Версия для печати

Памяти Виктора Славкина

Российская культура понесла еще одну утрату. 16 марта скончался один из самых ярких российских драматургов Виктор Славкин.

Виктор Иосифович Славкин родился в Москве 1 августа 1935 г. Как это часто случалось среди российских деятелей культуры, образование он получил техническое, окончив в 1958 г. Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, после чего работал инженером. Но уже с начала 60-х годов он писал одноактные пьесы, которые ставились в эстрадном театре-студии МГУ.

Со временем Славкин целиком переключился на литературную деятельность, начав работать в журнале «Юность» - оплоте оттепельной и постоттепельной литературы. Там он нашел подлинную творческую атмосферу и единомышленников - отделом сатиры и юмора в «Юности» руководил Марк Розовский, после него - Аркадий Арканов. В «Юности» Славкин придумал популярный образ Галки Галкиной, отвечавшей на письма трудящихся. Одновременно он написал несколько пьес, которые можно назвать программными для советского театра 70-80 гг., - «Дочь стиляги» и «Серсо» (1979), по которым поставил знаменитые спектакли Анатолий Васильев.

Известен был Виктор Славкин и своими замечательными мультфильмами, среди которых - «Гофманиада», «Юбилей», «Пуговица» и многие другие.

Очень многие оценки творчества советских деятелей культуры связаны со спецификой этой культуры и самого времени, когда творили художники. В условиях давления коммунистической идеологии, запретных тем оставаться верным себе было крайне сложно. А быть верным себе означало не только прямо обличать ненавистную систему, но и вести разговор об общечеловеческих ценностях, о нормальных переживаниях людей, которые стремятся быть свободными и открытыми. Именно это и удавалось в полной мере Виктору Славкину.

«Дочь стиляги», которую поставил молодой режиссер Анатолий Васильев, стала нравственным манифестом духовного сопротивления интеллигенции брежневской эпохи. Спектакль под названием «Взрослая дочь молодого человека», в котором звучит музыка Глена Миллера и Дюка Эллингтона, буквально дышит жизнью, ломая все стереотипы классического реалистического и уже не слишком соответствующего эпохе театра. Славкин предлагал фактически по-новому понимать слово, создал новую методику работы режиссера с артистами. С его подачи Васильев открыл, по сути, новый театр, ставший законодателем мод на десятилетия...

Успех спектакля был оглушительным, реплики пьесы разошлись на пословицы.

Но как это часто бывало в советское время, все искреннее, талантливое и свободное воспринималось властями как нечто враждебное, как подрыв государственной идеологии. Анатолия Васильева вместе с труппой уволили. Его приютил Юрий Любимов в театре на Таганке, где Васильев поставил еще одну пьесу Славкина - «Серсо», про компанию 40-летних одиночек. Критики разное находили в пьесе - кто абсурдистскую драму, кто - отголоски Чехова, но все признавали, что пьеса опять знаковая и ломает все стереотипы.

Увы, сотрудничество с Васильевым на этом прекратилось, да и значимых пьес Славкин больше не написал. Он писал сценарии для мультфильмов, работал в «Юности», стал вести телевизионную программу «Старая квартира». Легкий, остроумный, светлый человек, он многим помогал. Но ему выпала трагическая судьба - он потерял жену, детей у него не было, и в довершение ко всему он заболел болезнью Альцгеймера. В этом был какой-то парадокс. Его передача о «старой квартире» радовала телезрителей теплотой и человечностью - и, посвятив себя воскрешению памяти о жизни 60-х, он почти потерял память.

Славкин удостоен немногих официальных наград за свое творчество - разве что в 1998 г. он получил премию ТЭФИ за лучшую режиссуру.

Директор МБПЧ Александр Брод: «В истории российского театра Виктор Славкин останется навсегда, и, конечно же, в памяти благодарных зрителей и своих друзей. Я помню его блестящее выступление в программе «Вокруг смеха», мы общались с ним на юбилее Аллы Гербер. Это был мудрый, искрометный человек. Он мог бы реализовать себя намного больше. Светлая память. Думаю, наш театр еще вернется к его пьесам».