Версия для печати

О высказываниях министра обороны Украины В.Гелетея

Тяжелое поражение украинских войск под городом Иловайском ознаменовало важный этап в дальнейшем развитии событий на Украине и на международной арене в целом.

Напомним, что под Иловайском украинская армия потерпела одно из самых серьезных поражений за все время военной кампании на Донбассе.

10 августа 2014 г. украинские части («Донбасс» и «Азов») попытались взять город штурмом.

В определенный момент им удалось занять две трети населенного пункта. Однако в итоге все усилия оказались тщетными.

19 августа за город развернулись новые кровопролитные бои, к концу дня ополченцы накрыли позиции украинских силовиков залпом системы «Град», а 27 августа ополченцы ДНР полностью взяли под контроль город.

По предварительным данным, военные понесли огромные потери убитыми и ранеными; кроме того, несколько сотен бойцов попали в плен.

Сложность положения киевских властей признали и их союзники.

В немецком издании «Шпигель-онлайн» вышла статья с красноречивым заголовком «Анализ военного положения: НАТО видит Украину уже проигравшей стороной в конфликте».

Авторы статьи пишут, что еще неделю назад стратеги Североатлантического альянса исходили из того, что повстанцы должны были отступить под натиском украинских военных, однако надежды натовских генералов не оправдались: «Пророссийские бойцы взяли аэропорт Луганска, одно военное поражение Киева следует за другим.

НАТО считает исход войны на востоке Украины уже предрешенным.

Но когда генералы НАТО собрались в конце прошлой недели на экстренное совещание в связи с критическим положением армии украинского президента Петра Порошенко, они признали удручающую картину.

Высокопоставленный натовский генерал констатировал, что с военной точки зрения Киев уже почти проиграл войну...».

По данным авторов статьи, обсуждение ситуации за закрытыми дверями в Брюсселе было гораздо более драматичным, чем опубликованные затем отчеты.

Сейчас киевские власти разбирают причины сложившейся ситуации и выясняют, насколько виновен в ней министр обороны Валерий Гелетей.

1 сентября на согласительном совете депутатских групп и фракций депутаты договорились заслушать в Верховной Раде В.Гелетея, но, по-видимому, положение оказалось столь сложным, что решение отменили.

Одновременно на Украине собираются расследовать действия руководства Министерства обороны и Генерального штаба, связанные с операцией у Иловайска.

Генеральный прокурор Украины Виталий Ярема сообщил, что сейчас ведется расследование по поручению президента, будут проведены военно-тактические экспертизы, которые покажут адекватность действий командиров.

Тем временем Гелетей отчаянно пытается объяснить (преимущественно в соцсетях) причины тяжелого поражения.

Основной его тезис заключается в том, что украинские войска практически взяли город, сломив сопротивление ополченцев, но в спину им нанесли мощнейший удар регулярные российские воинские части, имеющие тяжелое вооружение.

«Сегодня мы уже имеем дело с дивизиями и полками. Завтра это могут быть уже целые корпуса», - сказал он.

По мнению Гелетея, Россия «пытается не только закрепиться на территориях, ранее оккупированных террористами, но и осуществлять наступление на другие территории Украины», в связи с этим министр считает, что проведение АТО завершается - теперь перед украинским государством стоит задача выстроить сильную оборону в связи с действиями России.

Заявление министра сопровождается и прогнозами на будущее - он сообщил, что на Украине начинается «Великая Отечественная война», и предупредил, что Европа не видела ничего подобного с момента окончания Второй мировой войны: потери будут исчисляться десятками тысяч.

Кроме того, он сделал беспрецедентное заявление, что Москва якобы неоднократно угрожала применить против Украины тактическое ядерное оружие и в сложной ситуации намеревается свое решение выполнить.

Одновременно Гелетей высказал парадоксальное заявление о «блистательных победах украинской армии».

Директор МБПЧ Александр Брод: «Заявления Гелетея о третьей мировой войне и возможном использовании Россией ядерного оружия не выдерживают никакой критики - он единственный, кто делает такие заявления.

С другой стороны, психологическая составляющая таких заявлений понятна: они должны снять с него вину за военные поражения».

Реакция МИД России последовала незамедлительно: «С трудом верится, что подобные заявления могут принадлежать министру обороны цивилизованного государства.

В противном случае просто не понятно, каким образом десятки тысяч украинских семей могли доверить этому чиновнику жизни своих детей, братьев и мужей, отмобилизованных в украинскую армию на братоубийственную войну в собственной стране...

Тем самым он втягивает украинский народ в продолжение кровопролитного гражданского противостояния.

Такое кощунственное прикрытие своего желания усидеть в занимаемом кресле любой ценой история Европы, похоже, еще не знала».

Отметим, что многочисленные наблюдательные миссии, и наблюдатели ОБСЕ, и заместитель генсека ООН заявили, что у них нет надежной информации о пересечении российско-украинской границы российской военной техникой.

Кроме 10 десантников формально российские кадровые военные на территории Украины не обнаружены.

