Версия для печати

Памяти Юрия Любимова

С полным правом можно сказать, что в истории российского театра и российской культуры в целом произошло трагическое событие.

На 98 году жизни скончался выдающийся театральный режиссер Юрий Петрович Любимов.

Юрий Любимов родился 30 сентября 1917 г. В 1934 г. начал свою актерскую карьеру, сыграл немало ролей в театре и кино, с 1953 г. преподавал в училище имени Щукина, в 1959 г. поставил в театре им. Е.Вахтангова свой первый спектакль.

В 1963 г. Любимов поставил спектакль «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Б. Брехта: занятые в спектакле студенты-щукинцы в 1964 г. составили ядро труппы Театра на Таганке, в который Ю.Любимов был назначен главным режиссером.

С этого года началась многолетняя триумфальная история Театра на Таганке.

Попасть в него мечтали все москвичи и приезжие.

Но сделать это было крайне сложно.

В кассы выстраивались гигантские очереди, билеты продавались из-под полы по бешеным ценам.

Любимов ставил спектакли, которые не только звучали необыкновенно современно, перекликались с самыми острыми проблемами советской действительности, но и активно вовлекали зрителей в свое пространство - «Добрый человек из Сезуана», «Гамлет», «А зори здесь тихие...», «Антимиры», «Мастер и Маргарита» и многие другие.

Один и тот же спектакль каждый раз мог звучать по-новому, играя свежими красками: не случайно Любимов из зала вспышками трехцветного фонарика управлял труппой, подобно дирижеру.

И конечно же, в реализации замыслов режиссера ему помогали молодые талантливейшие актеры, ставшие впоследствии гордостью российского театра и кино: В.Высоцкий, В. Смехов, С.Фарада, З.Славина, Л.Филатов, А.Демидова и многие другие.

Театр служил оплотом и местом притяжения либеральной творческой интеллигенции не только Москвы, но и всей страны.

Театр на Таганке под руководством Юрия Любимова пытался говорить на актуальные и «запретные» темы, и поэтому конфликты с властями из-за злободневности и остроты спектаклей продолжались непрерывно.

Власти запретили спектакль, посвящённый памяти В.Высоцкого.

Были запрещены также постановка трагедии Пушкина «Борис Годунов» (1982 г.), репетиции спектакля по роману Булгакова «Театральный роман» (1983 г.).

В 1984 г., находясь в Лондоне, Любимов дал интервью газете «Таймс», в котором критически высказывался о культурной политике в СССР.

В результате Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1984 г. он был лишен советского гражданства, а имя режиссера было снято со всех афиш и программ театра.

Так началась вынужденная эмиграция Любимова.

В 1988 г., в эпоху перестройки, Юрий Любимов триумфально возвращается.

Он продолжал выпускать новые спектакли, и это был новый этап его творчества, от политического театра к театру философскому.

В июне 2011 г. на гастролях в Чехии актёры театра прилюдно потребовали от Ю. Любимова выплатить гонорар за сыгранный спектакль.

Поведение актёров возмутило режиссёра и побудило его подать заявление об отставке.

В июле того же года Департамент культуры Москвы сообщил об освобождении Юрия Любимова от должности художественного руководителя и директора Театра на Таганке по собственному желанию.

Юрий Петрович Любимов покинул свой театр.

Однако имя режиссера служило ему входным билетом на все театральные площадки.

Он ставит монументальные спектакли: «Бесы», «Князь Игорь».

Он весь в творческих планах.

Их прервала смерть.

Значение Любимова и Театра на Таганке очень точно сформулировал профессор-искусствовед Алексей Бартошевич: «Любимов и любимовская Таганка - это не только часть жизни нашего театра, не только часть его истории, но и часть нашей жизни, жизни моего поколения.

Для всех нас Таганка - это больше, чем театр.

В самые глухие советские времена это было место, которое можно было назвать настоящим Островом свободы.

Это было место, где люди собирались и чувствовали присутствие друг друга.

После сдавленного тяжкого воздуха вне Таганки - воздуха Москвы, страны, в стенах театра Любимова дышалось замечательно легко и свободно.

Это был театр мощных поэтических образов.

Театр, в котором мы по-настоящему чувствовали себя людьми.

Театр, который умел собрать нас, объединить: в темноте зрительного зала мы каждый раз не только восхищались любимовской метафорой, его изумительным искусством театральной поэзии, но и чувствовали себя единым сообществом.

Конечно, это был театр политический, но он нес в себе гораздо больше, чем просто политику.

Он нес в себе бунт, противостояние всему тому, что находилось за его стенами.

И это был Любимов, все было заключено в нем.

Он был человек смелый, дерзостный и вместе с тем - насквозь театральный...

Когда уходят великие люди, их уход безвозвратен, утрата невосполнима.

В конце «Трех сестер» Чехова Маша говорит: «Уходят наши».

Вот действительно, уходят наши.

И Любимов был одним из самых прекрасных наших».

Любимову удалось выразить весь ХХ век - его трагедии и боли, его надежды и разочарования.

