Версия для печати

О приговоре по делу о гибели теплохода «Булгария»

Суд поставил точку в судебном деле, связанном с одним из трагических событий в новейшей истории России и длившемся три года.

10 июля 2011 г. в Куйбышевском водохранилище во время грозы затонул пассажирский двухпалубный дизель-электроход«Булгария», построенный в 1955 г. в Чехословакии.

Произошло это в трех километрах от берега. На борту находился 201 человек, из них 163 пассажира и 38 членов экипажа.

Погибли 122 человека, в том числе 28 детей.

В процессе следствия выявился ряд преступлений, результатом которых и стала трагедия.

В процессе следствия обвиняемые перекладывали вину друг на друга, на вышестоящие организации.

В итоге почти все отказались признавать свою вину.

Тем не менее суд вынес довольно суровый приговор, установив, что все обвиняемые«совершили преступление, повлекшее по неосторожности затопление«Булгарии».

Гендиректор ООО «АргоРечТур» Светлана Инякина, являвшаяся субарендатором судна, приговорена к 11 годам лишения свободы в колонии общего режима. Предпринимательнице вменяется в вину оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц (ч. 3 ст. 238 УК РФ), нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека (ч. 2 ст.143 УК РФ), и нарушение правил безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта, повлекшее по неосторожности причинение крупного ущерба и смерть двух и более лиц (ч. 3 ст. 263 УК РФ).

Также она лишается права заниматься деятельностью в сфере оказания туристических услуг на 3 года. Инякина подавала прошение об амнистии в конце 2012 г., но прошение не было удовлетворено.

На старшего помощника капитана «Булгарии» Рамиля Хаметова, единственного из подсудимых, дожидавшегося приговора не в СИЗО, надели наручники в зале суда. В местах заключения он должен провести шесть с половиной лет, кроме того, его лишили права заниматься деятельностью, связанной с управлением и эксплуатацией грузового транспорта, сроком на 3 года. Хаметов признан виновным по ч. 3 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта, повлекшее по неосторожности причинение крупного ущерба и смерть двух и более лиц»).

Начальник Казанского линейного отдела Волжского управления Государственного и морского речного надзора Ирек Тимергазеев приговорен к 6 годам колонии общего режима с лишением права занимать должность в органах, контролирующих и надзирающих за эксплуатацией всех видов транспорта, на 3 года.

Тимергазеев признан виновным по ч. 3 ст. 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями»).

Бывшего главного инспектора Казанского линейного отдела Волжского управления Государственного и морского речного надзора Владислава Семенова (единственного, частично признавшего свою вину) приговорили к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Также он лишается права занимать должность в органах, контролирующих и надзирающих за эксплуатацией всех видов транспорта, на 3 года.

Суд постановил зачесть ему срок содержания под стражей.

Эксперт Российского речного регистра Яков Ивашов признан виновным в злоупотреблении должностными полномочиями (ч. 3 ст. 285 УК РФ), однако в отличие от Инякиной он попал под амнистию в честь 20-летия Конституции РФ и освобожден прямо в зале суда.

По решению суда подсудимые обязаны выплатить в общей сложности 50 млн. руб. пострадавшим, но эта сумма не устроила многих потерпевших: первоначально сумма заявленных претензий оценивалась в 200 млн. руб.

Ранее были наказаны капитаны сухогруза«Арбат» и буксира «Дунайский 66», которые прошли мимо терпящих бедствие людей с «Булгарии» и не оказали им помощь.

Приговор был обжалован 4 участниками процесса: субарендатором теплохода Светланой Инякиной, первым помощником капитана Рамилем Хаметовым, бывшим главным инспектором Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ространснадзора Владиславом Семеновым и начальником того же отдела Иреком Тимергазеевым.

Директор МБПЧ Александр Брод: «В истории затонувшего судна ярко вскрылись все пороки российской туристической отрасли: непрофессионализм, коррупционные схемы,

отсутствие заботы о безопасности людей, наплевательское отношение к делу, неоказание помощи погибающим людям. Все виновные получили достаточно суровые наказание, однако множество погибших уже не вернешь.

Хотелось бы, чтобы такие трагедии больше не повторялись - однако, судя по отношению к делу множества наших чиновников и ответственных лиц, особо надеяться на это не приходится».