Версия для печати

О ситуации в Гонконге

В последнюю неделю сентября всего за несколько дней до главного государственного праздника в Китае - дня образования Китайской Народной Республики (1 октября) - в деловом центре Гонконга начались массовые столкновения демонстрантов с полицией.

Серию демонстраций жителей Гонконга в знак протеста против политики центральных властей КНР организовало движение Occupy Central.

В августе власти КНР приняли решение о том, что все кандидаты на выборах 2017 г. в Гонконге сначала должны будут получить одобрение правительственного комитета.

Напомним, что Британский Гонконг перестал существовать в 1997 г., когда прошла официальная «передача суверенитета над Гонконгом Китайской Народной Республике».

При этом Гонконгу была гарантирована автономия в рамках концепции «Одна страна, две системы», которая была озвучена председателем КНР Дэн Сяопином еще в 80-х годах.

Гонконгу гарантировали сохранение данного статуса вплоть до 2047 года.

Однако, судя по решению поставить под контроль выборный процесс, власти КНР решили форсировать полноценное возвращение Гонконга в лоно коммунистического режима.

Протестующие требуют изменения формы избрания главы гонконгской администрации и законодательного органа: активисты движения Occupy Central ратуют за проведение в 2017 г. прямых всеобщих выборов главы местной администрации.

В июне они провели десятидневный онлайн-референдум, в котором приняли участие около 800 тыс. человек.

Однако официальный Пекин выступил против референдума и назвал его не имеющим силы.

Вслед за этим в Гонконге прошли демонстрации с требованием изменить систему выборов.

На защиту прежних демократических устоев бросились студенты, многие из которых входили в заранее организованную группу «Захвати Централ» («Occupy Central with Love and Peace») во главе с профессором университета Гонконга Бенни Таем.

26 сентября вечером сотни студентов собрались возле правительственного комплекса, чтобы разогнать протестующих, стражи порядка были вынуждены использовать слезоточивый газ.

В ходе столкновений были задержаны десятки человек, несколько полицейских получили легкие травмы.

По окончании протестной акции представители властей обвинили демонстрантов в нарушении правопорядка.

Те в свою очередь обвинили правоохранительные органы в чрезмерном применении силы.

27 сентября организаторы движения Occupy Central объявили о начале кампании по блокированию бизнес-центра города.

Протестующие предприняли попытку прорваться на территорию правительственного комплекса.

Глава администрации специального административного района Сянган (Гонконг) Лян Чжэньин заявил, что проведет новый раунд консультаций по вопросу избирательной реформы, и, впервые обращаясь к протестующим, призвал людей воздержаться от проведения «незаконных» демонстраций.

Отметим, что студенты бунтуют не впервые: они уже пробовали повлиять на политический курс Китая.

Недовольные медленным ходом политико-экономических реформ («Политика реформ и открытости», проводившаяся с 1978 г.), молодые бунтари провели серию демонстраций, которые продолжались с апреля по июнь 1989 г. в Пекине, Шанхае, Чунцине и Ухане.

Однако эти акции были жестко подавлены, в том числе с применением армейских частей.

Если раньше Китай сильно зависел от Гонконга как финансового центра и поэтому предоставлял ему гораздо больше политических свобод, то с развитием экономики Китая эта зависимость стала намного меньше.

По оценкам аналитиков банка Julius Baer, которые перекликаются с данными Всемирного банка, в 1997 г. объем ВВП Гонконга составлял 18% от ВВП Китая, на сегодняшний же день доля Гонконга в общем объеме ВВП Китая упала всего до 3%.

Независимый экономист Энди Кси отмечает: «Гонконг всегда был оффшорным финансовым центром.

В этом смысле Гонконг - это не Нью-Йорк или Лондон.

Гонконг был важен для Китая, потому что до определенного момента в стране сохранялась нехватка капитала.

Сегодня у Китая избыток капитала.

Я не думаю, что оффшорный финансовый центр будет иметь такое же значение для Китая в будущем.

С экономической точки зрения Гонконг стал играть менее значимую роль в китайской экономике.

Я не вижу, каким образом этот процесс в дальнейшем мог бы пойти вспять».

И вполне естественно, что власти Китая теперь имеют возможность проводить более гибкую политику, в большей степени подчинить себе Гонконг.

У Китая увеличилось пространство для маневров.

Если акции протеста затянутся, негативный эффект от снижения объемов инвестиций в первую очередь почувствуют на себе сами жители китайской автономии.

Такие перспективы не слишком устраивают Запад, для которого Гонконг остается форпостом в Юго-Восточной Азии, даже несмотря на формальную принадлежность его Китаю.

Претензии Китая на мировое лидерство уже давно и серьезно беспокоят Вашингтон; при этом Запад хочет получить контроль над потребительским и финансовым рынками Китая.

Власти КНР осознают угрозу поспешной либерализации и не спешат открываться: Китай продолжает вести свою игру, усиливая влияние в регионе.

В данном разрезе кризис в Гонконге выглядит неизбежным: рано или поздно, считают аналитики, он должен был произойти.

При этом особо критично настроенные аналитики считают, что все акции протеста спланированы США, как ранее в арабских странах и на Майдане.

Отсюда и реакции политических игроков, схожие с реакцией сторон в украинском конфликте.

Впрочем, ведущий сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александр Ларин не слишком категоричен: «Что касается Соединенных Штатов, трудно сказать, какова их роль в этих столкновениях.

