Версия для печати

О принятии Верховной Радой закона об особом статусе Донбасса

16 сентября Верховная Рада Украины приняла законы «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» и «О недопущении преследования и наказания лиц - участников событий на территории Донецкой и Луганской областей». Первый закон предоставляет отдельным восточным регионам страны особый статус сроком на три года.

Выборы в органы власти на востоке должны пройти 7 декабря.

Полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на внеочередных выборах, не могут быть прекращены досрочно.

Местные власти, согласно закону, смогут самостоятельно решать вопрос о введении регионального языка.

Области получают отличный от других территорий экономический статус, их разрешено финансировать извне, т.е. фактически эти регионы получат право на ведение внешнеэкономической деятельности с приграничными районами Российской Федерации.

Вопрос о распределении бюджетных средств в регионах с особым статусом будет решаться на местах.

В этих регионах будет народная милиция.

Более того, Верховная Рада амнистировала участников событий на Донбассе, не замешанных в тяжелых преступлениях.

Принятые законы вызвали многочисленные комментарии и отклики самых разных политических деятелей из разных стран.

Представитель внешнеполитической службы ЕС Майя Косьянчич на пресс-брифинге в Брюсселе заявила, что принятие Верховной Радой законопроекта об особом статусе Донбасса соответствует договоренностям в Минске: «Что касается принятия законопроекта об особом статусе Донбасса, то в мирном плане, принятом в Минске, предусмотрены шаги в этом направлении».

Согласно сообщению пресс-службы Государственного департамента США внешнеполитическое ведомство также приветствует «принятие украинским парламентом законов об амнистии и особом статусе для определенных частей Донецкой и Луганской областей».

Госдеп напоминает, что обязательства по данным вопросам были взяты Украиной согласно принятому 5 сентября в Минске протоколу о прекращении огня; также отмечается, что эти новые законы свидетельствуют о заинтересованности украинских властей в разрешении конфликта в восточной Украине мирным путем.

Одобрительно высказалась по поводу решения Верховной Рады Украины дать особый статус Луганской и Донецкой областям и спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко.

Она считает, что таким образом можно быстрее всего дойти до восстановления мира в стране - если бы это решение было принято с самого начала, то кровопролитной войны можно было бы избежать.

Первый вице-премьер ДНР Андрей Пургин заявил, что принятие закона об особом статусе не означает, что Донецкая и Луганская народные республики пойдут на политические союзы или федерализацию с Украиной: «Одна из констант такова, что мы не можем принимать никакие политические союзы с сегодняшней Украиной.

О федерализме и каких-либо прочих «измах» речь не идет».

Тем не менее руководство республик, по его словам, будет изучать закон и искать в нем точки соприкосновения для дальнейших переговоров.

Он отметил: «Мы должны быть реалистами.

Мы должны понимать, что политика - это искусство возможного.

И мы должны сделать все возможное для того, чтобы прекратить убийства, дистанционные обстрелы их тяжелых вооружений городов и поселков Донбасса, восстановить инфраструктуру, экономику и дать возможность людям нормально жить».

Пургин воспринял закон как победу ополченцев: «Мы являемся частью российского мира, и мы отвоевали возможность существовать в той системе, в которой мы хотим быть».

Историк Ярослав Грицак отметил, что логика П.Порошенко, настаивавшего на принятии закона, является следующей: «Украина нуждается в изменениях, нуждается в модернизации.

Изменения и модернизацию трудно делать во время войны.

Войну надо прекратить.

Поэтому нет такой цены, которую нельзя сейчас заплатить за быструю модернизацию страны.

Надеюсь, что это цена.

Понимаю, что цена тяжелая, непопулярная.

Это даже может отразиться на рейтинге Порошенко и его партии.

Но, я боюсь, она - неизбежна».

Президентский уполномоченный по мирному процессу в Донбассе, народный депутат Ирина Геращенко акцентировала внимание на том, что амнистии не будут подлежать лица, совершившие особо тяжелые преступления, а также те, кто сбивал малайзийский «Боинг».

Представители еще недавно правящей Партии регионов считают, что принятие этих законов позволит остановить кровопролитие на юго-востоке страны.

Народный депутат, член парламентской фракции Партии регионов Борис Колесников заявил: «Если мы достигнем мира, то, что бы ни означал этот особый статус, будет главное - прекратятся жертвы».

