Версия для печати

69 лет назад произошли бомбардировки Хиросимы и Нагасаки

6 августа Япония вспоминала самое трагическое событие в своей истории.

В этот день в 1945 г. в 8 часов 15 минут американские пилоты самолета-носителя В-29 «Энола Гэй» (самолет был назван в честь матери пилота Пола Тиббетса-младшего) сбросили атомную бомбу под циничным названием «Малыш» на японский город Хиросиму.

Операция была тщательно подготовлена.

За час до бомбардировки в намеченные районы впереди «Энола Гэй» вышли три разведчика погоды.

На удалении 6-7 км от самолета-носителя следовал самолет с аппаратурой, регистрирующей параметры ядерного взрыва.

В 70 км шел бомбардировщик, который фотографировал результаты взрыва.

Система ПВО Японии обнаружила бомбардировщики, но из-за их малочисленности воздушная тревога, объявленная в Хиросиме, вскоре была отменена.

Не оказали противодействия воздушному противнику также японские истребители и зенитная артиллерия.

По словам бывшего штурмана самолета Ван Кирка, хиросимская миссия была относительно легкой.

Зато после того, как взорвалась атомная бомба, самолет очень сильно тряхнуло.

По словам штурмана, через 43 секунды после сброса бомбы он увидел вспышку взрыва, а ударная волна достигла самолета.

«Весь город был покрыт дымом, пылью и грязью, - вспоминал потом американец.

- Это выглядело как горшок с черной кипящей смолой.

А по окраинам города был виден огонь».

В результате бомбардировки Хиросимы были убиты и пропали без вести около 200 тыс. человек, были ранены и подверглись радиоактивному облучению около 160 тыс. человек.

Подавляющее большинство погибших были мирными гражданами.

Пожары продолжались в течение многих часов в радиусе 4 км от эпицентра взрыва.

Из 90 тыс. домов 62 тыс. были полностью разрушены.

Через три дня после бомбардировки Хиросимы - 9 августа 1945 г. - американцы сбросили еще одну атомную бомбу «Толстяк» на другой японский город - Нагасаки.

Там погибли около 70 тыс. человек.

Последствия бомбардировок были катастрофические и растянулись на многие десятилетия.

В официальных документах появился термин «хибакуся» - пострадавший от атомной бомбардировки.

Хибакуся превратились в касту неприкасаемых, стали «атомными париями».

Им трудно было устроиться на работу, наладить свою личную жизнь: кому нужен супруг или супруга, в браке с которым могут родиться дети, предрасположенные к страшным болезням?

Среди переживших этот чудовищный взрыв в 16 раз больше умерших от лейкемии, чем в среднем по стране, и почти в восемь раз больше страдающих другими раковыми заболеваниями.

Взорванные над Хиросимой и Нагасаки более полувека назад бомбы продолжают убивать, и каждый год список жертв увеличивается на несколько сот человек.

И мероприятия, проводимые в годовщины атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, направлены на то, чтобы новые поколения могли понять весь ужас, пережитый жертвами атомной катастрофы.

Но атомная бомбардировка стала не только трагедией для японцев, она стала поворотным пунктом в сознании миллионов людей на планете, подобно Холокосту, заставив их многое переосмыслить.

Человечество поняло, как хрупка жизнь на земле, что современное оружие способно в одно мгновение унести жизни сотен тысяч людей.

В Хиросиме находится музей памяти жертв атомной бомбардировки.

Здесь представлены подлинные вещи и свидетельства жертв.

Один из экспонатов - трехколесный велосипед, обожженный и скрученный силой взрыва так, будто он сделан из проволоки, - невольно заставляет задуматься о том, какая страшная участь постигла ребенка, которому он принадлежал.

Спустя 10 лет после этих трагических событий в Хиросиме состоялась первая международная конференция, направленная на запрещение атомного и водородного оружия, а в 1985 г. южная часть Тихого океана была объявлена безъядерной зоной (Договор Раротонга).

В день годовщины бомбардировки японского города Хиросима отмечается Международный день «Врачи мира за мир».

Этот день в некотором смысле символичен и служит напоминанием о человеческой трагедии, о роли врачей в борьбе за мир и в предотвращении войны в целом.

Разумеется, этот день посвящен скорби и в самой Японии. Каждый год 6 августа в 8 часов 15 минут утра японский город Хиросима замирает в минуте молчания.

Сложив руки у груди и наклонив головы, молча стоят пожилые и молодые японцы, матери и дети, учителя и чиновники.

