Версия для печати

Об идее переименования городов

Вполне в духе времени вновь зазвучала идея переименования Волгограда в Сталинград.

Ранее эту инициативу неоднократно озвучивали ветеранские, православно-патриотические и коммунистические организации.

Инициатива подвергалась резкой критике со стороны общественности, справедливо усматривавшей в таком переименовании увековечивание имени одного из самых страшных тиранов в истории человечества.

Идея была не случайной: активные протесты либеральной общественности вызывали факты появления «сталинобусов» на улицах городов в День Победы 9 мая, реставрация вестибюля станции метро «Курская» с восстановлением строк сталинского гимна, возведение памятников Сталину.

Московское бюро по правам человека неоднократно в своих заявлениях указывало на недопустимость таких действий.

Но инициативы носили локальный характер, и Волгоград так и не был переименован. В 2002 г. Президент В.Путин высказался против возвращения названия Сталинград.

По словам президента, возвращение прежнего названия «породило бы какие-то подозрения в том, что мы возвращаемся к временам сталинизма».

Сейчас старые призывы к возрождению имени Сталина звучат уже гораздо уверенней.

Так, на встрече В.Путина с ветеранами Великой Отечественной войны в Нормандии с предложением о переименовании Волгограда в Сталинград выступил один из ветеранов.

На это Президент России ответил, что в соответствии с нашим законом это дело субъекта Федерации и муниципалитета, жители должны будут провести референдум и определиться.

В.Познер задает резонный вопрос, вспомнив прежнюю позицию президента: «Вот я хотел спросить: при возвращении прежнего имени сегодня уже не возникнут такого рода подозрения?

Или, если раньше нас это беспокоило, то сегодня это, может быть, нас уже не беспокоит? Мол, подозревают - ну и бог с ними.

Или на самом деле, может быть, мы возвращаемся ко временам сталинизма, и поэтому нечего особо беспокоится?

Я задаю эти вопросы без всякой иронии, просто хочу понять, что происходит и что изменилось за эти 12 лет».

Крупнейший сайт с петициями change.org начал сбор подписей под обращением к президенту с просьбой не переименовывать Волгоград в Сталинград.

Ресурс предлагает всем разделяющим эту точку зрения присоединиться к процессу и высказаться, почему это важно: «Уважаемый Владимир Владимирович! Мы, россияне, категорически против возникновения в обществе движения в сторону переименования города Волгограда в Сталинград.

Возникновение на карте России имени палача русского и других народов оскорбляет память десятков миллионов его жертв и переносит акцент в памяти о Великой Победе с народа-страдальца на личность с уголовной психопатологией, сформирует у легковерной молодёжи неверное понятие путей патриотизма, как исключительно насильственных, направленных на собственный народ».

К настоящему времени петиция уже набрала более 2500 голосов.

Писатель Михаил Веллер полагает, что инициатива по переименованию Волгограда призвана отвлечь население России от реальных проблем. Он заявил: «Стране завтра кранты, а они все исправляют характеристики покойникам...

Когда надо отвлечь общественное напряжение - вбрасывают вопрос о захоронении Ленина, агрессивности США, осквернении святынь и переименовании Сталинграда.

Чтоб не посягали на 13%-ый подоходный налог для миллиардеров, не вопили о снижении нищенских расходов на медицину и образование, не рыдали по угоняемому за бугор национальному капиталу и не грезили сменяемостью власти.

И мыслящая интеллигенция, со скорбным достоинством несущая груз умственного превосходства над народом - с резвостью сметливой собачки бросается вдогонку за брошенной палкой: скорей догнать, схватить, принести».

Есть и такая точка зрения, что подобные вопросы вообще нельзя выносить на референдум.

Так, в частности, считает журналист и депутат из Санкт-Петербурга Борис Вишневский: «Механизм абсолютно незаконен, эти вопросы не могут быть решены на референдумах.

По российскому законодательству, выносить на референдум вопросы такого рода прямо запрещено.

...В России существует закон о географических названиях, и по этому закону есть совершенно четкая процедура, по которой меняются названия городов, регионов.

Инициатива выдвигается, дальше она одобряется региональным парламентом, и дальше по представлению регионального парламента принимается соответствующий федеральный закон».

Политолог Андрей Серенко уточняет: « Логично предложение провести референдум.

Но организовать его будет весьма затратно. Сталинград - общероссийский символ.

Значит, и решать вопрос должны все россияне».

Общество, как всегда, разделилось в оценке предложения ветерана.

Самые разные социальные группы выступают и в поддержку переименования.

Участники Сталинградской битвы, проживающие в Волгограде, подготовили письмо на имя врио губернатора Волгоградской области Андрея Бочарова с просьбой провести референдум о переименовании Волгограда в Сталинград 14 сентября - в Единый день голосования.
Фронтовики отметили, что это позволит сэкономить средства.

Председатель Волгоградского горсовета ветеранов Александр Струков считает: «Город должен носить то наименование, которое было в годы  Великой битвы.

Переименовывать город лишь в праздники - это не решение проблемы. Для фронтовиков возвращение Сталинграда будет самым лучшим подарком к 70-летию победы во Второй мировой войне».

Его поддерживает Евгений Трофимов, тренер олимпийской чемпионки Елены Исинбаевой: «Если будет референдум, я буду голосовать за возвращение городу названия Сталинград.

