Версия для печати

О публикации эссе Л.Улицкой в журнале «Шпигель»

Людмила Улицкая - писатель, книги которого переведены на 25 языков - получила престижнейшую Австрийскую государственную премию по европейской литературе, которую вручают с 1965 г. наиболее выдающимся писателям.

Лауреатами этой премии становились Умберто Эко, Станислав Лем, Уистен Оден, Вацлав Гавел, Симона де Бовуар, Фридрих Дюрренматт, Милан Кундера, Салман Рушди.

Первым из российских писателей эту премию получил Чингиз Айтматов, Улицкая стала вторым таким писателем.

Отметим, что Улицкая настроена глубоко оппозиционно по отношению к нынешней российской власти, неизменно участвовала во всех митингах оппозиции, часто делала политические заявления.

Вскоре после получения премии Улицкая напечатала свое эссе «Европа, прощай!» в немецком журнале «Шпигель», в котором чрезвычайно резко отозвалась о духовном, культурном и политическом климате в сегодняшней России, фактически назвав ее страной без будущего.

Она написала: «Политика России сегодня - самоубийственная и опасная - представляет собой угрозу в первую очередь для России, но может оказаться триггером новой, Третьей мировой войны.

В сущности, она уже идет.

Локальные войны в Чечне, в Грузии и теперь на Украине - ее пролог.

А эпилог скорее всего писать будет некому».

Дальше Улицкая пишет: «Моя страна сегодня объявила войну культуре, объявила войну ценностям гуманизма, идее свободы личности, идее прав человека, которую вырабатывала цивилизация на протяжении всей своей истории.

Моя страна больна агрессивным невежеством, национализмом и имперской манией.

Мне стыдно за наш парламент, невежественный и агрессивный, за правительство, агрессивное и некомпетентное, за руководителей страны, игрушечных суперменов, поклонников силы и хитрости, мне стыдно за всех нас, за народ, потерявший нравственные ориентиры.

Культура потерпела в России жестокое поражение, и мы, люди культуры, не можем изменить самоубийственной политики нашего государства.

В интеллектуальном сообществе нашей страны произошел раскол: снова, как в начале века, против войны выступает меньшинство.

Моя страна каждый день приближает мир к новой войне, наш милитаризм уже поточил когти в Чечне и в Грузии, теперь тренируется в Крыму и на Украине.

...Боюсь, что нам никогда не удастся войти в европейскую семью народов... сегодня нам, людям российской культуры, той ее малой части, которой я принадлежу, остается сказать только одно: «Прощай, Европа!»».

Собственно, ничего нового Улицкая не сказала: те же мысли высказывают многочисленные оппозиционно настроенные деятели культуры.

Это отметила в последующем интервью радиостанции «Радио Свобода» и сама Улицкая: «Ничего нового в этом тексте я не сообщила, не совершила никаких открытий.

Это точка зрения, которую разделяют многие мои друзья, и она действительно полна пессимизма, потому что сегодняшняя московская политика такова: мы отдаляемся от Европы, и это очень плохо».

Мало того, про Россию Улицкая говорила отчасти в контексте общемирового кризиса: «Выбор сегодня стоит не между войной и миром, а между войной и полным уничтожением человечества».

Однако это не снижает резкости тона ее эссе.

Разумеется, слова Улицкой вызвали гневную отповедь в среде патриотически настроенных граждан, прежде всего деятелей культуры, причем с разных сторон.

Так, писатель Сергей Шаргунов считает глупыми бесконечные разговоры насчет того, почему Андрей Макаревич играет в стане карателей, почему Улицкая и Акунин в очередной раз чернят Россию, а относительно воззрений Улицкой отметил, что она находится в плену старой диссидентской логики: «Есть люди западнических воззрений, есть люди ультразападнических воззрений, которые по старой диссидентской логике всегда ополчаются против государства, и они мнят, что нынешняя Россия - наследница той самой империи зла, о которой говорил Рональд Рейган».

В связи с этим писатель вспомнил высказывание философа и писателя Александра Зиновьева - «целились в коммунизм, а попали в Россию».

При этом он призвал слышать голос и «других писателей и музыкантов»: «Вдруг оказывается, что для многих литераторов, которые вроде бы борются с несправедливостями нашей нынешней жизни, дело снова в народе и в том, что страна неправильная.

Эта позиция мне совершенно не близка.

Надо слышать голос и других писателей и музыкантов, которых немало и которые в последние 20 лет пребывают в тени забвения.

Среди них литератор Владимир Бушин, фронтовик, и у него ясный, острейший ум, или Владимир Личутин».

Отметим, что указанные Шаргуновым писатели Бушин и Личутин - отъявленные антисемиты и ксенофобы, и именно к людям такого рода, по мнению Шаргунова, надо прислушиваться.

Лидер национал-большевистской партии Эдуард Лимонов, хотя и является радикальным оппозиционером, активно критикует противников кремлевской политики на Украине: «Улицкая - писатель не первого ряда.

