Версия для печати

К 120-летию со дня рождения Михаила Зощенко

9 августа исполнилось 120 лет со дня рождения российского писателя Михаила Михайловича Зощенко.

Он родился 9 августа 1894 г. в Санкт-Петербурге в семье художника и актрисы.

После окончания гимназии он один год учился на юридическом факультете Императорского Санкт-Петербургского университета, откуда был отчислен за неуплату - в жизни его немало было периодов отсутствия денег.

В 1914 г., после начала Первой мировой войны, он был зачислен в Павловское военное училище, а в 1915 г. в чине прапорщика отправлен в распоряжение штаба Киевского военного округа.

С этого момента началась его служба в действующей армии.

Сражался Зощенко храбро, награжден несколькими орденами и произведен в поручики.

Один раз он был легко ранен, а в результате газовой атаки, произведённой немцами из обнаруженных Зощенко блиндажей, получил отравление газами.

Это не прошло бесследно - со временем у него развился порок сердца.

Имея возможность после госпиталя нести службу вне действующих войск, Зощенко отказался от этого и вновь получил направление на фронт.

Карьера его прервалась революционными событиями.

Летом 1917 г. Зощенко был назначен начальником почт и телеграфов и комендантом почтамта Петрограда.

Вскоре он оставил должность и выехал в Архангельск, где занимал должность адъютанта Архангельской дружины.

Тогда же отказался от предложения эмигрировать во Францию.

На заре советской власти М.Зощенко сменил множество специальностей: был агентом уголовного розыска, делопроизводителем Петроградского военного порта, столяром, сапожником.

Ему пришлось работать даже инструктором по кролиководству и куроводству в Смоленской губернии.

В начале 1919 г. Зощенко вступил в ряды Красной Армии, где также храбро сражался, однако в апреле 1919 г. после сердечного приступа и лечения в госпитале был признан негодным к военной службе и демобилизован.

Разнообразный жизненный опыт, полученный Зощенко, разумеется, создал богатую базу для его писательской деятельности.

Нужен был только литературный талант - а он у Зощенко оказался огромным.

В 1920-1922 гг. он посещал литературную студию при издательстве «Всемирная литература», которой руководил Корней Чуковский, а в 1922 г. уже дебютировал в печати.

Окружение его было очень талантливым.

Зощенко входил в состав литературной группы «Серапионовы братья» (Л. Лунц, Вс. Иванов, В. Каверин, К. Федин, М. Слонимский), что во многом способствовало поиску собственного литературного пути.

Группа ратовала за отделение искусства от политики, своим творчеством члены группы противостояли агрессивной идеологии советской власти.

Зощенко остановился на малых литературных формах - он пишет рассказы и фельетоны, создавая комический образ героя-обывателя с убогой моралью и примитивным взглядом на окружающий мир.

Его пафос приходится как нельзя кстати на первое десятилетие советской власти, когда активно велась борьба с буржуазными предрассудками, обывательством и тунеядством.

Книги Зощенко издаются и переиздаются огромными тиражами, писатель ездит с выступлениями по стране, успех его невероятен.

Он получал сотни писем.

Люди обрывали телефон писателя, осаждали его в трамваях и гостиницах, не давали проходу на улицах.

Были у Зощенко даже двойники-самозванцы.

Зощенко ценит власть, его награждают орденами.

Горький писал ему: «Отличный язык выработали Вы, Михаил Михайлович, и замечательно легко владеете им.

И юмор у Вас очень «свой».

Я высоко ценю Вашу работу, поверьте: это не комплимент».

Как только началась Великая Отечественная война, Зощенко идёт в военкомат и подаёт заявление с просьбой отправить его на фронт, но признается негодным к военной службе.

В этот период он пишет антивоенные фельетоны, пьесы.

По жизни мрачный, склонный к тяжелой депрессии человек, Зощенко предпринимает уникальный опыт - пытается самостоятельно победить болезнь, опираясь на теорию условных рефлексов Павлова, а также на психоанализ З. Фрейда.

И ему это удается, правда ценой потери на несколько лет творческой энергии.

Свой опыт он попытался изложить в повести «Перед восходом солнца».

С этого момента и начался трагический этап в его жизни.

Фрейд и его теории считались тогда ярчайшим проявлением загнивания Запада, однако журнал «Октябрь» уже успел опубликовать первые главы повести «Перед восходом солнца».

Продолжение публикации журналу было строго запрещено, над Зощенко «сгустились тучи».

Но основной удар последовал через три года.

Опубликованный в 1946 г. рассказ «Приключения обезьяны» был воспринят как злостная клевета на советского человека.

14 августа 1946 г. выходит печально знаменитое постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором за «предоставление литературной трибуны писателю Зощенко» подверглись жесточайшей разгромной критике редакции обоих журналов - в результате журнал «Ленинград» вообще был закрыт навсегда.