Нас будут иначе воспринимать, ведь многие за границей не знают Волгоград.

Наш город во всем мире известен именно как Сталинград».

В поддержку переименования города уже выступили коммунисты и вице-премьер Дмитрий Рогозин.

Не отвергает возможности переименования Волгограда и Русская православная церковь.

Так, глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин заявил: «Слово Сталинград уже живет жизнью, независимой от имени Сталина».

Впрочем, представители РПЦ подчеркивают, что им симпатичнее историческое название города - Царицын.

Разумеется, в истории осталась Сталинградская битва, и мир помнит именно это название.

Конечно, в словах сторонников переименования есть своя правда - о неотделимости названия города от его подвига.

Но есть и другая правда: как воспримут это переименование многие граждане страны, мира, помнящие или знающие о сталинских преступлениях?

С нашей точки зрения такое переименование недопустимо: имя Сталина не должно звучать в названиях улиц, городов ни при каких условиях.

Поскольку это в любом случае будет дань крови, репрессиям.

Нельзя не согласиться с Борисом Вишневским: «Сама мысль о том, что имя Сталина может появиться... на карте нашей страны, для меня лично чудовищна. Это оскорбление жертв сталинских репрессий, жертв репрессий».

Также нельзя не согласиться с Людмилой Нарусовой: «Возвращение имен палачей, людей, которые повинны в смерти людей, очень много людей погибло. Это недопустимо».

Помимо этической стороны переименований есть еще экономическая. Одна только смена паспортов обойдется примерно в 100 млн. рублей.

В разы дороже стоят внесения изменений в документацию и карты, а также перемены в транспортной информационной системе.

Пресс-секретарь Президента Дмитрий Песков разъяснил слова В.Путина о возможности переименования города Волгограда в Сталинград в ином духе - он отметил, что президент не высказывал своих предпочтений, а лишь предложил вынести этот вопрос на референдум.

Тем временем возникло и параллельное предложение: переименовать Санкт-Петербург обратно в Ленинград.

Глава партии КПРФ Геннадий Зюганов заявил, что считает необходимым провести среди петербуржцев референдум о возвращении городу прежнего названия.

В компартии идею своего руководителя одобряют.

Руководитель фракции КПРФ в Заксобрании Петербурга Владимир Дмитриев заявил, что уже были проведены необходимые консультации, в результате выяснилось, что большинство жителей северной столицы старшего и среднего возраста данную идею поддерживают.

Он отметил: «Подоплёка прозвучала около двух недель назад, когда стало известно, что аналогичный вопрос поднимается по Волгограду.

По вполне понятной для нас логике на атласах мира должно быть именно название Ленинград».

Предложение базируется на тех же предпосылках: мир знает героический город, выстоявший в блокаде, как Ленинград.

Коммунисты добавляют, что Ленин является крупнейшей фигурой мировой истории.

Здесь предложение выглядит более абсурдным, поскольку городу в 1991 г. вернули название, которое тот носил несколько веков и под которым его знал мир не меньше, чем с именем Ленинград.

Не одобрила переименование Санкт-Петербурга председатель Совета Федерации, а в прошлом губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко.

Она заявила: «Название «Город-герой Ленинград» никуда не уйдет из исторической памяти... Если мы каждые десять лет будем проводить референдум, жалко государственных средств и людей, которых будем мучить из-за той или иной законодательной инициативы».

Член Совета Федерации Вадим Тюльпанов заявил «Русской службе новостей», что горожане уже высказали свою позицию в 1991 г.

Он подчеркнул: «Какой смысл проводить референдум раз в 20 лет? Я никакого смысла не вижу.

Город, получая имя, получает и судьбу.

Пример: переименовали Санкт-Петербург в Петроград, скоро он перестал быть столицей.

Поэтому я считаю, что переименовывать Петербург в Ленинград ни в коем случае не надо».

Председатель Заксобрания Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров заявил: «Считаю предложение о проведении референдума о переименовании нашего города абсолютно нецелесообразным. В 1991 году в Ленинграде уже состоялся плебисцит, в ходе которого большинство жителей взыскались однозначно за возвращение к историческому названию - Санкт-Петербург.

Повторно обращаться к этому вопросу не имеет никакого смысла».

Наиболее резко выступил сенатор Константин Добрынин: «Я бы также предложил коллеге Зюганову объявить сбор денежных средств на проведение референдума.

Соответственно, если, например, соберется сумма более ста рублей на каждого жителя Петербурга, то проводить, если меньше, то все, что собрали, изымается в бюджет города.

А поскольку последнее время некоторые политики, которым нечем заняться, высказывают огромное количество ни к чему не обязывающих инициатив, было правильно подумать о некотором законодательном упорядочивании подобных инициатив.

Допустим, ввести регистрационный сбор на них, исходя из финансово-экономического обоснования, а в момент внесения автор депонирует процентов двадцать пять.

Я несколько раз видел коллегу Зюганова, и он совершенно точно не глупый человек, поэтому он не может не понимать, что такого референдума быть не может.

Возникает вопрос: какова цена таких политических инициатив и можно ли до бесконечности вводить в заблуждение собственного избирателя, считая, что избиратель не помнит ничего, что было еще вчера».