Версия для печати

Памяти Бенедикта Сарнова

20 апреля в Москве на 88-м году жизни скончался известный критик, литературовед, историк отечественной литературы ХХ века Бенедикт Михайлович Сарнов.

Б.Сарнов родился 4 января 1927 г. в Москве. В 1948 г. начал печататься, а в 1951 г. окончил Литературный институт. Работал в журналах «Пионер», «Огонек», «Вопросы литературы», «Литературной газете».

В 70-х гг. Сарнов вместе с критиком Станиславом Рассадиным был автором популярных детских литературоведческих радиопередач «В стране литературных героев».

С 1960 г. критик стал членом Союза писателей СССР, в 1992-1996 гг. был секретарем Союза писателей Москвы.

С 1997 г. Б.Сарнов - академик Академии русской современной словесности (АРСС) и член комиссии по Государственным премиям при Президенте РФ.

Сарнов - автор многочисленных литературоведческих работ, посвященных литературе советского периода. Среди них особое внимание интеллигентной читающей публики вызвали книги о наиболее крупных и трагических фигурах советской литературы - «Заложник вечности: случай Мандельштама»» (1990), «Пришествие капитана Лебядкина. Случай Зощенко» (1993), «Случай Эренбурга» (2003), «Маяковский. Самоубийство» (2005), «Феномен Солженицына» (2012).

Но главным итогом своей литературной деятельности Сарнов считал четырехтомник «Сталин и писатели» (2013). Сарнов коснулся судеб не только жертв сталинских репрессий (Исаак Бабель, Николай Эрдман, Осип Мандельштам и другие), но и литераторов, к которым благоволила власть (Александр Фадеев, Константин Симонов), исследовал механизмы их успеха. Сарнов пытался осмыслить опыт репрессий и политической цензуры, а также понять мотивации Сталина. Именно эта тема - дар и свобода писателя при тоталитарном режиме, противостояние таланта удушающей власти - волновали Сарнова больше всего, и свои размышления на эту тему он воплотил во всех книгах последних десятилетий. Так, в книге об Осипе Мандельштаме Бенедикт Сарнов напомнил о том, что поэт не раз говорил: смерть художника не бывает случайной, она - не только последний акт жизни художника, но и его «последний творческий акт».

Однако Сарнов был не просто литературным критиком, оторванным от реальности. Он остро реагировал на все события новейшей истории и, по существу, через литературную деятельность являл свою четкую гражданскую позицию. Многие читатели помнят его полемику с Вадимом Кожиновым - человеком одаренным, но прямо противоположным Сарнову по взглядам и не лишенным антисемитского душка. Сарнов - человек страстный и яркий - отстаивал не только литературную истину, каковой он ее видел, но и истину историческую. Аналогичный заочный спор он вел и с А.Солженицыным.

Разумеется, творчество Сарнова не было известно широким массам, как и вообще работы многочисленных литературных критиков. Его читала интеллигенция. И награды он получил не общенародные, а специальные: две премии фонда «Литературная мысль» (1994, 1997) и премию «Венец» за книгу «Сталин и писатели» (2010).

Директор МБПЧ Александр Брод: «Именно через высокую культуру и науку, достижения творческой интеллигенции, любящей свою страну и ценящей ее творцов, воспитывается народ, обеспечивается будущее России. И Бенедикт Сарнов внес весомый вклад в развитие российской культуры».