Версия для печати

О ситуации вокруг Константина Ярошенко

Довольно печальная и крайне неприятная новость пришла из Америки.

Российскому летчику Константину Ярошенко отказали в проведении неотложной операции. Администрация тюрьмы сочла ее нецелесообразной.

Напомним, что Константин Ярошенко с 1998 г. по контрактам осуществлял пассажирские и грузовые авиаперевозки в страны Африки на самолете АН-2. В мае 2010 г. он был арестован в Либерии американскими спецслужбами и тайно вывезен в США. По версии американских обвинителей, россиянин с подельниками-африканцами вступил в преступный сговор, в соответствии с которым летчик должен был перевозить партии наркотиков стоимостью в миллионы долларов, тайно доставлявшиеся из Южной Америки в Либерию, а оттуда - в другие государства, включая США.

В апреле 2011 г. жюри присяжных признало Константина Ярошенко виновным, и россиянин получил 20 лет тюрьмы.

Адвокаты Ярошенко, российские официальные власти неоднократно указывали, что обвинение против Ярошенко строится на сомнительных данных, требовали передачи заключенного России, разрешения на более активное участие российской стороны в процессе, но получали отказы.

Министерство иностранных дел России неоднократно указывало на «политическую мотивированность» и «несправедливость» дела Ярошенко, на факты применения к нему «недозволенных методов физического и психологического воздействия», но безрезультатно. Вполне возможно, и эту версию огласила мать летчика Любовь Ярошенко, что дело против ее сына было сфабриковано, чтобы найти какие-то «подпорки» в деле Виктора Бута - другого известного арестанта, которого американские спецслужбы обвинили в торговле оружием и который также стал фигурантом шумного процесса.

В июне 2013 г. суд в Нью-Йорке отклонил апелляцию Ярошенко на приговор, вынеся довольно странное постановление, что «ни жестокость полиции, ни похищение, к которому прибегли сотрудники спецслужб, не могут служить причиной для обжалования приговора».

В настоящее время К.Ярошенко содержится в федеральной тюрьме общего режима в Форт-Дикси (штат Нью-Джерси). И ситуация с российским летчиком резко обострилась в связи с тем, что после пыток, которым он подвергся при аресте, у него возникли серьезные проблемы со здоровьем. У него тяжелая гипертония, он задыхается при ходьбе. Неоднократные обращения к тюремным властям оказать медицинскую помощь оставались безрезультатными.

Вопрос о здоровье Ярошенко поднимал министр иностранных дел С.Лавров в разговоре с госсекретарем США Джоном Керри, но глава американского внешнеполитического ведомства сообщил, что Ярошенко не жалуется на здоровье. Причем причины столь упрямого отрицания проблем со здоровьем Ярошенко так и остались неясными.

В феврале поступило сообщение от адвоката Ярошенко Алексея Тарасова, что у летчика «запредельно высокое давление» и он находится в предынфарктном состоянии: «Мы посоветовались с медиками, и они говорят, что это классические симптомы надвигающегося инфаркта, и что если ничего не сделать, я боюсь, мой клиент может умереть в тюрьме... Он испытывает острые боли в сердце, кровяное давление зашкаливает. Медицинскую помощь в тюрьме, несмотря на все признаки инфаркта, ему предоставят лишь в понедельник. Константин не доживет до этого дня».

Однако сотрудники тюрьмы заявили, что Ярошенко за помощью не обращался. Адвокат сообщил, что он экстренно направил по почте официальный запрос начальнику тюрьмы Форт-Дикс Джераду Холингсуорсу с требованием оказать Ярошенко неотложную медицинскую помощь и письмо по электронной почте Элли Уатсону - главному надзирателю тюремного блока, в котором содержится россиянин, - однако никаких ответов не поступило.

С того времени состояние летчика еще более ухудшилось, у него стали отниматься ноги. Ярошенко прошел обследование у врача из госпиталя «Святого Франциска», который настоятельно рекомендовал операцию по результатам обследования: соответствующая запись имеется в медицинской карте летчика. Необходимость хирургического вмешательства была вызвана обострением заболевания варикоцеле. И вот стало известно, что тюремная администрация официально отказала летчику в проведении неотложной операции.

