Версия для печати

О плане В.Путина по урегулированию конфликта на Украине

Поворотным моментом в украинско-российском кризисе может стать план по стабилизации ситуации в Донбассе, озвученный 3 сентября В.Путиным.

Продолжительное время на востоке Украины идет настоящая война, в которой много людей убиты и ранены.

Взгляды официальных лиц России и Украины на эту войну диаметрально противоположные: если Россия называет войну «внутриукраинским кризисом», при котором ополченцы на востоке страны ведут борьбу против украинской армии, то Украина считает, что значительную часть так называемых «сил ополчения» составляют регулярные российские войска, которые и воюют с Украиной.

Война приняла затяжной характер, и количество жертв растет.

Растет и количество беженцев, по некоторым оценкам, оно достигло миллиона - при этом 800 тыс. человек оказалось в России.

Какое бы отношение Россия не имела к военному конфликту на Украине, ясно, что этот конфликт серьезно затрагивает российские интересы.

Ранее состоялись переговоры президентов России и Украины в Минске, а также заседание контактной группы в Минске, включавшей в себя представителей Украины, ополченцев и России.

Кажется, что достигнутые там договоренности начинают реализовываться.

В разговоре с журналистами, который состоялся в аэропорту Улан-Батора (Монголия), Владимир Путин рассказал о деталях предшествующего телефонного разговора с Петром Порошенко и озвучил свой план по стабилизации ситуации в Донбассе: «Я когда летел сюда - из Благовещенска в Улан-Батор, в самолете набросал некоторые соображения и план действий, он у меня от руки пока, правда, изложен».

Позже на официальном сайте Кремля появился текст плана В.Путина.

План российского Президента по стабилизации ситуации на востоке Украины состоит из семи пунктов:
- обеим сторонам конфликта необходимо незамедлительно прекратить военные действия, «наступательные операции на донецком и луганском направлениях»;
- отвести вооруженные подразделения силовых структур Украины на расстояние, исключающее возможность обстрела населенных пунктов артиллерией и всеми видами систем залпового огня;
- осуществлять полноценный и объективный международный контроль за соблюдением условий прекращения огня и мониторингом обстановки, создаваемой таким образом в зоне безопасности;
- полностью прекратить использование военно-воздушных сил Украины над территорией населенных пунктов Донбасса;
- осуществить двусторонний обмен пленными по принципу «всех на всех»;
- открыть «гуманитарные коридоры» для переселенцев и доставку гуманитарной помощи людям, оставшимся в зоне боевых действий;
- обеспечить безопасность ремонтным службам для скорейшего восстановления инфраструктуры населенных пунктов.

Президент добавил, что окончательные договоренности по плану урегулирования ситуации на Украине должны были быть достигнуты 5 сентября в Минске на очередном заседании контактной группы с участием представителей властей в Киеве, юго-востока Украины, ОБСЕ и России.

По словам Путина, его подход во многом совпадает с видением ситуации Порошенко.

Публичного ответа Порошенко на заявления В.Путина не последовало, но позже на его официальном сайте появилось сообщение, в котором подчеркивается, что «первая задача - это мир».

Порошенко, правда, отметил и то, что Украина «является объектом агрессии со стороны соседнего государства», но заявил, что народ Украины за мир и лишь «политиканы хотят поиграть в войну».

Эксперты же отмечают: «Украинская сторона продемонстрировала определенную готовность договариваться.

Они, по-видимому, начинают понимать, что силой оружия ничего не добьются».

Развитие событий подтверждает, кажется, этот вывод.

Сразу после встречи в Минске ополченцы внезапно провели успешное контрнаступление на южном направлении, вышли на азовское побережье и, как уверяют в ДНР, полностью окружили Мариуполь.

Надежды Порошенко на помощь со стороны Запада, по-видимому, не оправдались: его слова о российском вторжении вызвали заявления о возмущении действиями Москвы и поддержке Киева, но дальше громкой риторики дело не пошло - до сих пор не приняты даже новые санкции против России.

Тем временем ополченцы, похоже, собрали достаточно сил для атаки на соседние украинские регионы, например Запорожскую область.

Фактически ситуация начинает развиваться по тому сценарию, на котором Москва настаивала изначально: стороны должны прекратить огонь и сесть за стол переговоров.

Именно поэтому обнародование мирного плана В.Путина не противоречит его же заявлению, сделанному в Минске, - о том, что условия прекращения огня должны обсуждаться исключительно между Киевом, Донецком и Луганском.

Фактически, как ранее заявил директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин, «Порошенко оказался приперт к стенке, у него не было иного выбора, кроме как объявить о прекращении огня».

Одновременно пресс-секретарь российского Президента Дмитрий Песков уточнил, что «план, который предлагает Президент Путин, не является догмой».

Главное, по его словам, - прекращение огня и начало переговоров.

Таким образом, Москва оставляет и себе, и всем сторонам пространство для маневра.