Текст постановления был не просто критическим, он предвещал Зощенко и Ахматовой трагическую судьбу, изобилуя сталинскими штампами: «Зощенко давно специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить её сознание.

Последний из опубликованных рассказов Зощенко «Приключения обезьяны» («Звезда», № 5-6 за 1946 г.) представляет пошлый пасквиль на советский быт и на советских людей.

Зощенко изображает советские порядки и советских людей в уродливо карикатурной форме, клеветнически представляя советских людей примитивными, малокультурными, глупыми, с обывательскими вкусами и нравами.

Злостно хулиганское изображение Зощенко нашей действительности сопровождается антисоветскими выпадами.

Предоставление страниц «Звезды» таким пошлякам и подонкам литературы, как Зощенко, тем более недопустимо, что редакции «Звезда» хорошо известна физиономия Зощенко и недостойное поведение его во время войны, когда Зощенко, ничем не помогая советскому народу в его борьбе против немецких захватчиков, написал такую омерзительную вещь, как «Перед восходом солнца», оценка которой, как и оценка всего литературного «творчества» Зощенко, была дана на страницах журнала «Большевик».

Однако Зощенко не оказался в лагере, как можно было ожидать.

Он «всего лишь» был исключен из Союза писателей, его перестали печатать, и он почти лишился средств к существованию.

Но что еще хуже - почти все писатели прекратили с ним отношения.

После смерти Сталина в 1953 г. к Зощенко на дачу приехала целая делегация: писателю предложили восстановить все его права (прежде всего, это касалось членства в Союзе писателей, а значит, он становился обладателем продовольственных карточек -ценнейшей в то время привилегии), а взамен попросили написать что-нибудь, порочащее Сталина.

Выслушав все аргументы, Михаил Михайлович встал и сказал: «Я никогда не был и не буду ослом, который пинает мертвого льва», после чего вышел из комнаты, оставив делегацию ни с чем.

В этом проявилась гордость и несгибаемость Зощенко, что отличало его во все времена.

Все же Зощенко вновь приняли в Союз писателей, хотя и в качестве переводчика.

Травля ненадолго прекратилась, но вновь началась в мае 1954 г. после ответа Зощенко на вопрос английского студента о постановлении 1948 г. Писатель сказал, что не может согласиться с постановлением.

После встречи со студентами в газетах появляются разгромные статьи, на Зощенко посыпались упрёки: вместо того, чтобы измениться, что и предписывала ему партия, он все ещё не согласен.

Выступление Зощенко критикуют на писательских собраниях, начинается новый виток травли.

От Зощенко требуют покаяния, но он отказывается.

Зощенко болеет, его депрессия усиливается, и 22 июля 1958 г. он умирает в результате острой сердечной недостаточности.

Помимо военных наград, других наград у писателя нет: он не получал Сталинских премий.

Его именем сейчас назвали библиотеку и астероид.

В Сестрорецке, где он умер, ему поставили памятник.

Но его популярность среди читателей, а также уважение литературоведов огромны.

Он поистине один из значительных писателей в литературе XX века.

Выросший из культуры Серебряного века, успевший лично познакомиться с Блоком и Гумилёвым, Зощенко стал, по его собственному выражению, «исполняющим обязанности пролетарского писателя», попытался всерьёз писать для абсолютно нового читателя, стать идеальным воплощением советской литературы.

Но при этом заглянул далеко в будущее и оказался - со своим спокойно-ироническим приятием нелепости окружающей действительности - ярчайшим представителем литературы абсурда.

Он из тех классиков, которых обильно цитируют и сегодня, а его произведения не только не утратили своей актуальности, но и воспринимаются так, будто написаны на злобу дня.

«Смех был в моих книгах, - писал Зощенко, - но его не было в моем сердце».

А еще он верил, что слово может сделать человека лучше: «Перестроить литературный персонаж - дешево стоит.

А вот перестроить читателя, заставить его отказаться от пошлости и мещанства - вот это правильное дело для писателя».

Он писал честно, тщательно шлифовал свои тексты, стараясь «все делать с умом»: «И в личных своих делах.

И на войне.

И даже, представьте себе, в моей работе.

В моей работе я, например, учился у старых великолепных мастеров.

И у меня был большой соблазн писать по тем правилам, по которым они писали.

Но я увидал, что обстановка изменилась.

Жизнь и публика уже не те, что были при них...

Я пишу очень сжато.

Фраза у меня короткая, доступная бедным.

Может быть, поэтому у меня много читателей».

С годами Зощенко не стал менее любимым читателями: его книги издаются не только в России, не только в Америке и Канаде, где живет много наших соотечественников, но и в Японии и Китае.

Он поистине любимый, всенародный писатель.

И эта судьба достойна его таланта.