Посетивший летчика в тюрьме Алексей Тарасов подтвердил, что его подзащитный находится в критическом состоянии: «У него лицо красного цвета, во время нашей беседы он несколько раз задыхался, ему явно не хватает воздуха. Скорее всего, пилот находится в предынфарктном состоянии». Естественно, о состоянии здоровья известно и тюремным властям. Однако те развели руками и предложили Ярошенко пройти лишь ультразвуковое обследование, специальный осмотр россиянина на предмет острой сердечной недостаточности администрация тюрьмы проводить не будет. И это притом, что юрист связался с медиками и предупредил их о возможной угрозе инфаркта. Летчик не может лечь, вся левая сторона его «горит», и он спит полусидя. У него прогрессирует расстройство речи: он часто заикается и не выговаривает отдельные слова. Сами условия пребывания в камере только способствуют ухудшению состояния Ярошенко: там очень холодно, спать приходится в одежде, вместе с ним находятся еще 12 человек (свидетельствующие о его частых приступах, когда он долго не может вдохнуть или выдохнуть).

Буквально в последнюю минуту, когда состояние россиянина достигло критического, администрация тюрьмы в Нью-Джерси согласилась на его госпитализацию в гражданский госпиталь. Однако в США был праздник, День Президента, и перевод в госпиталь отложили.

По словам 63-летней Любови Ярошенко, сейчас ее сын пребывает в очень тяжелом состоянии. Сама она находится на грани отчаяния и не исключает, что совершит акт самосожжения перед посольством США в Москве, если в ближайшее время сын не вернется в Россию.

Ситуация действительно критическая, и, судя по всему, возникла реальная угроза жизни летчика. Почему администрация тюрьмы не согласна на операцию, совершенно непонятно. Вопрос ли это финансового обеспечения или за таким решением еще что-то или кто-то стоит?

В конце февраля с.г. член СПЧ Игорь Борисов обратился к членам Совета с предложением подписать заявление относительно К.Ярошенко.

Вот этот текст:

Обращение Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека в связи с ситуацией вокруг российского гражданина Константина Ярошенко, отбывающего срок заключения на территории США

Российский летчик Константин Ярошенко был приговорен к 20 годам лишения свободы в сентябре 2011 года за сговор с целью ввоза в США партии наркотиков, то есть за преступные намерения. В США он был доставлен из Либерии, где его арестовали 28 мая 2010 года. Состояние здоровья Константина Ярошенко резко ухудшилось в начале 2014 года. Представители МИД России неоднократно обращались к официальным лицам США принять меры по медицинскому обследованию и надлежащему лечению Константина Ярошенко, однако американская сторона игнорирует данные требования. На данный момент Константина Ярошенко находится в критическом состоянии, тем самым под угрозу поставлена жизнь человека.

Также следует отметить, что ни в одной национальной правовой системе не применяются такие большие сроки заключения за намерения совершить преступление, что противоречит принципам соразмерности и справедливости наказания.

Совет обращается к правозащитным организациям США о взятии под свой контроль ситуации с российским осужденным летчиком Константином Ярошенко на основе строгого соблюдения международных норм в сфере прав человека и принципа законности, учитывая гуманитарный характер сложившейся критической ситуации.

Отмечу, что этот текст подписали только три(!) члена СПЧ: И.Борисов, А.Брод и А.Козырев. Даже после этого текст заявления так и не был размещен на сайте СПЧ!

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: "Дело не в том, действительно ли летчик виновен или нет (хотя, по словам российской стороны, все обвинения надуманные). Даже если он виновен и осужден законно, то требования гуманности обязывают тюремщиков заботиться о здоровье заключенных. В противном случае все это выглядит просто дикостью и бесчеловечностью. Российские власти должны предпринимать настойчивость в борьбе за жизнь К.Ярошенко, хотя в связи с событиями в Украине отношения между двумя странами резко ухудшились, и рассчитывать на доброжелательность американцев не приходится".