В этом году премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил во время мемориальной церемонии, посвященной памяти жертв атомной бомбардировки Хиросимы, что миссия страны - ликвидировать ядерное оружие во всем мире.

В парке Мира, где по традиции проходит церемония, выступил также мэр города Хиросимы Казуми Мацуи, который призвал президента США Барака Обаму и других мировых лидеров посетить город и увидеть последствия бомбардировки собственными глазами.

«Сделав так, вы обязательно убедитесь, что ядерное оружие является абсолютным злом и не должно существовать», -сказал он.

С 2011 г. после аварии на АЭС «Фукусима-1» в речи мэра Хиросимы стал звучать призыв отказаться не только от атомного оружия, но и от атомных электростанций.

Однако в этом году мэр города, учитывая решение правительства возобновить работу остановленных АЭС, впервые не упомянул проблему безопасности АЭС.

После выступления мэра в небо взлетают несколько десятков белых голубей, символизирующих мир.

Трагедию вспоминают не только в Японии.

Так, в Бишкеке 6 августа к 69-й годовщине атомной бомбардировки японских городов Хиросима и Нагасаки прошла акция «День мира».

В ее рамках были организованы тематические уголки, которые донесли до людей информацию об угрозе, перед которой находится человечество до тех пор, пока не будет уничтожено все ядерное оружие на Земле.

В городе Волгограде в музее-заповеднике «Сталинградская битва» состоялась памятная церемония мира.

Ровно в 8:15 прозвучал Колокол мира, который был подарен Волгограду японским городом-побратимом Хиросимой.

Два города-побратима многое связывает: Сталинград и Хиросима были полностью разрушены в годы Второй мировой войны.

Поэтому служение делу мира так актуально для обоих городов.

Волгоградцы почтили память жителей, погибших при атомной бомбардировке, минутой молчания и возложили цветы и бумажных журавликов - символ неприятия войны - к Колоколу мира.

Однако, несмотря на весь ужас трагедии Хиросимы и Нагасаки, отношение к бомбардировкам осталось неоднозначным.

Скончавшийся несколько дней назад Ван Кирк - последний из 12 членов экипажа - рассказывал журналистам, что зрелище того, что наделала одна атомная бомба, поселило в нем нежелание видеть подобное еще раз.

Но в то же время штурман особого раскаяния не испытывал и выступал в защиту применения атомной бомбы против японцев, называя ее меньшим злом по сравнению с продолжением воздушных бомбардировок Японии и возможным американским вторжением: «Я никогда не извинялся за то, что мы сделали в Хиросиме, и никогда не буду.

Нашей миссией было положить конец Второй Мировой войне, и все.

Если бы мы не бросили эту бомбу, невозможно было бы заставить японцев капитулировать...

Если никого не намереваешься убивать, то не надо начинать войну...

Эта бомба действительно спасла жизни, несмотря на огромное количество жертв в Хиросиме и Нагасаки, поскольку в ином случае масштаб уничтожения в Японии был бы ужасающим».

Командир экипажа «Энола Гэй» Пол Уорфилд Тиббетс-младший, дослужившийся до звания бригадного генерала, также не испытывал больших угрызений совести в связи со своим участием в бомбардировке Хиросимы.

Он умер в 2007 г. в возрасте 92 лет.

Довольно долгую жизнь прожил и сбросивший атомную бомбу на Нагасаки Чарльз Суини - он умер в возрасте 84 лет, до конца своих дней отстаивая необходимость ядерных бомбардировок.

Соединенные Штаты так и не принесли извинения за атомные бомбардировки японских городов, хотя бомбардировки вполне могут быть названы военными преступлениями.

Официальный представитель США на памятных мероприятиях в честь жертв хиросимской трагедии побывал впервые лишь в 2010 г.

Но даже присутствие там американского посла у многих американцев вызвало критику - например, сын пилота «Энола Гэй» с осуждением назвал это «молчаливым извинением».

Проведенный пять лет назад по заказу университета Квиннипиак (штат Коннектикут) опрос показал, что 61% опрошенных поддержали атомную бомбардировку японских городов, при этом лишь 22% респондентов сочли, что это решение было совершенно неоправданным.

Однако отметим, что такое отношение к атомным бомбардировкам характерно не только для страны, их осуществившей.

До сих пор историки спорят о том, насколько она повлияла на исход Второй мировой войны - ведь через три дня Япония вышла из войны, признав себя побежденной.

