Версия для печати

Об утверждении Президентом Российской Федерации Национального плана противодействия коррупции на период 2014-2015 годов

Президент РФ В.Путин утвердил Национальный план противодействия коррупции на период 2014-2015 годов (далее - План).

Гигантский уровень коррупции - одна из главных бед нашей страны. Коррупцию порождает многоуровневая ведомственная структура управления государством, многочисленные бюрократические процедуры, бесконечная отчетность, не говоря уже об алчности сотен тысяч чиновников на самых разных уровнях. Бесконечные совещания, доклады, планы, программы, бодрые реляции об успехах в борьбе с коррупцией, о принятых мерах, об увольнениях и приговорах взяткодателям не меняют общей картины. Никаких перемен в этом направлении пока не просматривается.

Обо всем этом говорил В.Путин на заседании Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции 30 октября 2013 г. Отметив ряд достижений, Президент РФ определил несколько дальнейших направлений борьбы с коррупцией:

более эффективная работа по искоренению коррупции в системе госуправления, необходимость более тщательного отбора кандидатов на государственные должности и усиление персональной ответственности лиц, принимающих их на работу;

более жесткое пресечение коррупции внутри правоохранительных органов и судебной системы;

снижение коррупции, особенно процветающей в ряде сфер, таких как «жилищно-коммунальное хозяйство, потребительский рынок и оценка размера компенсации при ликвидации последствий стихийных бедствий, строительство и ремонт разного рода объектов»;

повышение уровня правосознания в обществе, формирование общественной атмосферы «неприятия коррупции», необходимость «выстроить надёжную систему обратной связи между обществом и государством», «каждый сигнал о коррупции и коррупционных проявлениях должен получать адекватную реакцию».

Предыдущий план противодействия коррупции на 2012-2013 годы был обнародован в марте 2012 года. Он предполагал, в частности, внедрение в антикоррупционных подразделениях госорганов специальных компьютерных программ, обязательные отчеты чиновников о полученных подарках, а также гранты для СМИ и общественных организаций, участвующих в борьбе с коррупцией.

И вот теперь в новом документе, вероятно, был учтен как опыт предыдущих лет, так и самые актуальные задачи на ближайшее будущее.

Документ начинается с призыва к депутатам Госдумы и Совета Федерации руководствоваться «этическими нормами», а также принять меры по соблюдению ограничений, касающихся получения подарков. Представляется странным начинать такой масштабный документ, во многом определяющий судьбу страны, с подобных предписаний, в то время как в обществе ярко выражено недоверие к депутатам.

Далее идет перечисление ряда требований к органам судейского сообщества. Вероятно, они не случайно названы первыми: ведь именно суды призваны служить регуляторами во всех сферах, а высокая степень коррупции сводит на нет их роль и доверие к ним. Согласно документу, органы судейского сообщества должны регулярно анализировать эффективность мер профилактики коррупции среди судей. Меры предполагаются достаточно традиционными: подготовка справок о доходах и расходах, об имущественном положении членов семьи. При этом почему-то в очередной раз предписывается проверять имущественное положение супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, хотя любые незаконные доходы можно записать на любого члена семьи либо вообще на стороннего человека. С другой стороны, если совершеннолетние дети являются, например, крупными бизнесменами, то проверить, не является ли их высокий доход следствием незаконной деятельности родителей, не так-то просто. Поэтому для предварительного контроля деятельности судей нужно, вероятно, вводить какие-то иные критерии, оценки - возможно, независимого экспертного сообщества. Быть может, следует ужесточить уголовное наказание для судей, уличенных в коррупционной деятельности.

Печально то, что в Плане только еще предлагается создать систему контроля. Пока она начнет функционировать и будут проанализированы ее результаты, пройдет немало времени.

Полпреды Президента РФ в федеральных округах обязаны до осени 2015 года проанализировать эффективность антикоррупционных мер, которые принимают власти регионов, а губернаторы - насколько эффективно действуют комиссии по противодействию коррупции в органах госвласти и местного самоуправления. Местные власти будут направлять отчеты губернаторам, те - полпредам, которые, в свою очередь, направят отчеты в администрацию Президента. Последняя подготовит для В.Путина к декабрю 2015 года сводный доклад о состоянии дел по борьбе с коррупцией.

Такая иерархическая отчетность могла бы принести пользу, если только не предполагать, что губернаторы и руководители органов местного самоуправления не находятся в коррупционной связке. А это очень вероятно - известно, что в условиях сквозной коррупции царит круговая порука, и поэтому все отчеты в итоге могут оказаться вполне радужными, а общественность, да и Президент, будут дезинформированы.

