Версия для печати

Заявление Московского бюро по правам человека по результатам визита в Москву президента США Барака Обамы

Оправдались ли надежды россиян и граждан многих стран мира на позитивные результаты визита президента Б.Обамы в Москву? И да, и нет. Слишком много надежд возлагалось на этот визит, но достигнуть стопроцентного успеха - результатов, которые в полной мере устраивали бы обе стороны, - удается крайне редко. Тем более, в случае США и России, процесс достижения взаимопонимания и договоренностей между двумя странами, особенно после нескольких лет серьезного осложнения отношений и взаимного недоверия,  не может протекать слишком быстро.

Но в любом случае, встреча двух президентов, несомненно,  имела позитивные политические и практические итоги. Прежде всего, сам визит президента Б.Обамы является элементом "перезагрузки",  на которую надеялись обе стороны в американо-российских отношениях.  Очень важным представляется соглашение, разрешающее доставку американских войск и военного снаряжения в Афганистан через российское воздушное пространство - тем самым обе стороны декларируют необходимость и возможность  военного сотрудничества в борьбе с угрозами, исходящими от исламских фундаменталистов. Стороны наметили к декабрю подписать соглашение о сокращении ядерных арсеналов не менее чем на четверть. Хотя президент США не увязал новые соглашения по СНВ с какими-либо уступками по ПРО, прежний проект ПРО, сейчас пересматривается - и переговоры, несомненно, этому способствовали. Готовность к сотрудничеству в военной сфере подтверждается подписанием рабочего плана взаимодействия между военными ведомствами двух стран на вторую половину 2009 г. В планах военных - проведение совместных российско-американских учений, а также стажировка российских военных в академии в Вест-Поинте.

 
Достигнуто соглашение  о создании двусторонней президентской  комиссии по образцу комиссии "Черномырдин-Гор". Впечатляет круг вопросов, по которым будет осуществляться совместная работа: ядерная энергетика и ядерная безопасность, контроль над вооружениями и международная безопасность, внешняя политика и борьба с терроризмом, противодействие незаконному обороту наркотиков, развитие деловых связей и торгово-экономические отношения, энергетика и окружающая среда, сельское хозяйство, наука и технологии, сотрудничество в космосе, здравоохранение, сотрудничество в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданское общество, образовательные и культурные обмены. До конца этого года планируется создание дополнительных рабочих групп по вопросам сотрудничества между военными в сфере обороны, по линии внешней разведки и по спортивным связям. Реальные соглашения и перспективы сотрудничества в экономической сфере были дополнены твердым обещанием президента США об отмене поправки Джексона-Веника, которая давно уже отравляет американо-российские отношения.  

Серьезными представляются и   договоренности в рамках гуманитарного сотрудничества, в частности, о возобновлении деятельности совместной комиссии по розыску россиян и американцев, пропавших без вести в войнах. 
 
Хотя многие из означенных перспектив носят только декларативный характер, сам посыл к сотрудничеству и взаимопониманию получился довольно мощным - о чем свидетельствуют даже комментарии некоторых американских аналитиков, полагающих, что президент Б.Обама зашел "слишком далеко" в своих обещаниях. 

Не менее важным результатом  визита стал факт встречи американского президента с представителями российской оппозиции - как "системной" (парламентской), так и "внесистемной", радикальными оппозиционерами. Посвятив значительное время встрече, Барак Обама продемонстрировал, что он заинтересован в демократическом развитии России.

 
В ответ на просьбу  ряда правозащитников  оказывать влияние на развитие демократической ситуации в России, Барак Обама подчеркнул, что демократические ценности универсальны, и что США будут поддерживать их везде: "Это наше обязательство". В то же время он дипломатично подчеркнул право каждой страны самостоятельно решать вопросы о путях своего развития и назвал президента Д.Медведева "настоящим либералом". 

Ряд ответов Б.Обамы был достаточно  уклончив, - например, на вопрос о его отношении к делу ЮКОСа и процессу над М.Ходорковским, но было ясно, что он не будет педалировать эти щекотливые темы на начальном этапе "перезагрузки". Но и нельзя сказать, что Б.Обама уходил от ответов: он все же публично заявил, что новое дело М.Ходорковского производит "странное впечатление, это будто бы лишь новый вариант прежних обвинений". Отметив важность работы неправительственных организаций,  Б.Обама заявил,  что любой гражданин имеет право на "открытое и ответственное перед своими гражданами правительство": тем самым он продемонстрировал свою поддержку российского правозащитного движения. 

В любом случае, итоги визита  действительно вселяют надежды  на "перезагрузку": обе стороны  продемонстрировали добрые намерения  и готовность к взаимопониманию, подтвердив намерения широким кругом рамочных договоренностей. Показав себя гибким и  дипломатичным политиком, президент Б.Обама, вместе с тем,  настоятельно поднимал вопросы, связанные с необходимостью установления власти закона в России - в чем наша страна настоятельно нуждается. Остается надеяться, что будущие американо-российские отношения (и  тесно увязанные с ними мировые геополитические процессы) будут неуклонно развиваться по прописанным на переговорах сценариям.