Версия для печати

О расследовании преступлений на Украине силами СКР

Цепь трагических событий на Украине привела не только к многочисленным геополитическим и экономическим последствиям, но и породила довольно необычные юридические процедуры.

Так, официальный представитель Следственного комитета Российской Федерации Владимир Маркин сообщил, что сотрудники СКР расследуют уголовное дело по событиям на Украине (обстрел населённых пунктов на востоке Украины) вследствие нарушения двух положений Женевской конвенции.

По словам В.Маркина, уголовное дело возбуждено против неустановленных на сегодняшний день лиц из числа Вооруженных сил Украины, Национальной гвардии и «Правого сектора».

В.Маркин объяснил, что Женевская конвенция 1949 г. подразумевает защиту мирного населения, а на Украине осуществляется именно убийство мирного населения.

Также В.Маркин упомянул о нарушении нормы второй Конвенции, датированной 1980 г., в которой говорится о запрещении определённых видов оружия - ПТУРСов, авиации, неуправляемых ракет, - а именно это оружие, по словам Маркина, используют официальные украинские власти на востоке Украины.

Расследование «преступлений международного характера против мирных граждан, совершенных на территории Украины», опирается на видеозаписи и свидетельские показания беженцев, покинувших родную землю и находящихся сейчас на территории России.

Следственное управление Следственного комитета РФ по Брянской области сообщило, что уже создана отдельная комиссия, которая занимается расследованием и изучением характера преступлений, совершенных украинскими военнослужащими и специальными отрядами против населения, проживающего на юго-востоке Украины.

К работе данного спецуправления прикреплены все территориальные подразделения СКР, куда непосредственно и прибывают беженцы из Украины.

Брянские следователи будут заниматься сами допросом прибывших на территорию их области.

После определения круга потерпевших в ведомстве планируют помочь им с оформлением жалоб в Европейский Суд по правам человека и Международный уголовный суд.

Во всей этой истории есть непонятные моменты, прежде всего - юридическое право России вести уголовное расследование событий, имеющих место на территории другого суверенного государства.

Так, заместитель председателя правления Ассоциации ветеранов боевых действий центрального аппарата МВД России, органов внутренних дел и внутренних войск Вячеслав Калинин обосновал идею создания спецподразделения в СКР следующим образом: «На сегодняшний день в Россию прибывает все больше и больше беженцев с Украины.

В частности, в Ростовскую область уже приехали тысячи человек. Создание специального подразделения СКР более чем оправдано, потому что беженцы находятся на территории нашей страны.

По мнению юристов, действия фашиствующих подразделений на юго-востоке Украины квалифицируются как преступления против человечества.

Поэтому надо опрашивать пострадавших людей и фиксировать их показания.

И очень важно фиксировать информацию надлежащим образом, юридически правильно, чтобы в дальнейшем эти доказательства представлять в международных судах для защиты прав пострадавших граждан и наказания преступников».

По-видимому, В.Калинин имел в виду «преступления против человечности».

Обычно расследованием преступлений против человечности занимаются авторитетные международные суды. Есть, пожалуй, единственное исключение: в 2005 г.

Конституционный суд Испании постановил, что министерство юстиции страны имеет право расследовать любые преступления против человечества, в т.ч. и геноцид, и привлекать к ответственности подозреваемых безотносительно того, являлись ли жертвы и/или преступники испанцами.

Согласно решению суда, международное право имеет приоритет перед национальными законами.

Некоторые разъяснения по этому поводу дал обозреватель еженедельника «Независимое военное обозрение» Виктор Мясников в беседе с ведущими «Коммерсантъ FM».

Результаты расследования все равно будут переданы для «возбуждения уголовных дел в международные суды в Гааге, может быть организован даже специальный трибунал по данному случаю».

Кроме того, по его словам, «могут быть в России проведены суды в отношении конкретных лиц, совершивших военные преступления и преступления против человечества, геноцид, если эти люди будут задержаны или переданы России для суда».