Как и его любимый актер Высоцкий, он буквально кожей ощущал проблемы разных слоев российского общества.

Ему удалось в замечательных спектаклях, поставленных по прозе Федора Абрамова, Бориса Можаева, отразить фантастические глубины русской крестьянской жизни.

Он, городской человек, проникал в эту глубинную русскую жизнь и понимал психологию русского человека.

Он постигал глубину сложных характеров героев мировой классики - Гамлета, братьев Карамазовых, Тартюфа, Кармен.

Печальная новость о смерти Юрия Любимова вышла на первое место в заголовках СМИ, оттеснив даже политические новости.

Крупнейшие деятели искусства, высшее руководство страны выразили свое соболезнование и отметили колоссальный вклад Любимова в русскую культуру.

Соболезнование родным и близким Юрия Любимова выразил Президент России Владимир Путин.

Глава Правительства Дмитрий Медведев выразил соболезнование в связи со смертью режиссера: «Невозможно представить театральную жизнь России без Юрия Петровича Любимова.

Мои самые искренние соболезнования близким и всем ученикам, коллегам и поклонникам мастера.

Память о великом человеке всегда сохраняется в его работах и воспитанниках.

Память о Юрии Петровиче навсегда вписана в историю культуры нашей страны».

Специальный представитель Президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, сам театровед, отметил: «Юрий Петрович Любимов был ровесником революции.

И в этом, наверное, заключен какой-то странный, магический смысл, потому что он был абсолютно плоть от плоти истории России ХХ века, истории Советского Союза.

Он был одновременно революционером от театра и революционером вообще в художественном творчестве...

В фойе его театра висело четыре портрета - Станиславский, Вахтангов, Мейерхольд и Брехт.

Он был человеком действительно политического мышления театрального, как Брехт, человеком необычайной театральной фантазии, как Станиславский и Вахтангов, он был человеком острых художественных решений, монтажа аттракционов, как Мейерхольд...

Уход Любимова - это, пожалуй, уже последняя страница книги, которая называлась Советский театр ХХ века, русский театр ХХ века.

Он был последним.

Больше режиссеров этого масштаба, этого поколения, пожалуй, не осталось...

Он был человеком, который остро чувствовал перемены в жизни, и так горько, что его больше не будет вместе с нами».

Актер, председатель художественного совета Театра на Таганке Феликс Антипов, работавший у Юрия Любимова с 1968 г., сказал: «Это величайшая утрата для всех, кто с ним работал, да и вообще для российской и мировой культуры.

Любимов делал театр в самые невозможные времена.

При этом ему удалось создать и свою собственную эстетику, и новое театральное направление, и воспитать огромное количество интереснейших артистов.

Он останется в ряду великих реформаторов российского театра».

Он подчеркнул уникальность гения Любимова, сочетающуюся с удивительными человеческими качествами - сердечностью, честностью и открытостью: «Вместе с этим великим человеком ушла целая эпоха, и наша задача попытаться сохранить наследие, которое он нам оставил, и помнить его всегда светло, радостно и творчески».

Актер Тимур Бадалбейли назвал режиссера одним из самых близких людей в своей жизни: «Главный учитель в моей жизни, человек, которому я вообще обязан чем-либо.

О нем можно говорить как о каком-то гениальном реформаторе.

А я могу говорить о нем, как о своем учителе, о человеке очень родном, естественно, в моей жизни.

Такие люди рожаются не часто.

Они рождаются раз в сто лет, а может, и реже.

Это был человек, который связывал наш XXI век с XIX веком русского театра.

Поскольку он видел на сцене Станиславского, он был знаком с Мейерхольдом.

Очень тяжело, честно говоря».

Народный артист России Юрий Смирнов так отозвался о Юрии Любимове: «Выдающийся режиссер, его послужной список ни с чьим не сравним.

Потому что у него столько театральных шедевров, поставленных им в Театре на Таганке, что, я не знаю, найдется ли еще один режиссер, у которого было бы столько действительно, не то чтобы удачных, а спектаклей-шедевров.

Мастер со сложной судьбой, к сожалению.

И, конечно, все это для нас было весьма печальной страницей в нашей театральной жизни, то, что он ушел, оставил театр.

Я не буду перечислять названия, но по меньшей мере пять-семь спектаклей, которые являлись эталоном, шедевром театральным, он создал.

Благодаря его таланту просто-напросто не только в России, не только в Союзе, но и за рубежом узнали, что, оказывается, в Москве есть Таганская площадь, на которой стоит вот такой театр».

Юрий Любимов заслужил свое почетное место в истории российского театра и российской культуры как один из наиболее выдающихся творческих деятелей.

Его имя начертано на афишах десятков старых и новых спектаклей.

Он удостоен звания народного артиста Российской Федерации, он обладатель многочисленных российских и международных наград, почетный член академий.

Директор МБПЧ Александр Брод: «Официальное признание - это не самое главное.

Главное, что его имя навсегда будет жить в его спектаклях, в благодарной памяти актеров и любителей театра.

Московское бюро по правам человека присоединяется к соболезнованиям семье и близким великого режиссера и достойнейшего человека».