Писатель В.Пьецух отмечает: «Какими только посторонними делами не обременяла его действительность - и в колхозе-то он работал, и на флоте служил, и в автотехникуме учился, и в школе преподавал, и в фильмах снимался..., и все бесконечно мотался вдоль и поперек нашего государства, - пока не уперся в то справедливое убеждение, что его единственное и естественное предназначение - это литература, что его место - это рабочий стол, что его инструмент - это шариковая авторучка и тетрадка за три копейки».
Однако в 1954 г. Шукшин отправился в Москву поступать во ВГИК. С
начала он подал документы на сценарный факультет, но затем решил поступать на режиссёрское отделение, которое в 1960 г. и закончил (мастерская М.Ромма).
Во время учёбы во ВГИКе Шукшин, по совету Ромма, начал рассылать свои рассказы в столичные издания.
В 1958 г. в журнале «Смена» был опубликован его первый рассказ «Двое на телеге».
В 1956 г. он впервые снялся в небольшом эпизоде в кино, с этого момента началась кинематографическая судьба Шукшина.
Актёрская карьера складывалась вполне удачно, Шукшин не испытывал недостатка в предложениях от ведущих режиссёров.
С 1963 г. Шукшин начал работать режиссёром, активно писать сценарии и публиковать свои произведения.
В том же 1963 г. вышла первая книга В.Шукшина - «Сельские жители».
В 1970-х гг. популярность Шукшина достигла своего пика: вышел на экраны фильм «Калина красная», опубликован новый сборник рассказов, начата постановка пьесы «Энергичные люди». 2 октября 1974 г. Василий Шукшин скончался.
За свою недолгую жизнь Василий Шукшин оставил довольно большое наследие.
Он сыграл в 30 фильмах, был режиссером 6 фильмов, сценаристом 11 фильмов.
Он написал 2 романа, 2 повести, 3 пьесы, около 130 рассказов.
Его произведения 13 раз были экранизированы.
Его высоко ценили равно как литературная элита, так и простые читатели.
Владимир Высоцкий говорил о нем: «...Очень уважаю все, что сделал Шукшин.
Знал его близко, встречался с ним часто, беседовал, спорил, и мне особенно обидно сегодня, что так и не удалось сняться ни в одном из его фильмов.
Зато на всю жизнь останусь их самым постоянным зрителем».
В.Пьецух называл его «последним гением русской литературы»: «Этого нельзя выдумать, нельзя пересказать с чьих-то слов, а можно только схватить в эфире и преобразовать в художественную прозу, пропустив через «чёрный ящик» своей души.
Словом, не объяснить, «из какого сора» явился шукшинский мир, эта скрупулёзная анатомия русской жизни 60-х и начала 70-х годов, по которой грядущие поколения будут о нас судить».
Писатель Алексей Варламов утверждает: «Без Шукшина сегодня невозможно представить русскую картину мира, так же как невозможно представить ее без протопопа Аввакума, без Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского, Чехова, Блока, Андрея Платонова.
Связь между Шукшиным и Платоновым, на мой взгляд, - одна из самых сущностных в истории русской литературы ХХ века.
То, что очевидно сегодня, было не совсем очевидным при жизни Василия Макаровича.
И вот эта справедливость торжествует.
Шукшин - действительно талант.
Он был русским крестьянином, русским рабочим, русским интеллигентом, актером, писателем, режиссером - это и есть тот поразительный русский человек, который вобрал в себя все бездны, все провалы и все высоты, все достижения своего времени».
Шукшин пишет о простых сельчанах простым языком, не идеализируя ни сельский быт, ни людей, но по-своему воспевая и самобытность русского человека, и загадочную русскую душу.
Помимо подробных описаний и внимания к бытовым деталям, Шукшин задаётся и философскими вопросами - за внешней простотой жизни его героев скрываются переживания глубоких и мудрых людей: «Человеческие дела должны быть в центре внимания рассказа.
Это не роман - места мало, времени мало, читают на ходу.
Кроме того, дела человеческие за столом не выдумаешь.
А уж когда они попадают наконец на стол в качестве материала, тут мало, наверно, укрепиться мужеством и изгонять всё, что отвлекало бы внимание читателя от их сущности.
Дела же человеческие, когда они не выдуманы, вечно в движении, в неуловимом вечном обновлении.
И, стало быть, тот рассказ хорош, который чудом сохранил это движение, не умертвил жизни, а как бы «пересадил» её, не повредив, в наше читательское сознание».
Он писал, сверяясь с совестью, и всегда говорил, как думал: «Хочешь быть мастером, макай свое перо в правду.
Ничем другим больше не удивишь».
При этом он не впадал в безудержный советский оптимизм, но и не поддавался отчаянию: «Надо совершенно спокойно - без чванства и высокомерия - сказать: у России свой путь.
Путь тяжкий, трагический, но не безысходный в конце концов.
Гордиться нам пока нечем».
Мало того, он иронично относился к вечно брюзжащим и недовольным людям: «Человек - полный идиот.
Утром встает - ворчит, ложится спать - ворчит.
Вечно всем недоволен, хрюкает, ненавидит всех.
Говорят - характер».
По его мнению, человек всегда может преодолеть себя: «Не наступает никогда... то время, когда надо махнуть рукой и сказать, что тут уже ничего не сделаешь.
Сделать всегда можно».
Шукшин был удостоен многих наград. Он лауреат Ленинской премии и государственных премий России и СССР.
Его именем названы улицы в целом ряде городов страны, театры, библиотеки, университет.
Ему поставлены памятники, учреждены премии его имени.
Но самое главное - Василий Шукшин и его произведения навсегда останутся в народной памяти.