественно, следовало ожидать в восточных регионах. Про-русски настроенные граждане неизбежно должны были восстать против новых украинских властей, видя в них «бандеровцев», «нацистов» как по факту (напомним, в правительство входят пять министров из праворадикальной «Свободы»), так и под воздействием массированной пропаганды по русскоязычным каналам. Но на востоке есть и про-майдановские силы, и гости, случайные и неслучайные, из западных областей, да и власти регионов занимают вполне осторожную позицию.

И вот первый громкий конфликт произошел в Донецке - центре угольного региона, настроенного традиционно пророссийски и давно переживающего экономический кризис, что не может не сказаться на настроении граждан.

13 марта на донецкой площади им. Ленина практически одновременно проходили два митинга. В одном принимали участие пророссийски настроенные граждане, в другом - приверженцы евроинтеграции под лозунгом «За единую Украину». Хотя собравшихся разделял кордон милиции, практически сразу после завершения митингов агрессивные настроения вылились в потасовку.

Естественно, СМИ комментируют ход событий прямо противоположно - в зависимости от того, какую политическую позицию они занимают. По сообщениям пророссийских СМИ, «коренные» жители Донецка пришли на митинг без оружия. Они хотели поддержать Крым и проведение референдума в Донбассе. Приверженцы же новой киевской власти, организованно приехавшие на автобусах, а также «согнанные властью» студенты скандировали: «Чемодан, вокзал, Россия!» и выкрикивали другие провокационные лозунги. Потом под сине-желтыми флагами появились крепкие молодые люди в балаклавах и масках, с красными повязками на рукавах. В руках у них были бутылки и куски арматуры. Взаимные оскорбления переросли в драку, милицейская цепь была прорвана, и началось побоище. По сведениям тех же СМИ, у представителей «Правого сектора» было оружие, в найденных позже на месте потасовки вещах были найдены билеты из западных регионов Украины, травматическое оружие и газовые баллончики, а в автобусах обнаружились биты и куски арматуры.

Когда милиция рассеяла майдановцев, а она хотела их эвакуировать, их противники блокировали выезд автозаков, начав бросать в них камни и петарды, а милиция, пытаясь предотвратить самосуд, противостояла, как могла, натиску улицы.

В итоге, по разным сведениям, от 1 до 3 человек погибли, а около 30-ти получили ранения.

По сведениям проукраинских СМИ (при всех условностях этих определений), наоборот, участники пророссийского митинга напали на майдановцев. Агрессивные молодые люди с георгиевскими ленточками кидали в оппонентов петарды, пакеты с водой, пустые бутылки из-под водки, камни и брызгали слезоточивым газом. При этом нападающие кричали: «Россия!» и «На колени!». Потом, по сообщениям телеканала ТСН, в ход пошли ножи. Милиция не сумела сдержать напор «титушек», начавших переворачивать автозаки и бить оппонентов. В сообщениях указывается, что убитым оказался местный житель, активист донецкого отделения националистической партии «Свобода» Дмитрий Чернявский.

Следствие, несомненно, будет проведено, хотя за объективность его результатов ручаться сложно. Однако одно несомненно: сотрудники милиции во время митингов в центре города не должным образом отнеслись к выполнению служебных обязанностей, что и привело к массовым беспорядкам. Начальник Главного управления МВД Украины в Донецкой области Константин Пожидаев заявил, что сотрудники милиции могли бы применить водометы, что спасло бы ситуацию, но на улице была «нулевая» температура, - при том, что участники митингов и журналисты утверждают, что вечером 13 марта в Донецке было до +7 (хотя непонятно, что мешало властям вообще развести митинги в разные места города). Одновременно К.Пожидаев заявил, что «всю ночь милиция принимала меры по установлению лиц, причастных к конфликту. 4 человека были задержаны, идентифицированы по фото и видеоматериалам более 300 человек, которые доставляются сейчас в милицию для проведения с ними следственных действий».

В результате создана оперативно-следственная группа, отрабатывается план первоочередных следственных действий, после чего будет определен круг ответственных за действия правоохранителей во время массовых беспорядков.

Тем временем глава МВД Украины Арсен Аваков сообщил, что, «исходя из первых материалов ночного расследования, эти задержания - только начало... Либеральная риторика воздействия на бандитов с ножами нами применяться не будет - жесткое персональное реагирование». Но эксперты утверждают, что МВД Украины, которое, по мнению обеих сторон, ничего не сделало для предотвращения беспорядков, «сохранив нейтралитет», разве что и ограничилось задержанием четырех человек.

В связи с событиями в Донецке был объявлен траур, по всей территории региона приспущены государственные флаги на зданиях органов власти, госпредприятий, учреждений и организаций.

Остается доверять словам министра, что «начало» расследованию будет положено. Но вот продолжение беспорядков последует, вне всяких сомнений. Первый заместитель командующего Национальной Гвардией Украины Николай Мельник заявил, что, по достоверным сведениям, 15-16 июня возможно проведение новых массовых акций в Донецке, возможно, с привлечением большего количества пророссийских активистов, главной целью которых станет смещение главы Донецкой облгосадминистрации Сергея Таруты и председателя облсовета Андрея Шишацкого. Основную вину Мельник возложил на продолжающего «свою политику» Владимира Путина. При этом генерал-лейтенант уточнил, что возможен завоз пророссийского «компонента» из российских регионов.

В свою очередь, российский МИД заявил, что киевские власти не контролируют обстановку в стране и что Россия готова взять под защиту находящихся на Украине граждан. В министерстве при этом, комментируя столкновения, заявили, что в Донецке на мирных демонстрантов, вышедших на улицы в знак протеста против «людей, называющих себя украинской властью», напали представители праворадикальных группировок, вооруженные битами и травматическим оружием.

Все эти сообщения чрезвычайно тревожны. А эстафету у Донецка уже принял Харьков. По сообщению А.Авакова, в Харькове произошла «перестрелка между радикалами». У обеих сторон имелось огнестрельное оружие. Министр отметил, что два человека были убиты, еще несколько человек пострадали, включая милиционера, получившего тяжелое ранение. Около тридцати участников инцидента арестованы, но в одном из зданий забаррикадировались около сорока человек. Правоохранительные органы сумели договориться с ними о доступе в здание для проведения оперативно-следственных мероприятий.

По словам губернатора Харькова Игоря Балуты, перестрелка стала результатом тщательно спланированной провокации. Он винит во всем майдановцев, заявив, что драка началась, когда неизвестные подъехали к группе пророссийских активистов на числящемся в розыске микроавтобусе с днепропетровскими номерами. Балута отметил, что на этой машине провокаторы уже приезжали 8 марта. Сами пророссийские активисты говорят, что на них напали представители «Правого сектора».

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «Таким образом, события развиваются по наихудшему сценарию. «Новая власть» Украины не способна контролировать ситуацию и обеспечивать безопасность граждан страны».