Версия для печати

МБПЧ представило доклад в Вене, посвященный проблемам религиозной дискриминации

Исполнительный директор Московского бюро по правам человека Наталья Рыкова принимает участие в совещании по человеческому измерению, посвященном  свободе религии и убеждений, которое проходит 9-10 июля 2009 г. в Вене,  во дворце Хофбург.

 
Принцип VII Заключительного   акта СБСЕ, принятого в Хельсинки в 1975 г., обязал государств-участников "признавать и уважать свободу личности исповедовать, единолично или совместно с другими, религию или веру, действуя согласно велению собственной совести". Совещание предоставило конкретную возможность обсудить вопросы выполнения обязательств ОБСЕ по свободе религии и убеждений в разных странах. В нем приняли участие члены правительств, представители гражданского общества, региональных и международных организаций.

Наталья Рыкова выступила  перед участниками совещания  с тематическим докладом  МБПЧ "Религиозная дискриминация и проблемы свободы совести в РФ".

 
Формально, заметила Н.Рыкова, Российская Конституция гарантирует свободу совести; как это сказано в ст. 14 Основного Закона России:  "Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". Статья 28 Конституции гарантирует каждому свободу совести и вероисповедания, в том числе право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, менять и распространять религиозные и иные убеждения, и действовать в соответствии с ними. Конституция также провозглашает запрет на любые формы ограничения прав граждан по признаку их религиозной принадлежности (ч. 2, ст. 19) и на пропаганду религиозного превосходства (ч. 2, ст. 29),  дает гражданину Российской Федерации право на альтернативную гражданскую службу в случае, если военная служба противоречит его убеждениям или вероисповеданию (ч. 3, ст. 59).  
 
Однако фактически ситуация сильно отличается от заявленной в Конституции. Уже в принятом в 1997 г. законе "О свободе совести и о религиозных объединениях" упомянуто об особой роли православия, а также перечислены ислам, иудаизм и буддизм в качестве религий, "составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России". В результате происходит официальное деление всех религиозных конфессий в стране на "традиционные" и "нетрадиционные", провоцирующее их неравноправие.  
 
Н.Рыкова привела статистические данные о нарушениях права на свободу совести и вероисповедания в Российской Федерации:

  
Жалобы на нарушение права на свободу совести и вероисповедания составляют примерно 5% от общего числа жалоб, приходящих к Уполномоченному по правам человека в России. Около 20% жалоб подается в связи с воспрепятствованием религиозной деятельности и дискриминацией отдельных верований. До 15% жалоб касается отказа вернуть культовое здание или предоставить участок для его возведения. До 5% заявителей из числа верующих жалуются на притеснения со стороны правоохранительных органов. Доля жалоб по вопросам преподавания религиозных или квазирелигиозных предметов в государственных общеобразовательных учреждениях и проблеме государственной регистрации религиозных организаций обычно не превышает 3%, хотя имеет тенденцию к росту.  
 
Осенью 2008 г. Министерство юстиции России объявило о намерении инициировать ликвидацию в судебном порядке более 50 религиозных организаций, ранее зарегистрированных этим ведомством. Основанием стало "длительное непредоставление в Минюст предусмотренного законом перечня сведений и документов". Среди кандидатов на ликвидацию - организации, принадлежащие к христианству, исламу, иудаизму, буддизму, и прочие религиозные объединения.

  
В марте 2009 г. образован Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации. Главой Совета был избран известный "сектовед" А.Дворкин, против кандидатуры которого выступил ряд правозащитников и членов Общественной палаты РФ.

  
Серьезным нарушением прав человека является попытка массового внедрения в  школы "Основ православной культуры", фактически закамуфлированных под "Закон Божий". "Нетрадиционные" религии (к которым в большинстве российских регионов фактически относят и ислам) сталкиваются с трудностями при получении разрешения на постройку культовых зданий, выделение участков под кладбища и т.д. Последний пример подобного рода - это мусульманская община г. Одинцово Московской области, которая на протяжении 10 лет добивается выделения земельного участка для организации кладбища.

  
В апреле 2008 г. в Тюменском государственном нефтегазовом университете доцентом кафедры социальной работы Института гуманитарных наук и членом Миссионерского отдела Тобольско-Тюменской епархии Русской Православной Церкви Светланой Шестаковой была прочитана лекция в рамках курса "Основ религиозной культуры" для желающих преподавать ОПК в школах. Говоря об иудаизме, С.Шестакова заявила, что в маце "в малом количестве кровь православных людей, которых мученически замучили там". По словам лектора, евреи якобы крадут детей, выкачивают из них кровь и "потом собирают кровь на тряпки, эти тряпки сжигаются, и этим пеплом посыпается умерший человек или в мацу добавляется". Затем последовало обвинение в ритуальном убийстве евреями семьи Николая II: "они были исколоты, там надо исколоть живого человека, пока он не умер, пока он мучается, вытечет вся кровь. Именно так замучили царевича Алексея, на глазах родителей, потом убили царя и царицу".  
 