Американские историки либерального толка - так называемые ревизионисты - в один голос утверждают, что уничтожение двух японских городов было абсолютно неоправданно в плане военной необходимости и непростительно с точки зрения элементарной гуманности и человечности.

Ревизионисты аргументируют свою позицию тем, что Япония находилась при последнем издыхании, американская авиация ковровыми бомбежками стерла с лица земли практически весь ее военно-промышленный комплекс и уничтожила 60% жилого фонда, боевой дух японской армии и населения был фатально подорван.

Еще несколько месяцев блокады страны, задыхавшейся от острейшего дефицита продовольствия и стратегического сырья, и к осени 1945 г. Япония, как перезревший плод, сама упала бы в руки победителей.

Они даже предположили, что американцы могли бы продемонстрировать японской делегации испытательный взрыв атомной бомбы на каком-нибудь необитаемом атолле в Тихом океане, и на японцев такая демонстрация силы произвела бы должное впечатление.

Ревизионисты полагают, что президент Гарри Трумэн решил применить атомное оружие главным образом для того, чтобы не допустить вступления в войну Советского Союза.

Захват Японии войсками обеих держав привел бы к ее разделу по германской модели, а этого правительство США стремилось избежать любой ценой.

Заодно Вашингтон был не прочь припугнуть Сталина.

Кроме того, Трумэну представилась возможность испытать атомное оружие в «боевой обстановке», да еще против японцев.

Ни при каких обстоятельствах, считают они, Трумэн не решился бы пустить в ход бомбу против европейцев - немцев или итальянцев.

Отсюда историки делают вывод, что Трумэн - военный преступник, а атомная бомбардировка Японии - акт геноцида на почве расизма.

Однако их оппоненты приводят следующие аргументы.

Летом 1945 г. Америка готовилась к штурму японских островов.

Выкладки специалистов показывали, что предстоящая операция будет сопряжена с чудовищными потерями для войск вторжения.

Все американцы, воевавшие на тихоокеанском театре военных действий, - от рядовых до генералов, - были поражены неслыханной стойкостью японских солдат.

На милость победителей сдавались единицы, в основном тяжелораненые, а основная масса японских солдат и офицеров отчаянно сражалась до последнего, предпочитая смерть позору плена.

А по мере приближения линии фронта к территории собственно Японии сопротивление становилось все более и более ожесточенным.

Только за четыре месяца на Окинаве американские войска потеряли убитыми и ранеными 72 тыс. военнослужащих.

Японские камикадзе атаковали крупными соединениями (до 350 самолетов в каждом налете), совершив в общей сложности 1900 боевых вылетов.

И хотя летчики-смертники были едва обучены и летали на совершенной рухляди, они сумели тем не менее потопить 34 американских корабля размером вплоть до эсминца и повредить еще 250 кораблей, причем некоторые пришлось списать.

Фанатизм японцев потряс непосредственных участников операции и произвел сильное впечатление в Вашингтоне.

По достоверным сведениям, японское командование разработало планы тотальной мобилизации населения для отражения грядущего вторжения.

Гражданское ополчение насчитывало 35 млн. человек, готовых до последнего сражаться за императора.

И хотя вооружены они были кустарно - старыми ружьями, серпами, вилами, бамбуковыми копьями и дубинками, - их огромное число и отчаянная решимость дорого продать свою жизнь сулили неслыханное кровопролитие.

Первоначальные расчеты вторжения на о. Кюсю показывали, что оно обойдется американцам в четверть миллиона убитыми и ранеными, и тогда было принято решение использовать атомную бомбу.

Но и даже после бомбардировки японцы сдались не сразу.

После Хиросимы и Нагасаки ведущий японский физик-ядерщик, будущий лауреат Нобелевской премии Хидеки Юкава был вызван в генштаб, где его спросили, сможет ли он создать атомную бомбу за полгода - такой срок Япония сможет продержаться.

И только когда физик категорически заявил, что это невозможно, сторонникам капитуляции удалось убедить императора, что во имя спасения нации нужно сложить оружие.

Историки, убежденные в необходимости бомбардировок, приводят и другие аргументы. Японцы осуществляли невиданные зверства по отношению к своим противникам.

Под японской оккупацией погибло 15 млн. китайцев, которых оккупанты по своему произволу насиловали, пытали, обращали в рабство, убивали.

Потомки самураев соревновались в искусстве владения мечом, отрубая головы военнопленным.

Японцы разрабатывали в Китае и испытывали на местном населении биологическое оружие.

Сотни военнопленных подверглись вивисекции.

