Версия для печати

75 лет назад принят пакт Молотова-Риббентропа

23 августа исполнилось 75 лет с момента подписания договора о ненападении между нацистской Германией и СССР, вошедшего в историю как пакт Молотова - Риббентропа.

23 августа 1939 г. министр иностранных дел Советского Союза Вячеслав Молотов и министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп заключили договор о ненападении.

К договору дополнительно прилагался секретный протокол, определявший советскую и германскую сферы влияния в Восточной Европе на случай «территориального переустройства».

Договор был ратифицирован Верховным Советом СССР через неделю после его подписания, причем от депутатов было скрыто наличие «секретного дополнительного протокола».

А уже на другой день после ратификации договора, 1 сентября 1939 г., Германия напала на Польшу.

В соответствии с секретным протоколом, чей оригинал был найден в архивах Политбюро ЦК КПСС, германские войска в 1939 г. не заходили в населенные преимущественно белорусами и украинцами восточные регионы Польши, а также на территорию Латвии, Литвы и Эстонии.

На все эти территории впоследствии вошли советские войска.

17 сентября 1939 г. советские войска вошли на территорию восточных регионов Польши.

В 1939-1940 гг., опираясь на левые политические силы в этих странах, сталинское руководство установило контроль над Латвией, Литвой и Эстонией, а в результате военного конфликта с Финляндией, тоже отнесенной секретным протоколом к сфере интересов СССР, отторгло от этой страны часть территорий.

В 1989 г. секретный протокол к договору был официально осужден Верховным Советом СССР.

Но затем, после обнаружения подлинника пакта в 1993 г., интерес к теме раздела сфер влияния в Восточной Европе спал.

Конечно, появилась и группа ревизионистов, настаивающих на том, что секретные приложения к пакту Молотова-Риббентропа - фальшивка.

Но все же большинство исследователей не сомневаются в подлинности документа и приложений к нему.

До сих пор историки спорят относительно исторического значения пакта.

При этом они довольно четко делятся на две категории.

Патриотически настроенные историки и сталинисты считают, что пакт был необходим, либеральные историки полагают, что пакт стал причиной колоссальных бед.

Ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Юрий Жуков считает, что пакт ничем особенным не отличался: «Такие пакты Германия заключала с Польшей в 34-м году, позднее с Данией и другими странами.

Это был самый обычный пакт о ненападении.

В нём говорилось о том, что, если какая-то сторона нападёт на одну из подписавших данный договор, вторая сторона будет нейтральной.

У этого договора было так называемое «секретное приложение», хотя ничего особенного в нём тоже не было».

Он полагает, что, если бы Англия и Франция заключили предложенный им ранее Советским Союзом договор, то этого договора не было бы.

Он считает также, что Франция и Англия хотели натравить Германию друг на друга, СССР сделал единственно возможный шаг, позволивший ему перевооружиться.

Что же касается присоединения балтийских стран, то Жуков утверждает следующее: «В Эстонии, Латвии и Литве в межвоенное двадцатилетие были полуфашистские режимы...

И так как уже в 1918-1919 годах в этих странах один раз была советская власть, эти диктаторы не без основания полагали, что появление красноармейцев станет катализатором для того, чтобы народ сверг их полуфашистские режимы. Что и произошло.

Ведь у нас были с этими президентами договоры о создании военных баз.

Что после этого произошло?

Народ отказался сохранять верность этим диктаторам, они были свергнуты, в этих странах впервые за 20 лет были проведены свободные демократические выборы.

И сформированные в результате этих выборов парламенты установили ту власть, которая и стала советской. То есть ещё не СССР, а советской.

Уже после этого они сказали, что в условиях мировой войны нам проще защищать себя в составе Советского Союза.

И законным образом вошли в состав СССР».

Однако при этом Ю.Жуков не упоминает, что из Советского Союза благодаря пакту шли массовые поставки техники в Германию, летчики Люфтваффе обучались в Советском Союзе и т.д. Сталин с легкостью уничтожил костяк высшего командного состава, не рассчитывая на объявление войны со стороны Германии - и есть немало свидетельств, как он был растерян после начала войны.

Либеральные историки придерживаются радикально другого взгляда на пакт Молотова-Риббентропа, хотя и признают двойственность политики будущих союзников.

Так, С.Случ пишет: «Содержание, причем не только секретной части, но и открытой части соглашения между СССР и Германией, было грубым нарушением международного права, поскольку тем самым был нарушен договор, существовавший с тридцать второго года с Польшей».

М.Солонин полагает: «Пакт, хоть и назывался пактом о ненападении между СССР и Германией, в конкретной исторической ситуации 39-го года мог означать только одно: пакт о ненападении Сталина на Гитлера, пакт о том, что Советский Союз не будет мешать Гитлеру начать войну с Польшей.

И всего лишь за то, что Сталин не будет мешать Гитлеру, Сталин брал с Гитлера огромные откупные в размере больше половины Польши, которую только предстояло немецкой армии завоевать.

Поэтому это был пакт о ненападении Советского Союза на Германию, о непротивлении германской агрессии, причем отнюдь не бесплатном непротивлении.

Фактически Сталин присоединился к грабежу разбойничьей гитлеровской добычи».

Директор МБПЧ Александр Брод: «Отметим, что в сознании россиян трагические последствия пакта становятся, к сожалению, все менее значимыми.

В 2009 г. «Левада-центр» провел опрос среди россиян, как они относятся к пакту.

45% опрошенных ничего не слышали о пакте Молотова - Риббентропа, 33% слышали и в той или иной степени поддерживают его подписание, 22% - более или менее осуждают».