Муж С.Шестаковой - К.Шестаков  заявил, что "младенцы у нас регулярно исчезают, вот в Красноярске случай был недавно", а также отметил, что в пресловутом "деле Бейлиса" Бейлис был оправдан потому, что присяжные были запуганы евреями, а после свержения самодержавия были убиты все присяжные, голосовавшие за осуждение Бейлиса. Когда в июне 2008 г. расшифровка лекции была опубликована на сайте Славянского правового центра и вызвала резкую реакцию со стороны ФЕОР, К.Шестаков опубликовал на одном из околоправославных интернет-сайтов статью, где заявил, что все, что говорила его жена (включая и обвинения в ритуальных убийствах), "является частью Учения и Священного Предания Православной Церкви, частью православной традиции". К.Шестаков также заявил, что "отрицать существование в иудаизме ритуальной практики использования христианской крови - значит отрекаться от Православного Предания, порочить память святых".

  
Одновременно в некоторых СМИ появились сведения о покровительстве супругам Шестаковым со стороны Тобольского и Тюменского епископа Дмитрия, брата митрополита Климента (Капалина), в то время управляющего делами Патриархии. Надо заметить, что епископ так и не отреагировал на скандал, разгоревшийся в его епархии, несмотря на специальное обращение в его адрес, принятое 13 августа 2008 г. представителями протестантов, мусульман и иудеев с просьбой прояснить, правомерны ли претензии Шестаковых на то, что они говорят от имени РПЦ, что означает как минимум нейтральное отношение к взглядам, исповедуемым супругами Шестаковыми. 
 
Околоправославные активисты регулярно выступают с резкими заявлениями против "сектантов", под которыми они понимают большинство присутствующих в России неправославных конфессий и деноминаций, пропаганду толерантности и т.д.

  
Так, епископ Пермский и Соликамский Иринарх 10 февраля 2009 г. выступил с открытым письмом, в котором резко высказался против распространения понятия толерантности, объявив, что "под благовидным предлогом борьбы с экстремизмом и якобы содействия развитию гражданского общества в России нам пытаются навязать некую толерантность... и, следовательно, исподволь трансформировать нашу отечественную православную культуру по западным меркам и представлениям".  
 
Диакон А.Кураев заявил в конце марта 2009 г. в интервью порталу "Регионы.ру", что политкорректность и толерантность - это "зубастая, самоуверенная тоталитарная цензура", которая якобы "сломала не одну сотню судеб западных журналистов, писателей и мыслителей" и "приводит к запрещениям классических памятников культуры, к выхолащиванию памяти, истории". Иеромонах Макарий (Маркиш) в интервью порталу "Регионы.ру" заявил, что политкорректность и льготы нацменьшинствам "приводят к тому, что обычные люди начинают друг друга ненавидеть" и назвал программу толерантности "антивоспитанием".

  
РПЦ последовательно тяготеет к "огосударствлению" православия. Так, Чувашская епархия РПЦ публично поддержала предложение одного из депутатов петербургского Законодательного собрания превратить православную Пасху в общероссийский праздник.

  
Религиозные объекты часто становятся  объектами атаки русских националистов. Вот несколько примеров только за последние месяцы. В ночь на 1 января 2009 г. надписи фашистского содержания и свастика были нанесены на стены московского храма Святителя Николая в Отрадном и близлежащие дома. 15 января были разбиты окна репетиционного зала Дома молитвы евангельских христиан-баптистов Зеленограда (Москва). 27 января на находящемся в Великом Новгороде  костеле святых апостолов Петра и Павла вандалы нарисовали свастику.

 
1 февраля в Екатеринбурге была сожжена воскресная школа при храме во имя святого праведного Симеона Верхотурского. Поджигатели оставили надписи: "Воинство Рода. Дружина Святослава", "Слава русским богам", "Уральская БТО" (БТО - боевая террористическая организация). В начале марта выяснилось, что поджог этой церкви, так же как и совершенный 8 декабря 2008 г. поджог церкви Николая Чудотворца, совершили бывшие члены группировки скинхедов "Фольксштурм", мстившие за арест товарищей.  
 
В Калуге в ночь с 31 марта на 1 апреля неизвестные лица разрисовали оскорбительными для верующих людей выражениями и рисунками стены храма Рождества Пресвятой Богородицы (Никитский храм), который находится в центре города, недалеко от здания областной администрации.  
 
8 марта 2009 г., во время религиозного праздника Мавлид (день рождения пророка Мухаммеда), ряд книжных магазинов в Махачкале подверглись нападениям молодежных группировок приверженцев влиятельных суфийских шейхов. Они врывались в магазины и уничтожали религиозную литературу, в том числе современные переводы Корана на русский язык. Сообщается, что в нападениях участвовали несколько десятков человек. 
 
В качестве рекомендаций Н. Рыкова отметила, что, прежде всего, речь должна идти о четком и недвусмысленном подтверждении положений Конституции  РФ о свободе совести, в том числе о ликвидации или изменении преамбулы к Закону "О свободе совести и религиозных объединениях", отмене 15-летнего "ценза оседлости" при регистрации религиозных организаций и прекращении разделения религий на "традиционные" и "нетрадиционные" с предоставлением первым каких-либо преференций. Необходимо прекратить практику ликвидации религиозных организаций по надуманным основаниям, практику отказов в предоставлении земельных участков для строительства культовых зданий и кладбищ "нетрадиционным религиям". События последних месяцев показали важность религиоведческой экспертизы для гармоничного развития религиозной жизни в России. Поэтому представляется необходимым формирование экспертного совета из числа ученых-религиоведов (а не околорелигиозных активистов), способных взвешенно оценивать ситуацию.