Версия для печати

О прямой линии с В. Путиным

18 апреля состоялась очередная ежегодная прямая линия с Владимиром Путиным. Но если в предыдущие годы круг вопросов был примерно одинаков, то на этот раз разговор Президента с аудиторией носил исключительный характер, и причина тому была более чем ясна. Главные вопросы, разумеется, касались событий вокруг Крыма и российско-украинских отношений.

По словам В.Путина, вместо того чтобы организовать диалог с взбунтовавшимся юго-востоком, киевские власти «на места губернаторов, руководителей регионов из Киева прислали своих назначенцев», а это «местные олигархи, миллиардеры». Далее Президент отметил: «Люди и так к олигархам относятся с большим подозрением и считают, что они нажили свои миллиарды, эксплуатируя народ и разворовывая государственное имущество, а тут ещё их прислали в качестве администраторов, руководителей целых регионов. Конечно, это вызвало дополнительное недовольство».

Оценки Президентом ситуации в Киеве были очень резкими: «... ещё одно очень серьёзное преступление киевских сегодняшних властителей», «надеюсь, что удастся всё-таки понять, в какую яму, в какую пропасть движется сегодняшняя власть и тащит за собой страну», «потому что совсем с ума сошли: танки, бронетранспортёры... пушки тянут. Против кого пушки тянут? Совсем обалдели, что ли?... Система залпового огня, боевые самолёты летают, «сушки» летают. Совсем сбрендили, что ли?».

Путин впервые признал, что в Крыму действовали представители российских спецслужб, и очень хвалил их: «За спиной сил самообороны Крыма, конечно, встали наши военнослужащие. Они действовали очень корректно, но, как я уже сказал, решительно и профессионально».

Вместе с тем он категорически отверг присутствие российских солдат в юго-восточных регионах Украины: «Нет на востоке Украины никаких российских подразделений, нет специальных служб, нет инструкторов. Это всё местные граждане».

Относительно Крыма Путин заявил, что это решение было вынужденным и явилось результатом волеизъявления крымчан.

Президент обещал наладить жизнь крымчан, причем сделать это, ни в коей мере не ущемляя права регионов. Прежде всего это касается повышения окладов крымских бюджетников и пенсий, а также организации экономическо-финансовой сферы на полуострове, развития промышленности. В заключение Путин обещал, что сделает из дотационного Крыма донора.

Во время прямой линии в Москве в студии присутствовали в том числе известные публичные люди. Среди них кинорежиссер Карен Шахназаров и журналист Андрей Норкин, которые высказались в поддержку действий России в Крыму. Однако новинкой этой прямой линии было то, что выступить дали и известным критикам Президента и российской политики. Однако почему-то критики были на этот раз крайне сдержаны, если не комплиментарны по отношению к Президенту. Так, Ирина Хакамада подтвердила, что крымчане хотели быть в России, назвала Путина «победителем», проведшим «супероперацию», и задала вполне нейтральный вопрос, можно ли найти компромисс с Америкой. Более жесткий вопрос задала Ирина Прохорова, но он касался не Крыма, а ситуации, связанной с гонениями на протестующую интеллигенцию и низведением культуры до «служанки идеологии». Прохорова высказала справедливую мысль о том, что «людям, высказывающим какие-то другие позиции, им отказывается в звании патриота, людей, думающих о стране», и это ей кажется «глубоко несправедливым». Разумеется, она имела в виду уже ставшее притчей во языцех высказывание Путина о «национал-предателях». Президенту она задала вопрос, не потеряет ли Россия статуса великой культурной державы?

Путин ответил на замечание об отношении к инакомыслящим: «Да, есть борьба мотивов, борьба точек зрения, но их же никто не мешает высказывать, за это же не хватают, не сажают, не упекают никуда, в лагеря, как это было в 1937 году. Люди, которые высказывают свою точку зрения, они, слава богу, живы, здоровы, занимаются своей профессиональной деятельностью. Но то, что они встречают отпор, то, что они встречают другую позицию и неприятие их собственной позиции, - вы знаете, у нас часть интеллигенции не привыкла просто к этому. Некоторые люди считают, что то, что они говорят, - это истина в последней инстанции, и по-другому быть не может, и, когда они что-то видят в ответ и слышат в ответ, это вызывает такую бурную эмоциональную реакцию». Президент заявил: «Мы ни в коем случае не должны скатиться в какие-то крайние формы борьбы, ни в коем случае не должны шельмовать людей за их позицию. И я постараюсь сделать всё, чтобы этого не было». Насчет положения с культурой Президент ничего не ответил Прохоровой.

Говорил о Крыме и главный редактор «Независимой газеты» К.Ремчуков: существует точка зрения, что была нарушена территориальная целостность Крыма, а подписанное Президентом дополнение к 282-й статье Уголовного кодекса РФ гласит, что за призывы к нарушению территориальной целостности России люди будут привлекаться к ответственности. Как и Прохорова, Ремчуков задал вопрос, может ли меньшинство иметь свою точку зрения. Других же, гораздо более радикальных, критиков политики России в студии и на связи не оказалось, их не пригласили.

В конце прямой линии В.Путин говорил о глубоких корнях русского патриотизма, о щедрости души русского человека и подчеркнул важность традиционных ценностей: «Мы всегда, сотнями лет опирались на свои ценности, они нас никогда не подводили, и они нам ещё пригодятся».

В целом Президент отвечал на вопросы очень четко, оперируя множеством цифр. В остром же вопросе о Крыме и Украине он продемонстрировал особую уверенность и твердость, подтвердив, что все действия России были законны и справедливы.