При этом, если позиция ополченцев более жесткая и тяготеет к требованиям независимости, то позиция Москвы значительно мягче: речь идет о «федерализации», которая, возможно, через своих людей в Донбассе позволит держать Украину под контролем.

В любом случае премьер-министр ДНР Александр Захарченко заявил, что повстанцы «готовы к прекращению огня, но только в том случае, если на аналогичный шаг пойдут все вооруженные формирования Украины».

Прекращение огня и в самом деле пока в целом соблюдается, хотя официальный Киев заявил, что ополченцы трижды обстреливали за это время украинские войска.

Впрочем, одновременно Порошенко с удовлетворением отметил, что «по последним данным разведки, 70% войск РФ отведены за границу».

По его словам, передислокация российских вооруженных сил дает надежду на то, что мирные инициативы имеют хорошую перспективу.

Что касается других договоренностей, то они проходят с трудом.

Порошенко заявил, что около 700 украинских граждан переданы официальному Киеву.

В то же время власти ДНР приостановили обмен военнопленными с Киевом из-за того, что украинская сторона задерживает выдачу нескольких человек.

Об этом сообщил первый вице-премьер ДНР Андрей Пургин: «Украинская сторона не отдает нам 4-5 человек из нашего списка, куда внесены 20 человек, и пытается всучить нам других людей, которых мы даже не знаем».

Кроме того, он добавил, что ополченцы, находящиеся в плену, якобы подвергались пыткам.

Но в любом случае не только российские, но и некоторые украинские политологи относятся к плану В.Путина вполне одобрительно.

Так, руководитель Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский убежден, что эти предложения вполне приемлемы для Киева, и не считает их радикальными: «Это пример умеренных требований, который мог бы стать первым шагом урегулирования, потому что ни Украина, ни ополченцы не берут на себя обязательств о том, чем должно закончиться это противостояние.

Это приемлемый промежуточный вариант, на который, я допускаю, Порошенко уже сказал «о'кей»».

Погребинский заметил, что в отличие от ополченцев В.Путин не требует ухода вооруженных сил Киева с территории Донецкой и Луганской областей: «На мой взгляд, это нереалистическое требование.

Вместо этого он предложил отвести их на расстояние, с которого не будет стрелять артиллерия».

Политолог отмечает, что принятие путинских условий выгодно украинской стороне.

Передышка защитит Мариуполь в ситуации, когда украинская армия отступает, а сильного тыла у войск нет.

«(Сепаратистам) трудно примириться, что перемирие уже сегодня.

Но с другой стороны - война на взаимное истощение бесперспективна. И если это шаг к политическим переговорам, им это должно подходить», - сказал Погребинский.

Конечно, до полного восстановления мира еще далеко. Далеко не все украинские политики разделяют мнение Погребинского.

В частности, премьер-министр Украины Арсений Яценюк назвал предложения В.Путина «попыткой очковтирательства» перед саммитом НАТО и попыткой избежать «неизбежных» решений ЕС о введении новой волны санкций против России: «Настоящий план Путина - это уничтожение Украины и восстановление СССР.

Все предыдущие согласованные с Россией договоренности - в Женеве, Нормандии, Берлине, Минске - российский режим или просто игнорировал, или нагло нарушал.

Лучший план для прекращения войны России против Украины состоит только из одного пункта: Россия убирает свою регулярную армию, наемников и террористов с украинской территории. И тогда в Украине будет мир».

Возможно, слова Порошенко о «политиканах», которые хотят поиграть в войну, обращены как раз к Яценюку и его единомышленникам, однако он в свою очередь подписал закон о санкциях, предусматривающий возможность введения 29 видов санкционных мер, включая «ограничение, частичное или полное прекращение транзита ресурсов, полетов и перевозок по территории Украины».

Среди них также блокирование активов и ограничение торговых операций.

Закон «направлен на защиту национальных интересов, суверенитета и территориальной целостности Украины, противодействие террористической деятельности».

Санкции могут применяться со стороны Украины, в частности, по отношению к иностранному государству, иностранному юридическому и физическому лицу.

Решение о применении, отмене и внесении изменений в перечень санкций принимается Советом национальной безопасности и обороны Украины и вводится в действие указом президента страны, а в ряде случаев еще и после одобрения Верховной Радой.

Ранее премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявлял, что правительство подготовило список из 172 граждан России и других стран, а также 65 преимущественно российских компаний, против которых могут быть введены санкции.

Он также упоминал, что одной из возможных мер, которые планируется принять против России, может стать остановка транзита российского газа по территории Украины.

Разумеется, острие закона направлено против России, но в Кремле его прокомментировали очень сдержанно, что радует.

Помощник Президента России Юрий Ушаков заявил: «На наш принципиальный подход к кризису в соседнем государстве эти санкции не повлияют».

Директор МБПЧ Александр Брод: «В любом случае, очень хотелось бы, чтобы озвученный план по урегулированию конфликта оказался эффективным, чтобы не проливалась кровь и наступил долгожданный мир как внутри Украины, так и между нашими двумя странами».