Кроме того, военное положение отказался ввести Совет национальной безопасности и обороны, мотивируя это тем, что Украина, в частности, лишится права получать военную помощь извне.

Несомненно, этот вопрос связан и с грядущими в октябре выборами в Верховную Раду.

Оппозиционным в отношении власти партиям провалы армии на востоке только на руку: и радикал Ляшко, и лидер партии «Свобода» Тягнибок, и находящаяся в тени Тимошенко призывают ввести военное положение.

Для «Батькивщины» и радикалов это лишняя возможность набрать предвыборные очки на призывах к «войне до победного конца».

Кроме того, если президент Украины признает факт войны, то на него лично ложится ответственность за неудачи в АТО, а это означает неминуемый политический крах Порошенко.

Однако сидение меж двух стульев долго продолжаться не может; Тягнибок подтвердил, что Порошенко «думает над этим вопросом».

Ситуация выбора обостряется все большим недовольством военных: бойцы из зоны активных столкновений сейчас тоже в Киеве.

Они организовали пикеты у здания администрации президента.

Территориальные батальоны вернулись с передовой, чтобы лично донести до главы государства мысль о том, что для войны нужно оружие, а их отправили практически с пустыми руками, не оказав своевременную и необходимую помощь.

Тем временем (если сообщения прессы соответствуют действительности, в чем никак нельзя быть уверенным) серьезные неудачи продолжают преследовать украинские войска.

В Минобороны самопровозглашенной Донецкой народной республики сообщили, что в районе Дебальцево ополченцам удалось окружить батальон «Киевская Русь».

Численность военных, попавших в кольцо, пока точно не известна, но в штабе ДНР считают, что окружение под Дебальцево можно считать очередным котлом, в котором оказались украинские военные.

По сообщениям официальных украинских СМИ, бойцы этого батальона ждут помощи уже две недели.

Пресс-секретарь советника президента Украины Юрия Луценко Лариса Сарган написала в Фейсбуке: «Ребятам вторую неделю обещают тяжелую технику, но с неба она не упадет!

Командир боится выводить ребят из кольца - нет команды.

Сам не берет на себя такое решение, потому что посчитают дезертирами, как батальон «Прикарпатье»... Ребятам нужна помощь! Не повторите второй Иловайск!».

Напомним, что «Киевская Русь» - добровольческий батальон, сформированный из жителей Киева и Киевской области.

Командир этого батальона Александр Гуменюк погиб в зоне АТО в середине августа.

Слова Ларисы Сарган о «дезертирах» не случайны.

Часть военного руководства объявила причиной поражения под Иловайском самовольный уход командиров с позиций, «дезертирство», хотя им ничего не оставалось делать, как только выводить бойцов из окружения: 26 августа более 300 военнослужащих отказались от несения военной службы в Иловайске в боевой обстановке, покинули боевые позиции и отбыли к месту постоянной дислокации в Делятине (Ивано-Франковская область).

И вот стало известно, что по представлению военной прокуратуры Южного региона Украины по подозрению в дезертирстве суд арестовал командира батальона «Прикарпатье» Виталия Комара.

Накануне Комар заявил, что в прокуратуре его пытались заставить подписать документ, согласно которому батальон имел 14 БТРов, но они были уничтожены во время боевых действий.

По словам представителей батальона, у них вообще не было тяжелой техники - только школьные автобусы, на которых они вывозили пленных из зоны боевых действий.

Командиры батальонов в интервью рассказывают о том «аде», в котором они оказались.

Так, командир батальона «Днепр-1» Юрий Береза заявил в эфире украинского ТВ о том, что «Иловайск должен был стать для добровольческих батальонов братской могилой».

Виновными в этой трагедии для Вооруженных сил Украины он также считает генералов Минобороны.

4 сентября простые граждане-украинцы и выжившие бойцы батальонов «Азов», «Айдар» и «Днепр» вышли на митинг к Верховной Раде. О

ни потребовали люстрации власти и ответа на вопрос о причинах неудач на востоке Украины.

Ветераны войны в Афганистане, участвующие в АТО, пригласили неравнодушных киевлян явиться к комплексу зданий администрации президента Украины.

«Афганцы» требуют сместить с поста министра обороны Валерия Гелетея, повысить статус добровольческих батальонов, обеспечив их личный состав современным оружием.

Они также надеются на аудиенцию, в ходе которой можно будет поделиться с Порошенко своими соображениями по поводу методов наведения на Донбассе конституционного порядка.

И вот стало известно, что П.Порошенко отдал приказ войскам прекратить боевые действия на Донбассе.

Об этом говорится в его заявлении, опубликованном на официальном интернет-сайте Администрации главы Украины: «Я отдаю приказ начальнику Генерального штаба Вооруженных Сил Украины прекратить огонь начиная с 18:00 5 сентября».

Отмечается, в частности, что решение принято с учетом проекта В.Путина о прекращении вооружённого противостояния на востоке Украины.