Версия для печати

О предложениях И.Зотова по изменению концепции предмета «Основ религиозных культур и светской этики»

Уже много лет идут споры по вопросам преподавания в школе курса по истории религий, а конца спорам нет. И это не случайно. До сих пор еще на найдено оптимального варианта, как преподавать основы религиозных знаний, - строго следуя принципу отделения религии от государства, не скатываясь в изучение Закона Божьего, обеспечивая уважение к поликонфессиональному характеру России.

Напомним, что эксперты негативно относились к введению в школьный курс религиозно окрашенных предметов и выступали за максимально светский характер преподавания истории религий - оставляя религиозные занятия для воскресных школ. Такая позиция обосновывалась и историческим опытом, и психологическими особенностями детей, и чисто техническими сложностями введения такого курса.

В итоге идея преподавания религий, вызывавшая бурную полемику в обществе, прошла сложную и, безусловно, прогрессивную трансформацию - от предложения ввести в школах «Основы православия» до предложения в 2009 г. тогдашнего президента Д.Медведева ввести в школах три альтернативных курса, которые могли бы выбирать учащиеся, - основы одной конкретной религии, основы мировых религий, светская этика.

Однако результаты экспериментов по введению в ряде регионов шести соответствующих учебных модулей все равно выявили немало проблем. Не случайно на обсуждении в Общественной палате РФ ряд ее членов, экспертов, историков, религиозных деятелей высказывались за преподавание общего светского курса по истории основных религий вместо указанных модулей. Их аргументация сводилась к тому, что преподавание дисциплин с конфессиональной окраской может способствовать разобщению учеников, что необходимо знать основы истории и культуры всех религий, что не хватает подготовленных преподавателей и т.д.

И вот только что депутат Государственной Думы, лидер Российской партии пенсионеров Игорь Зотов обратился к министру образования Игорю Ливанову с предложением создать экспертную группу по изменению концепции школьного предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Вместо изучения одного из шести модулей (основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики) депутат предлагает создать общий учебный курс, основанный на ценностном единстве четырех мировых религий и сходстве основополагающих принципов христианства, ислама, буддизма и иудаизма.

Аргументирует свое предложение И.Зотов вполне резонно: «Возможность выбирать отдельные модули для углубленного изучения одной религии усиливает тенденцию этно-территориального обособления, что может привести к ухудшению межнациональных отношений в субъектах РФ, этнической и религиозной нетерпимости». В самом деле, согласно мониторингу, проведенному Министерством образования и науки, наблюдается прямая зависимость между выбором того или иного модуля и доминирующей религией в регионе: наибольшее количество учеников, выбравших модуль «Основы православной культуры»,- в Центральном федеральном округе, а «Основы исламской культуры» - в Северо-Кавказском, из чего вывод депутата с очевидностью следует.

А поскольку Зотов видит в четырех религиях общие ценностные принципы, что каждая традиционная религиозная община преследует одну цель - обеспечить мир и порядок в обществе с помощью одних и тех же постулатов, то депутат предлагает переформатировать школьный курс, чтобы выявить общность гуманистической составляющей всех этих религий: «Целесообразно рассматривать не каждое вероучение в отдельности, как это отражено в текущей программе курса, а создать объединенный предмет, который рассказывал бы о сходных моральных принципах и устоях всех конфессий».

Инициативу Зотова поддержал Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода: «Это единственно правильное решение по нескольким причинам. Разделение класса по религиозному, конфессиональному, национальному признаку не укрепляет дружбу между детьми, а создает предпосылки для конфликта. Дети, которые учат только основы своей конфессии, не знают других религий, что является элементами невежества и служит основой для развития неуважения друг к другу. Растут дети, которые хорошо знают основы своей национальной и конфессиональной культуры, но не знают ничего другого. А чтобы уважать другие конфессии, такие знания нужны. Наконец, преподаватели подготовлены именно для преподавания основ нескольких разных религий, а не для преподавания одной». С этим нельзя не согласиться: трудно себе представить, чтобы, например, для преподавания буддизма в Москве нашлось достаточно преподавателей, которые получили бы специальные знания именно по основам этой конфессии.

Поддержал Зотова и постоянный представитель Буддийской традиционной сангхи России Андрей Бальжиров: «Объединение модулей в один курс, рассказывающий обо всех религиях, было бы интересно всем... Это расширило бы кругозор детей, сблизило их друг с другом, способствовало бы возникновению большего взаимопонимания между ними».

Но вот представители наиболее представительных конфессий в России - православия и ислама - выражают несколько иную точку зрения. Председатель Отдела Московского патриархата по взаимодействию Церкви и общества, протоиерей Всеволод Чаплин полагает, что выбор надо оставить за учениками: «В школе присутствуют люди разных мировоззрений, в том числе тех, которые предполагают, что только их религия истинная. Преподавать им нечто другое, в частности, общий курс об основах разных религий, в которых вопрос об истинности будет игнорироваться, было бы грубейшим нарушением свободы мировоззренческого выбора. Общий курс сейчас является одним из вариантов выбора. А попытка навязать его всем неприемлема». Руководитель аппарата Духовного управления мусульман Европейской части России Дамир Мухетдинов также осторожно отнесся к предложению: «Если рассуждать в региональном аспекте, говорить о регионах с преобладанием одной этнической группы, то, конечно, жители и граждане были бы заинтересованы в том, чтобы изучать религию своих предков. Но что делать с регионами, где нет таких превалирующих групп? К тому же многие преподаватели конфессий не могут удержаться и вместо фактов рассказывают ученикам личное мнение. В результате происходит подмена понятий. Было бы целесообразно ввести преподавание объединенного модуля в нескольких регионах и на основе данных мониторинга решить - оставить все как есть или же работать по новой модели».

В рассуждениях В.Чаплина есть свой резон, исходящий, скорее, из религиозного мировоззрения. Христианство, и православие в частности, принципиально отличается от ряда других религий по своим вероучительным и ценностно-религиозным установкам. Преподавание основ вероучения с акцентом на общие гуманистические начала в известной степени выхолащивает религиозную суть той или иной конфессии. И этого представители превалирующих религий справедливо опасаются. Религиям же, менее репрезентативным для России, и суть которых малоизвестна россиянам, как раз желательно «подтянуться», чтобы российские граждане перестали относиться к ним с предубеждением.

Что касается высказывания Д.Мухетдинова, оно не совсем ясно. Как раз в регионах, где нет «превалирующих групп», проект И.Зотова и нашел бы более благоприятную среду. И мониторинг вряд ли что даст - очевидно, что в Татарстане предпочтут, скорее всего, изучать ислам, в Бурятии - буддизм, а вот в Москве - общий курс. Что же касается «преподавателей конфессий», то уже было решено, что преподавание ведут светские учителя, а не религиозные деятели, поэтому опасения Мухетдинова кажутся напрасными.

Директор МБПЧ Александр Брод: "Представляется, что проект И.Зотова разумен и достоин внимания. Но в то же время он не учитывает нескольких важных моментов: в России живут представители и других христианских конфессий, помимо православия. При формировании курса надо обязательно учесть необходимость рассказать школьникам о католицизме, протестантизме, так же как и о направлениях ислама. Законопроект требует дальнейшей проработки и экспертных обсуждений".