Версия для печати

О приговоре бывшим сотрудникам отдела полиции «Дальний»

Вынесен приговор группе полицейских из бывшего казанского отдела полиции «Дальний», которых обвиняли в многочисленных издевательствах и пытках людей с целью выбить из них признательные показания.

После того как один из задержанных, Сергей Назаров, умер от пыток, дело получило широчайшую огласку: были проведены чистки не только в казанской полиции, предметом разбирательства на самом высоком уровне стало положение дел в российском МВД.

Напомним обстоятельства дела. 9 марта 2012 года 52-летний неоднократно судимый Сергей Назаров был задержан по подозрению в краже мобильного телефона у кассира магазина.

Местный участковый Ильшат Гарифуллин привез мужчину на допрос в отдел полиции «Дальний».

По данным следствия, у Гарифуллина не было доказательств причастности С.Назарова к краже, но он фальсифицировал протокол задержания и оставил Назарова в отделении, передав оперативникам.

Кроме того, полицейские утверждали, что С.Назаров был пьян и неадекватно вел себя.

Однако впоследствии выяснилось, что задержанный в тот день не пил.

Для дачи показаний мужчину привели на допрос в кабинет оперативников.

10 марта Назаров пожаловался на сильные боли в животе и был доставлен машиной скорой помощи в больницу, где врачи диагностировали у него разрывы прямой кишки.

Мужчина до операции успел рассказать врачам, что полицейские его избили и изнасиловали бутылкой из-под шампанского. После проведенной операции Назаров впал в кому и вечером 11 марта скончался.

Эта история стала предметов разбирательства на коллегии МВД, в Госдуме, была создана специальная комиссия для расследования.

Все участники преступления были уволены, на них было заведено уголовное дело, а ОП «Дальний» расформирован.

Позже выяснилось, что пытки стали чуть ли не повседневным событием в ОП «Дальний»: людей били, таскали за волосы, насиловали бутылками и карандашами.

Все сотрудники отделения были повязаны единой преступной цепью - от начальника до участкового.

Мало того, появились многочисленные сообщения в социальных сетях, что такое поведение полицейских характерно для самых разных регионов страны.

И в Казани, и в других городах люди вышли на демонстрации, требуя наказать полицейских-нелюдей.

И только в силу широкой общественной огласки и проявления воли высших руководителей МВД расследование было доведено до конца.

Максимальный срок - 15 лет строгого режима - получил бывший заместитель начальника угрозыска ОП «Дальний» Алмаз Василов.

Экс-заместитель начальника отдела полиции Фаиль Сабирзянов приговорен к 12 годам строгого режима, а бывшие оперативники Рамиль Ахметзянов и Ильнар Ибатуллин - к 10 годам строгого режима.

Экс-начальник угрозыска ОП «Дальний» Айнур Рахматуллин осужден к 8 годам общего режима, бывшие оперативники Амир Шарафуллин и Денис Васильев - к 6 и 4 годам общего режима соответственно, а их бывший коллега Александр Фадеев - к 2 годам колонии-поселения.

Бывших полицейских признали виновными по ч. 1 ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего), пунктам «а» и «б» ч. 3 ст. 286 (превышение должностных полномочий с применением насилия и спецсредств), ч. 1 ст. 286 (превышение должностных полномочий) и ст. 292 (служебный подлог) УК РФ в зависимости от роли каждого в расследованных эпизодах.

Судья Приволжского районного суда г. Казани Александр Щелыванов согласился с прокурором и вынес приговоры, которых требовало следствие.

Также Щелыванов вынес в адрес регионального МВД, прокуратуры Республики Татарстан, а также республиканских управлений СКР и Федеральной службы судебных приставов частные постановления относительно причин и условий, способствовавших преступлениям в ОП «Дальний».

Ранее, в сентябре 2012 г., по делу об убийстве Назарова уже осудили двух бывших участковых ОП «Дальний» - Ильшата Гарифуллина и Рамиля Нигматзянова.