От Генпрокуратуры, Следственного комитета и МВД Президент требует объединить усилия и разработать «криминологическую характеристику незаконной передачи части денежных средств должностному лицу исполнителем заказа» («откатов», уточняется в указе). Совместный доклад силовиков Президент ждет уже к 1 сентября этого года. Иначе говоря, понятие «откат» только еще предполагается ввести в юридическую (уголовную) практику. Когда же с «откатами» станут активно бороться, сказать невозможно...

Совместно с Центробанком Правительству предписано разработать механизм получения в зарубежных банках информации «о наличии у российских должностных лиц денежных средств и ценностей». Кроме того, Президент рекомендует Белому дому воспользоваться наработками Института законодательства и сравнительного правоведения, для того чтобы «сформировать систему мер имущественной ответственности за коррупционные нарушения». Президент также считает, что пора создать «нормативную правовую базу» и проработать «меры по последовательному введению в практику института лоббизма».

Система мер «имущественной ответственности за коррупционные нарушения» будет апробирована еще не скоро, как и другие предложения. А вот как можно у зарубежных банков, хранящих тайну вкладов, получить информацию о счетах российских чиновников, вообще непонятно.

Самый большой объем работ возложен на Правительство. Помимо подготовки новых законопроектов (их перечень Президент ждет к 1 октября 2014 года), Белый дом должен разработать и направить в госорганы рекомендации, как применять на практике уже имеющиеся антикоррупционные законы. В частности, Президент требует ясности в вопросе о том, как «отчуждать объекты гражданских прав и иные преимущества», которые получил взяткодатель. Ждет Владимир Путин от Правительства и предложения о «расширении круга юридических лиц, информация о бенефициарных владельцах которых должна быть раскрыта». К 1 сентября 2015 года Правительство должно представить Президенту доклад, в котором будут проанализированы «коррупционные риски при реализации крупных инвестиционных проектов, а также в сферах ЖКХ, потребительского рынка и строительства».

Органам власти независимо от ранга Президент предписывает вести разъяснительную работу среди госслужащих, чтобы у них возникало негативное отношение к фактам коррупции и подаркам, особенно от «юридического лица». Всем общественным организациям (Общественная палата, "Деловая Россия") Президент предложил включаться в просветительскую работу. Эти предложения представляются наивно-идеалистическими, если не простой отпиской. Поднаторевших во взятках и коррупции чиновников рассказы о морали ничему не научат: рассчитывать на их сознательность и раскаяние вряд ли приходится. Скорее надо вводить экономические рычаги, минимизирующие коррупцию, и ужесточать наказание за коррупцию. Не случайно лидер Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов полагает, что «инвентаризации мер недостаточно», нужны меры «воздействия на причину коррупции, а она - в отсутствии идеологии у госслужащих».

Член Общественной палаты РФ Иосиф Дискин считает, что План, бесспорно, даст эффект, но без общественного контроля, который заведомо эффективнее комиссий по противодействию коррупции при органах власти, «искоренить коррупцию невозможно». Отдельные постановления об усилении общественного контроля были приняты на самом высоком уровне, но, увы, пока они остаются на бумаге - фактически, обратной связи власти и общества не существует.

В результате депутат Госдумы, глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев вообще считает, что борьба завершится лишь парой громких показательных дел с «посадкой», и пока особо возразить на это предположение нечего.

Директор МБПЧ Александр Брод: «Помимо того, что План вносит только общие рекомендации и еще предстоит долгая работа по их реализации (с неясными результатами), необходимо учитывать еще два фактора, о которых уже было сказано выше. Во-первых, Россия никогда не отличалась высокими моральными нормами на запрет воровства, и рассчитывать на сознательность чиновников здесь не приходится. А во-вторых, государство на всех его управленческих уровнях настолько пронизано коррупцией, что оно само является главным игроком в коррупционном процессе. Причем, даже вполне совестливые люди, решающие вопросы бизнеса или частные вопросы и не желающие давать взяток, не могут этого не сделать, поскольку иначе могут поставить крест на своих проектах».

Чтобы победить коррупцию, надо проявить решимость и начать борьбу с самого верха. Но этого не происходит. Все это прекрасно видно по делу Миноборонсервиса, судьбам Сердюкова и Васильевой. Также никто и не расследует несомненные многомиллионные потери при подготовке к Олимпиаде в Сочи. Московское бюро по правам человека неоднократно указывало, что очень легко начать с малого - облететь на вертолете район Рублевского шоссе и выяснить, каким чиновникам принадлежат роскошные виллы и на какие средства они куплены. Однако этого очевидного шага никто не делает - разве что после расследований А.Навального нескольким депутатам Федерального Собрания пришлось несладко, но скоро Навальному перекрыли возможность высказывания, посадив под домашний арест и запретив пользоваться Интернетом.

При такой практике подписанный Президентом документ вряд ли что-то изменит.