Мы знаем, что в революциях, в каждой из них в какой-то мере, но в разных странах по-разному, Соединенные Штаты были замешаны.

Иногда это была, может быть, номинальная роль.

А на Украине, скажем, более заметная.

По Гонконгу сейчас пока сказать сложно.

По крайней мере, вряд ли это можно сводить просто к американским проискам.

Наверное, недовольство существующим положением накапливалось и в самом Гонконге.

Без этого, собственно, таких вот взрывов и уличных демонстраций обычно не бывает.

Если они происходят, то они очень быстро угасают.

Будущее покажет, на самом деле.

Сейчас можно делать только какие-то промежуточные заключения».

Сейчас официальные китайские власти пытаются заблокировать новости из Гонконга.

Официальная китайская пресса не пишет о протестах.

Однако если демонстрации продолжатся, Пекин может сыграть на скрытом противостоянии жителей материкового Китая и Гонконга.

Financial Time пишет: «В этом смысле официальная реакция на события в Гонконге, возможно, напоминает реакцию России на демонстрации в Украине.

Украинцев и гонкогцев приветствуют в Москве и Пекине как братьев, пока они играют по правилам.

Но как только они начинают отстаивать свои интересы, их сразу же называют инструментом западного империализма».

Автор замечает, что, безусловно, Гонконг входит в состав Китая, в то время как Украина - независимая и суверенная страна, однако «насильственное решение проблемы протестов в Гонконге подорвет отношения между Китаем и Западом почти так же, как аннексия Крыма разрушила сотрудничество между Россией и Западом».

«Правительство в Пекине теперь думает над следующим шагом», - заключает он.

Тем временем протестная волна уже приводит к побочным последствиям.

Так, из-за непрекращающихся акций протеста ряд популярных достопримечательностей Гонконга оказались недоступными для посещения туристами.

Менеджер российского представительства управления по туризму Гонконга Марина Кузина сообщила: «К сожалению, достопримечательности, находящиеся в центре, оказались отрезаны от туристических троп, потому что на улицах идут акции протеста.

Наземный транспорт не ходит, туристам рекомендуется передвигаться на метро».

Она также добавила, что и до аэропорта рекомендуется добираться на экспрессе, а не на такси.

Вместе с тем она отметила, что жалоб от российских туристов, находящихся в Гонконге, не поступало.

Интересно, что студенты используют специальную технологию общения FireChat в социальных сетях при отключении сотовых операторов (кстати, разработанную московским программистом).

А координация в соцсетях - один из самых эффективных элементов координации протестных действий.

Социальные сети и народные волнения уже давно тесно связаны - вспомним хотя бы координирование революционных действий во время «Арабской весны» или блокировку YouTube в Турции из-за коррупционного скандала.

Теперь же, во время продемократических протестов в Гонконге, местные жители начали общаться между собой посредством мессенджера FireChat.

На прошлой неделе более 100 тыс. жителей Гонконга установили себе эту программу, которая позволяет общаться в случае отключения местными властями сотовой связи.

Приложение создает собственную сотовую сеть между находящимися поблизости пользователями, используя WiFi, сотовую систему передачи данных или Bluetooth.

Первая версия FireChat вышла 1 марта 2014 г.

Сначала ее оценили в Ираке, где власти в некоторых регионах тоже отключают Интернет и доступ к социальным сетям.

Более 40 тыс. жителей Ирака установили этот мессенджер - прежде всего в регионах, в которых орудуют боевики радикальной организации «Исламское государство Ирака и Леванта».

А первыми FireChat «распробовали» в марте жители Тайваня, протестовавшие около парламента против подписания торгового соглашения с Китаем.

Некоторые эксперты предполагают, что в России ищут пути для разобщения оппозиции, но неожиданный рост популярности FireChat доказывает, что в плане систем связи народ пока имеет небольшую фору.

Тем временем ситуация в городе продолжает обостряться. Тысячи протестующих блокируют улицы Гонконга, требуя демократических выборов.

Чтобы обеспечить безопасность граждан и туристов, которые в данный момент находятся в городе, власти были вынуждены изменить или приостановить движение по более чем 200 автобусным маршрутам.

Выходы из метро возле мест скопления демонстрантов не работают.

В районах массовых волнений были также закрыты центральные офисы компаний и банков, магазины и школы.

Как сообщает ТАСС, демонстранты в Гонконге пообещали активизировать свои действия и блокировать важнейшие правительственные здания в городе, если глава местной администрации Лян Чжэньин не подаст в отставку в течение суток.

По сообщению Интерфакса, министр иностранных дел КНР Ван И заявил, что ситуация в Гонконге является внутренним делом Китая и предостерег США от попыток вмешательства.

«Китайское правительство твердо и четко изложило свою позицию.

Происходящее в Гонконге - это внутреннее дело Китая», - сказал он журналистам перед встречей с госсекретарем США Джоном Керри в Вашингтоне.

Дипломат подчеркнул, что все страны должны уважать суверенитет Китая.

«Это является основополагающим принципом международных отношений», - отметил он.

«Уверен, что ни одна страна, ни одно общество - никто не может позволить у себя незаконные действия, нарушающие общественный порядок.

Это относится и к ситуации в США, и к ситуации в Гонконге», - добавил министр.

Директор МБПЧ Александр Брод: «Хочется верить, что все-таки народ и власть Китая достигнут компромисса и не прольется кровь, как это было 25 лет назад».