Версия для печати

Памяти Леонида Лопатникова

На 92-м году жизни скончался экономист Леонид Исидорович Лопатников.

Леонид Лопатников родился 24 марта 1923 г. в Москве.

Он узнал изнанку советской власти еще раньше, чем многие другие выходцы из интеллигентных семей: его отец был арестован и отправлен в ссылку уже в 1925 г.

После окончания школы он пошел на фронт, получил тяжелое ранение, сделавшее его инвалидом. Демобилизовавшись, занялся журналистикой, работал корреспондентом в разных газетах.

В 1952 г. закончил редакционно-издательский факультет Московского заочного полиграфического института, в 1965 г. - Высшие экономические курсы Госплана СССР. В 1968 г. защитил диссертацию на степень кандидата экономических наук.

С тех пор Л.Лопатников совмещал работу экономиста с написанием академических и популярных книг и статей по экономике. Он работал в ЦЭМИ АН СССР, преподавал в МГУ, участвовал в разработке нескольких экономических программ.

Широко известна книга Лопатникова «Экономико-математический словарь», выдержавшая 16 изданий в России и за рубежом.

Л.Лопатников относится к сравнительно немногочисленному отряду экономистов-либералов, верных соратников и последователей Е.Т.Гайдара.

Не случайно он был много лет ведущим научным сотрудником Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара, являлся научным редактором 15-томного собрания сочинений Гайдара.

Но это отнюдь не значит, что он был безудержным поклонником легендарного реформатора.

Он считал, что гайдаровская команда сделала и ряд серьезных ошибок.

Однако Лопатников всегда полагал, что гайдаровская команда сделала все, что могла, в тяжелейший период и спасла страну. И главное, его всегда отличала верность своей команде, глубокая порядочность.

Именно поэтому он написал резкое письмо Андрею Илларионову, некогда соратнику Гайдара, а позже его неустанному обличителю: "... необоснованность и бесплодность Вашей, Андрей, многолетней деятельности по дискредитации, увы, покинувшего этот свет человека. Aut bene aut nihil - говорили древние (о мертвых или хорошо, или ничего).

Зря Вы забыли этот принцип. Что с Вами произошло?

Мы десять лет подряд вместе участвовали в работе так называемого Реформ-клуба «Взаимодействие», председателем которого был Гайдар.

Не помню, чтобы Вы тогда его критиковали.

А теперь дня не проходит, чтобы Вы не выступили с очередным «разоблачением» его «подрывной деятельности» и даже денежной нечистоплотности - к радости его открытых и скрытых недругов, ставящих своей целью ослабление и расчленение и без того слабеньких демократических и либеральных сил России.

Зачем это, кому выгодно?"

Лопатников с горечью смотрел на развивающиеся ныне в стране события. «Презрения к человеку, как простому «винтику» государственной машины, и презрения вообще к человеческой жизни, к ее ценности как таковой: убить человека было все равно, что убить комара...

Они не только сохранились в памяти. Они и сегодня живы в нашем общественном сознании.

Вот почему нужна его десталинизация!... сегодня далеко не все, даже из тех, которые считают деятельность Сталина полезной для страны, готовы оправдать его методы «наведения порядка» и насаждения страха.

Применяются стыдливые формулировки типа «да, были перегибы», «Сталин боролся с пятой колонной, а лес рубят ...» Так крепко держатся традиции.

Именно поэтому явные и тайные сталинисты восстали против проекта комиссии Федотова о десталинизации сознания и общественном примирении: им примирение ни к чему, им подавай гражданскую войну, расстрелы, истребление всех несогласных с их убеждениями».

И не случайно журналист Андрей Колесников пишет о Лопатникове как «феерическом человеке». «Можно употребить простодушно-вульгарное выражение «Последние из могикан» - и это будет правдой.

Потому что таких людей уже не «делают»: безукоризненно честных, профессиональных и заинтересованных в работе до последних дней, абсолютно несгибаемых в своих либеральных и антисталинистских взглядах».

Он вспоминает, как Егор Гайдар познакомил его когда-то с Лопатниковым со словами: «Этот человек прожил очень достойную жизнь».