Отметим, что и до Хиросимы от «обычной бомбардировки» в ходе воздушного налета на Токио 9 марта японская столица была сожжена дотла, бомбами было уничтожено 250 тыс. жилищ и не менее 80 тыс. человек - больше, чем в Хиросиме.

А всего в ходе воздушной кампании погибло 300 тыс. гражданских лиц, было разрушено 2,5 млн. жилищ и превращены в груды руин все 70 важнейших японских городов, однако японцы продолжали сопротивляться.

Готовившиеся к битве за Японию американские солдаты, их родные и близкие в один голос благословляли президента, который одним ударом закончил войну и спас их от возможной гибели.

Были счастливы и заключенные японских лагерей военнопленных.

Однако мысль о том, что пришлось бомбить ни в чем не повинное мирное население, никому не приходила в голову.

Как не приходила она в голову, когда англичане бомбили Дрезден, где погибло 40 тыс. человек за три дня.

В последние месяцы киевские власти стирают с лица земли Донецкую и Луганскую области, бомбят города, разрушают жилые дома, больницы, храмы.

Уничтожают мирных жителей, детей, стариков.

Регионы задыхаются без продуктов питания, воды, медикаментов.

Все эти преступные действия открыто поощряются американскими властями, частью политической элиты Европы.

Международное право растоптано. ООН, ОБСЕ превратились в обслугу покровителей кровавой бойни.

Американский политолог и экономист Пол Крейг Робертс: «...Вашингтон не заинтересован в разрешении кризиса на Украине.

Потерпев неудачу в захвате страны и вытеснении России с военно-морской базы на Черном море, Вашингтон нашел новые возможности в условиях кризиса.

...Доктрина Вулфовица - основа политики США в отношении России (и Китая).

Доктрина рассматривает любую, достаточно сильную власть, пытающуюся вести независимую от Вашингтона политику, как «враждебную».

Эта доктрина гласит:

«Наша главная цель состоит в том, чтобы предотвратить возрождение нового конкурента на территории бывшего Советского Союза или в другом месте, конкурента, который представляет угрозу существующему порядку...

Это доминирующий фактор, лежащий в основе новой стратегии региональной обороны, он требует, чтобы мы прилагали все усилия для предотвращения любой враждебной силы, доминирующей в регионе...».

Доктрина Вулфовица оправдывает господство Вашингтона во всех регионах.

Это согласуется с неоконсервативной идеологией США как «незаменимой» и «исключительной» страны, имеющей право на мировую гегемонию.

Россия и Китай являются преградой на пути США к мировой гегемонии.

Если доктрина Вулфовица не будет остановлена, вероятный исход - ядерная война».

Директор МБПЧ Александр Брод: «Вспоминая невинных жертв Японии, скорбя о них, мы еще раз убеждаемся в том, что зло не должно оставаться безнаказанным.

За трагедию в Хиросиме и Нагасаки, бомбардировки Сербии, Ливии, Южной Осетии и других территорий, финансирование цветных революций и поглощение суверенных государств, многие другие преступления против мирных граждан до сих пор никто ответственности не понес.

Потому и не удивительно, что геноцид на востоке Украины набирает обороты.

Но далеко не все в мире согласны мириться с существующим порядком вещей.

Чем больше будет таких несогласных политиков, общественных деятелей, рядовых граждан, чем активнее будет их протест, тем будет больше шансов остановить кровопролитие на Украине и подобные трагедии в будущем».


Дождь в Нагасаки

Дождь в Нагасаки бродит, разбужен, рассержен.
Куклу слепую девочка в ужасе держит.
Дождь этот лишний, деревья ему не рады,
Вишня в цвету, цветы уже начали падать.
Дождь этот с пеплом, в нем тихой смерти заправка,
Кукла ослепла, ослепнет девочка завтра,
Будет отравой доска для детского гроба,
Будет приправой тоска и долгая злоба,
Злоба - как дождь, нельзя от нее укрыться,
Рыбы сходят с ума, наземь падают птицы,
Голуби скоро начнут, как вороны, каркать,
Будут кусаться и выть молчальники карпы,
Будут вгрызаться в людей цветы полевые,
Воздух вопьется в грудь, сердце высосет, выест.
Злобу не в силах терпеть, как дождь, Нагасаки.
Мы не дадим умереть тебе, Нагасаки!
Дети в далеких, в зеленых и тихих скверах,-
Здесь не о вере, не с верой, не против веры,
Здесь о другом - о простой человеческой жизни.
Дождь перейдет, на вишни он больше не брызнет.

И.Эренбург, 1957