Они получили 2,5 и 2 года колонии-поселения соответственно.

В июле 2013 г. по другому эпизоду пыток к 8 годам колонии был приговорен экс-оперативник угрозыска Ришад Мухамадшин.

Уголовное дело в отношении бывшего начальника ОП «Дальний» 45-летнего Ильгиза Ахметзянова выделено в отдельное производство в связи с его болезнью.

Следует думать, что как только состояние здоровья обвиняемого позволит продолжить расследование, уголовное дело будет завершено.

Следственный комитет полностью удовлетворен приговором. Представитель четырех пострадавших, руководитель Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов также заявил, что не имеет претензий к суду: «Я полностью доволен приговорами.

Конечно, ничего хорошего в том, что молодые люди, у которых на иждивении маленькие дети, надолго сядут в тюрьму, нет.

Однако сегодня именно тот случай, когда торжествует справедливость.

При этом совершенно не важно, имеют ли потерпевшие уголовное прошлое или нет. Тем более среди моих подопечных всего один, кто имел до этого отношение к криминалу».

Стоит подчеркнуть, что подобное признание в отношении судебных действий не так часто встретишь в наши дни. И.Шолохов отметил также, что его клиенты будут требовать возмещения морального вреда и вреда здоровью - все они собираются подавать иск к Министерству финансов РФ.

Он заявил: «Мы будем исходить прежде всего из соображений разумности и степени моральных и физических страданий, которые понес каждый конкретный человек».

Никто из самих подсудимых свою вину не признал. Мало того, получивший максимальный срок Алмаз Василов заявил, что Сергей Назаров сам во всем виноват.

Впрочем, один из адвокатов, Равиль Бакиев, еще до суда предугадал итог процесса, предположив, что весь процесс направлен не на определение истинной вины подсудимых, а на то, чтобы успокоить общественность.

Он подчеркнул: «Вряд ли суд пойдет на оправдательные приговоры в отношении хотя бы одного из подсудимых.

Если приговоры и будут смягчены, то очень незначительно - слишком уж «резонансное» дело.

Этот пресловутый общественный резонанс поставил суд в положение «между молотом и наковальней».

Адвокат также обвинил суд в том, что почти все ходатайства защиты в отличие от ходатайств обвинения отклонялись; обвинение строилось в основном на показаниях потерпевших. Бакиев заявил: «От нескольких десятков свидетелей обвинение вообще отказалось, сославшись на то, что они не являются в суд, в то время как они могли бы дать показания в пользу защиты».

С точки зрения защиты следствие изначально встало на путь фальсификации доказательств и подсудимые, бывшие сотрудники полиции, страдают из-за того, что стали жертвами системы, которая от них отвернулась и бросила их на произвол судьбы.

Соответственно, защита собирается опротестовывать решение суда.

Подсудимые выслушали приговор спокойно, хотя и скрывали свои лица под масками, за исключением Алмаза Василова.

Ожидалось, что присутствовать на оглашении приговора пожелают едва ли не все потерпевшие и их родственники: для них, а также для пишущих журналистов в здании суда было выделено отдельное помещение, где велась трансляция. Однако вопреки ожиданиям желающих лично присутствовать при оглашении приговоров оказалось чуть более десяти человек.

Процесс получил своеобразное символическое завершение: по постановлению суда часть вещественных доказательств, в т.ч. чудовищные инструменты пыток - бутылка из-под шампанского и ножки от табурета, к которому привязывали Сергея Назарова, - должна быть уничтожена, а сотовый телефон, в краже которого обвиняли Назарова, возвращен законному владельцу.

Директор МБПЧ Александр Брод: «Хотелось бы, однако, чтобы не только уничтожались орудия пыток, но и безвозвратно канули в прошлое сами пытки, весь тот беспредел, который до сих пор встречается в деятельности полиции».