Версия для печати

О международной конференции «Неофашизм в Европе: 70 лет спустя»

Неофашизм - одно из опаснейших явлений современного мира. Он проявляется повсюду и во все более радикальных формах: это и убийства на почве ксенофобии, и вандализм, и скатывание политических партий в крайне правый сектор. Во многих парламентах неофашисты уже играют серьезную роль. И не случайно обсуждение неофашизма и проблем, связанных с ним, привлекает серьезнейшее внимание общественности.

Очередное такое обсуждение состоялось в Санкт-Петербурге в рамках крупной международной конференции «Неофашизм в Европе: 70 лет спустя». Мероприятие было организовано российским Фондом Андрея Первозванного, Центром национальной славы и Европейским еврейским конгрессом, в нем приняли участие ученые, политики, представители общественных движений из России, Израиля, Белоруссии, стран Балтии, Австрии, Германии и других государств.

В открытии форума принимал участие губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. В своем обращении к участникам конференции он подчеркнул: «Сегодня здесь собрались ученые, государственные деятели, лидеры молодежных движений из 20 стран мира. Среди вас - люди разных профессий, национальностей и культур. Но всех нас объединяет ответственность за то, что происходит в мире и обществе. Ответственность за сохранение исторической памяти и преемственность поколений. Нас не могут не тревожить проявления экстремизма и неофашизма, участившиеся в некоторых странах Европы. И особенно горько осознавать, что волна экстремизма поднимается в странах, переживших ужасы фашизма».

Один из организаторов конференции президент Фонда Андрея Первозванного Михаил Байдаков прямо заявил, что необходимость проведения форума обусловили украинские события, которые происходят на фоне антирусских и антироссийских действий активистов националистического движения «Правый сектор» и их лидера Дмитрия Яроша: «Мы обсуждаем вопросы возникновения неофашизма на территории Европы, что связано в том числе и с событиями, происходящими на Украине. Участники конференции видят в этом большую опасность».

Докладчики говорили в основном о нарастании фашизма в Европе и главным образом в Украине. Многочисленные примеры звучали в выступлении председателя попечительского Совета Фонда Владимира Якунина: «На западе Украины неофашистские взгляды становятся все популярнее», «в Киеве под знаменами Бандеры проходят шествия», «в Ровно установлен памятник Петлюре», «движение на Майдане... было, по сути дела, похищено крайними националистами и фашистами».

Председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России раввин Зиновий Коган заявил, что опасается взрыва неонацистских проявлений на Украине: «В этом году Украина опередила все страны. И дело не в майдановцах, а в «Правом секторе» и партии «Свобода». Ситуацию расшатывают лидеры именно этих движений. Их заявления - бездумные провокации, жертвами которых становятся обычные граждане. Думаю, стоит опасаться взрыва проявлений неофашизма во время выборов на Украине и после них».

Кроме того, говорилось много и о странах Балтии, где по согласованию с местными властями до сих пор маршируют участники формирований СС. И уже в меньшей степени были затронуты страны Европы, где возрастает национализм: в качестве примера обсуждались выборы во Франции, где ультраправый «Национальный фронт» на прошедших муниципальных выборах занял третье место по числу мандатов.

Впрочем, председатель объединения «Россия-Германия-Новое поколение» Кристоф фон Ольденбург рассказал, что немцы получили «прививку» от нацизма, что все они в школах изучали ужасы, которые нацизм принес в Европу, что его поколение на этом воспитано. Однако выступивший сразу после него директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян подчеркнул, что Степан Бандера персонально упомянут в приговоре Нюрнбергского трибунала, что в Европе ничему не учатся, а в европейских учебниках двумя строчками говорится о Нюрнбергском процессе и Холокосте.

В России общественность давно уже бьет тревогу в связи с тем, что неонацисты объединяются в банды, что постоянно совершаются убийства людей на расовой и религиозной почве. Однако странным образом ни иностранные, ни отечественные участники конференции практически не говорили о проявлениях неофашизма в России, хотя это прискорбное явление у нас чрезвычайно распространено. Разве что Георгий Полтавченко отметил, что, хотя Санкт-Петербург - город многонациональный, там все же встречаются проявления экстремизма, и профилактика экстремизма и ксенофобии - один из главных приоритетов для городского правительства.

Мало того, прозвучали утверждения, что в России, напротив, национал-социалистические идеи стали резко терять своих поклонников, а националистический сектор в России дезорганизован и представлен небольшими маргинальными и умеренными группами. Правда, было отмечено, что сами националистические идеи продолжают пользоваться популярностью на бытовом уровне - в первую очередь, из-за неграмотной миграционной политики, и проявляются в этнических погромах - как в городе Пугачеве или в столичном спальном районе Бирюлево.

В резолюции конференции говорится: «Заявляем решительный протест против любых попыток распространения неофашистской идеологии, ее влияния на общество и претензий на власть... Поддерживаем стремление народов к борьбе со всеми современными формами неофашизма, с недопущением прихода к власти сил, исповедующих идеологию любых форм социального неравенства как основы государства». Участники призвали депутатов парламентов «всех стран мира, и особенно в Европе, провести публичные слушания, посвященные опасности развития неофашистских и ультраправых движений в политической среде..., объединить усилия граждан мира, приверженных нормам общечеловеческой морали, в их бескомпромиссной борьбе с любыми проявлениями неофашизма, где бы он ни возник, как в форме распространения своей идеологии, так и тем более при любых попытках прихода к власти». Кроме того, на конференции было принято решение сформировать постоянный рабочий комитет для организации дальнейшей деятельности в этом направлении.