Версия для печати

«Белая книга нарушений прав человека и принципа верховенства права на Украине (апрель-середина июня 2014)». Москва. Июнь 2014

Политический кризис на Украине к лету 2014 года перерос в гражданское противостояние.

Этот конфликт сопровождается не только столкновением интересов ведущих авторов мировой политики, но и нарушением прав человека и законности.

К сожалению, сюжеты, касающиеся гуманитарных аспектов ситуации на Украине, остаются без должного внимания СМИ, экспертов, политиков.

Между тем, какие бы дивиденды ни получили вовлеченные в конфликт державы, будущее Украины как государства и как сообщества граждан зависит от того, в какой мере люди, проживающие в этой стране, смогут ощущать себя единым целым.

Но в свою очередь эти ощущения невозможны без подлинного правового равенства всех граждан Украины вне зависимости от региона их проживания, этнической принадлежности и вероисповедания.

Но эскалация насилия, превратившая страну в центре Европы во «вторые Балканы», ставит под сомнение перспективы Украины.

Не говоря уже о новых рисках, которые появились для ее соседей, в первую очередь для России, уже принявшей после начала так называемой Антитеррористической операции (АТО) порядка 730 тысяч беженцев из соседнего государства.

В этой связи осмысление коллапса законности, государственности и прав человека на Украине представляет не только исследовательскую, но и значительную практическую ценность.

Первой попыткой представить такой комплексный анализ стала «Белая книга», увидевшая свет в начале апреля нынешнего года.

Она давала обзор ситуации с конца ноября прошлого года (то есть с начала «второго Майдана») и до конца марта 2014 года, времени, когда о себе заявила «русская весна» в Донбассе, ставшая попыткой ответа на свержение законно избранного президента в Киеве и захват высшей власти с целью тотальной внешнеполитической переориентации страны.

После выхода в свет первого издания «Белой книги» потребовалась подготовка второго.

И сегодня третье издание выглядит настоятельной потребностью.

Политический кризис на Украине развивается по восходящей линии, а маховик насилия выглядит уже как безостановочный конвейер.

Достаточно сказать, что по некоторым параметрам (количество мигрантов) украинский конфликт становится сопоставим с иракской ситуацией.

Второе издание «Белой книги» имеет ряд очевидных достоинств.

Во-первых, оно показывает на значительном эмпирическом материале (который по большей части взят из первоисточников) трансформацию «революционеров» Майдана в проводников АТО, ставшей на деле карательной операцией против собственного же народа.

Авторы убедительно показывают неготовность киевских властей к диалогу, их нетерпимость к чужому мнению, а также политический инфантилизм и неумение брать на себя ответственность.

Во-вторых, в книге помимо картины перерастания кризиса в гражданский вооруженный конфликт дается широкая палитра нарушений прав.

Это и подавление политических оппонентов, и нарушения прав верующих, и проявления ксенофобии.

К явным достоинствам книги относится повышенное внимание к трагедии в Одессе.

На эту тему будут написаны еще многие статьи и монографии, но уже сегодня ясно, что одесский огонь высветил тот язык вражды и ненависти, который стал опознавательным знаком новой киевской власти.

События 2 мая показали, что, сложись история иначе, сегодня какая-нибудь разновидность АТО могла бы разворачиваться и на Крымском полуострове, что с учетом базирования 80% всей флотской инфраструктуры Черноморского флота РФ почти автоматически означало бы вовлечение России в вооруженное противостояние с Украиной.

Крайне важными в «Белой книге» являются разделы про свободу СМИ (точнее, отсутствие оной) и про «дело снайперов».

Они убедительно показывают, что итогом «второго Майдана» стала не демократизация, а возведенное в принцип лицемерие и крайняя идеологизация, которая если и имеет отношение к Европе, то весьма специфической и относящейся к определенному историческому периоду - началу ХХ столетия.

Материал про «дело снайперов» показывает, что новые власти лишь используют революционную героику для сокрытия реальных обстоятельств государственного переворота.

Избранные авторами хронологические рамки представляются обоснованными.

Именно в апреле началась операция Киева на Донбассе, что стало новой вехой политического противостояния.

В июне 2014 года Украина получила нового президента и новые надежды на выход из тупика.

Этим надеждам не суждено было сбыться.

Украина упустила свой шанс на мирное разрешение ситуации.

К переговорам еще придется вернуться.

Но время и, самое главное, потерянные человеческие жизни не вернешь.

Представляется, что было бы полезно добавить изданию определенную контекстуальность.

В какой степени нарушения прав человека на Украине уникальны?

В какой степени они повторяют такие практики?

В ходе АТО не видно украинских правозащитников, которые смогли бы донести до своих властей критические взгляды.

Этот феномен мог бы только обогатить книгу, показав среди прочего слабую мобильность украинского гражданского общества.

Вообще, язык вражды в СМИ и в блогосфере, который влияет на массовое сознание (в особенности на неокрепшие юные умы), стоило бы рассматривать в отдельном разделе, поскольку не только власти, но и рядовые граждане несут ответственность за то насилие, которое превратило Украину во «вторые Балканы».

С учетом нарастания АТО летом 2014 года в будущем издании «Белой книги» отдельный раздел стоило бы посвятить такой теме, как игнорирование базовых прав человека и законности при мобилизации и призыве на воинскую службу.

В воюющем обществе это становится серьезным резервуаром для нарушений.

Таким образом, обозначенные выше замечания стоит рассматривать, скорее, как пожелания на будущее.

«Белую книгу» следует перевести на иностранные языки и сделать достоянием не только русскоязычной публики.

Важно сделать такие издания регулярными, хотя хочется верить, что все же произойдет улучшение ситуации, формула мира и компромисса на Украине будет найдена.