Сторонники партии «Удар» оправдывали необходимость такого вынужденного решения остановкой полномасштабной войны с Россией - мол, принята только основа, еще можно будет вносить правки, а на базе этого закона принимать новые, в которых, в частности, будет идти речь о конкретных рамках территорий, на которые распространяется его действие.

Однако целый ряд политических деятелей восприняли закон крайне отрицательно.

Депутаты фракции партии «Батькивщина» в Верховной Раде Украины бойкотировали голосование.

Сама лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко назвала законопроекты «унизительными и предательскими» и подчеркнула, что эти меры не приведут к урегулированию конфликта.

Она заявила о необходимости потребовать от руководства парламента представить пофамильный список депутатов, проголосовавших за эти поправки, и высказалась в пользу продолжения переговоров в «женевском формате»: «Нет сомнений, что после введения в действие этих законов будет установлен полный контроль на части Донбасса российскими войсками и теми террористическими группами, которые финансируются, поддерживаются и были введены на территорию России по указке Путина.

Эти законы не принесут мир, но станут плацдармом Путина для дальнейшего завоевания Украины».

Тимошенко потребовала наложить вето на законы об амнистии ополченцев и особом статусе некоторых районов Донецкой и Луганской областей и заявила, что ее партия будет добиваться отмены законов через Конституционный суд Украины.

Мало того, она заявила, что, если КС не признает законы неконституционными, необходимо будет проводить люстрацию Конституционного суда.

Несколько сот активистов партии «Правый сектор» собрались перед зданием администрации президента Украины, также требуя от Порошенко наложить вето на законы об особом статусе некоторых районов Донбасса и амнистии.

Помимо партии «Батькивщина», голосование по этим нормам бойкотировали и представители националистической партии «Свобода».

Депутаты от партий «Свобода» и «Батькивщина» в момент голосования вытащили свои карточки из ячеек и вытянули их вверх, чтобы показать, что их голоса точно не могут быть засчитаны.

Уже известно, насколько трудно принимался закон. 277 депутатов проголосовали за особый статус Донецкой и Луганской областей и 287 - за амнистию участников событий на востоке страны.

По словам депутатов, П.Порошенко много говорил о неспособности украинской армии противостоять мощной российской армии и существенных потерях украинских военных в технике.

По словам Порошенко, его мирный план урегулирования - единственный выход.

Иногда президент даже переходил на крик.

По словам одного из оппозиционеров из партии «Батькивщина», он «на глазах начинает превращаться в Януковича»: «Сплошной монолог, а на наши реплики с мест, например о финансировании армии, он реагировал нервно и грозился отправить нас в АТО.

Я сказал: «Петя, нет проблем, но только вместе с тобой».

Оппоненты говорят о прямом нарушении процедуры голосования.

Традиционно на экране системы «Рада» в течение голосования, которое длится 10 секунд, загораются разноцветные ячейки в зависимости от того, какую кнопку нажал народный депутат.

В этот же раз почему-то произошел сбой, и спикер Рады Турчинов (его считают адептом Порошенко) просто назвал итоговые цифры, не конкретизируя, какая фракция как проголосовала.

Поэтому вычислить, кто и как голосовал, пока невозможно: депутат от партии «Батькивщина» Андрей Павловский в кулуарах предложил вычислить «предателей» по голосованию за проведение закрытого заседания, благо, его результаты появились на сайте Рады.

Председатель Верховной Рады Александр Турчинов был вынужден отдать распоряжение Службе безопасности Украины (СБУ) и Генпрокуратуре проверить порядок закрытого голосования: почему голосование по этим двум законопроектам проводилось в закрытом режиме и не было отражено на информационном табло в зале заседаний.

Директор МБПЧ Александр Брод: «Почему вопрос о рассмотрении подобного закона не был поднят раньше, когда стало ясно, что между сторонниками Майдана и восточными регионами назревает конфликт?

Почему Киев отказался от переговоров с юго-востоком и продолжает кровопролитную войну с множеством жертв? Как сообщили СМИ, в текст закона об особом статусе Донбасса, принятый Верховной радой, тайно внесли серьёзную поправку уже после того, как он был утверждён.

Теперь то, какие территории Донбасса получат «особый статус», будет определять не украинский парламент, как было указано изначально в законопроекте, а руководитель антитеррористического центра при СБУ.

Все это говорит о том, что украинская власть не заинтересована в мирном урегулировании проблемы, продолжая грязные манипуляции в интересах своих покровителей».