На меня она производит впечатление тихой, улыбчивой, немного сбрендившей старушки.

Учитывая то, что она еще и неадекватно воспринимает реальность, я бы никакого значения ее словам не придавал.

Не ко всем деятелям искусства следует прислушиваться.

Если это Лев Толстой, то это серьезно, а если это Улицкая...».

19 августа Улицкая должна была провести пресс-конференцию в ИТАР-ТАСС по поводу награждения ее Австрийской государственной премией по европейской литературе.

Однако в самый последний момент мероприятие отменили по техническим причинам.

В соцсетях сообщалось, что в зале, где должна была состояться встреча, «прорвало трубу».

Хотя многие журналисты сразу связали эту «аварию» с эссе Улицкой, в пресс-службе ИТАР-ТАСС подчеркнули, что отменили все пресс-конференции на этой неделе, а не одну только встречу с Улицкой.

Там отметили, что неполадки были связаны с электричеством.

Новая дата и время пресс-конференции писательницы пока не определены.

Ирина Ясина предположила, что организаторы испугались того, что Улицкая «скажет правду».

Сама Улицкая среагировала гораздо более спокойно, заявив, что отмена пресс-конференции, даже если она произошла по политическим мотивам, не сильно повлияла на ее планы: «Ну, отменили и отменили.

Жаль, конечно, что я потратила два часа на дорогу, но это никак не меняет мою жизнь.

Я эту пресс-конференцию не заказывала и не просила.

Ну, по политическим мотивам, да и бог с ней.

У меня график довольно напряженный, так что если меня пригласят еще раз дать конференцию, я, может, найду время, а, может, и откажусь.

В любом случае для меня это не принципиально».

Впрочем, она все же считает, что причины отмены конференции политические: «Не стану этого наверняка утверждать, поскольку я не сантехник и состояния труб в этом зале не проверяла, но у меня такое впечатление, что организаторов действительно одернули».

В том же интервью радиостанции «Радио Свобода» писательница несколько смягчила свое видение перспектив развития России: «Маятник, подобно которому российская политика 300 лет качается - ближе к Европе, дальше от Европы, - имеет определенную амплитуду движений туда-сюда, и вот сейчас мы находимся, видимо, на максимальном отдалении от Европы.

Надеюсь, что в какой-то момент маятник качнется в другую сторону, и мы все-таки найдем общие с Европой позиции.

Россия не может развиваться вне европейской концепции, я не думаю, что Россия сможет организовать для себя «третий путь».

Сегодня сделан выбор между Европой и Китаем - в пользу Китая и, к сожалению, мы идем по пути, который вряд ли принесет России благосостояние, успех, уважение.

Это направление в сторону третьего, четвертого, уж и не знаю какого мира, и это печально, с моей точки зрения».

Далее писательница подчеркнула очень важную вещь - мир интеллигенции расколот: «В кругу моих близких друзей царит полное единомыслие.

Что же касается людей, которые сегодня так горячо поддерживают милитаристский дух, то, мне кажется, они тоже не все одинаковы.

Одни находятся на службе у государства; будучи деятелями культуры, они руководят театрами, оркестрами, другими разными учреждениями и напрямую зависят от бюджетов, от правительственных дотаций и вообще очень связаны с государством.

Они, сохраняя свои коллективы, иногда вынуждены говорить вовсе не то, что думают.

Но есть и какое-то количество людей, которые искренне поддерживают эту совершенно безумную, с моей точки зрения, политику.

Что делать, такова русская история, так она складывается...».

И иронично добавила: «...Искренне благодарна нашему государству за то, что пока оно еще нас не сажает.

Хотя некоторых, особенно больших любителей митинговать, все-таки уже сажают - человек 70, по-моему, политзаключенных в России сидят, - но в общем это по русским меркам мягкая политика.

Я достаточно хорошо знаю историю; я знаю, как легко любую маленькую тенденцию превратить в общенародное движение с большим визгом одобрения».

На вопрос об Украине писательница ответила: «Все, что происходит, вызывает ужасное огорчение, и главное - ощущение, что последствия ошибок, которые сейчас совершаются, будут расхлебывать не одно поколение русских и украинцев».

Директор МБПЧ Александр Брод: «Вместе с тем есть немало людей, которые с Л.Улицкой не согласятся.

Кто-то вспомнит слова Ф.Достоевского: «Мой либерал дошел до того, что отрицает самую Россию, то есть ненавидит и бьет свою мать».

Принцип демократического государства заключается в том, чтобы все могли спокойно высказываться и при этом не подвергаться травле со стороны властей, работодателей и т.д.

Мне лично ближе текст И.Губермана, который в сложные для Израиля дни попытался сплотить нацию, а не стал жаловаться в зарубежные СМИ.

Непонятен адресат текста Л.Улицкой.

В конце концов она могла опубликовать статью в России в виде обращения к деятелям культуры, правозащитникам.

Апеллировать к зарубежному читателю...

На какой эффект она рассчитывала? На усиление санкций со стороны Европы?»