Версия для печати

О предстоящем референдуме в Каталонии

Не успели утихнуть страсти, вызванные сначала крымским, потом шотландским референдумом, как эстафету в стремлении регионов к независимости подхватила Каталония.

Президент Каталонии Артур Мас подписал декрет, предусматривающий проведение 9 ноября текущего года референдума об отделении от региона Испании.

В этот день каталонцам старше 16 лет предстоит сделать выбор: хотят ли они, чтобы Каталония стала полностью независимым государством?

Перед ними будет поставлено два вопроса: «Хотите ли вы, чтобы Каталония была государством?» и при положительном ответе: «Хотите ли вы, чтобы Каталония была независимым государством?».

По этой же причине было созвано срочное заседание испанского правительства.

Вице-премьер испанского правительства Сорайя Саэнс де Сантамария сделала заявление о том, что проведение референдума не соответствует Конституции Испании.

Подписанный Артуром Масом указ Сорайя Саэнс де Сантамария назвала «ошибкой», которая приведет к «перелому каталонского общества»: «Мы глубоко сожалеем об этом (о подписании указа о референдуме) и верим, что инициатива президента каталонского является ошибкой.

Она разбивает каталонское общество и отдаляет каталонский народ от Европы и духа времени».

Также вице-премьер заявила о том, что испанское правительство направило обращение в Государственный совет с просьбой сделать доклад, включая свою оценку.

После экстренного заседания правительства дело передадут в Конституционный Суд: «... Масу объясняли, что не существует ничего выше, чем суверенная воля испанского народа.

Испанский народ должен решать, что является Испанией.

Через это ни одно правительство не переступит, поскольку оно защищено законом.

Это не его (Маса) воля, это и не наша воля, это суверенная воля».

По ее словам, у Мадрида есть все основания блокировать референдум о независимости Каталонии: не влекущий за собой юридических обязательств плебисцит нарушит Конституцию страны от 1978 г.

Однако проблема заключается в том, что 19 сентября текущего года парламент Каталонии одобрил законопроект о референдуме, который, по мнению местных представителей власти, даст возможность проводить общенародные опросы, не требующие официального одобрения Мадрида.

В резолюции содержится тезис, направленный главе каталонского правительства, о том, чтобы «согласовывать с парламентом действия, в случае если возникнут новые обстоятельства, связанные с демократическим процессом решения будущего Каталонии».

Артур Мас в этой связи выступил с речью сразу на трех языках: каталонском, испанском и английском.

Послание на английском языке глава кабинета министров Каталонии адресовал, по его словам, лидерам и жителям Европы: «Мы готовимся воспользоваться нашим правом решать.

Никто не может оспорить, что мы были готовы разговаривать со всеми.

Необходимо слушать голос народа.

Демократические государства говорят и дают право говорить.

На протяжении семи веков только внешний диктат мешал самоуправлению Каталонии.

Никого не может пугать, что кто-то выскажет свое мнение у избирательных урн.

Каталония хочет говорить и хочет быть услышанной.

Как только Каталония выскажется демократическим путем, мы найдем необходимые ориентиры для диалога.

Сегодня открывается дорога, которая разделит «до» и «после» в истории Каталонии.

Моя цель - знать, каково мнение народа Каталонии.

Мы хотим диалога и мира».

Председатель законодательного собрания автономной области Нурия де Жисперт призвала население региона выйти на манифестацию в поддержку опроса о независимости Каталонии с целью «продемонстрировать всему миру, что наши граждане хотят сами решать свою судьбу».

Возникшую коллизию и будет разбирать Конституционный Суд. Ранее, в 2006 г., Каталония официально провозгласила себя «нацией».

Тогда Конституционный Суд Испании счёл незаконным решение парламента Каталонии о признании её суверенитета, постановив, что это решение противоречит Конституции Испании и уставу самой автономной области.

Однако право граждан Каталонии самостоятельно решать свою судьбу не противоречит основному закону страны.

Ситуация для испанских властей складывается значительно тяжелее, чем ситуация шотландского референдума для властей Великобритании.

Если предварительные опросы шотландцев накануне референдума показывали примерно равное количество «за» и «против» отделения, то сторонников независимости Каталонии значительно больше - 60% (против - только 30%) и вероятность отделения несравненно выше.

Поэтому правительство ищет все возможные пути, чтобы помешать референдуму.

Испанский министр иностранных дел заявил, что правительство готово принять все возможные меры для предотвращения референдума, включая отстранение всего регионального руководства Каталонии.

Напомним, что Каталония, в которой живут 7,5 млн. человек, или 16% всего населения Испании, долгое время выполняла функцию экономического двигателя страны.

После экономического кризиса количество сторонников независимости выросло: Каталония является самым богатым регионом Испании, обеспечивает 19,5% от всех поступлений в испанский бюджет.

Местные жители выразили недовольство в связи с тем, что доходы региона направляются на решение экономических проблем остальной части страны: обратно они получали на 5% меньше.

При этом почти четверть населения региона не имеет работы.

Президент Каталонии Артур Мас заявил: «Моя страна Каталония является одной из древнейших наций в Европе.

В настоящее время это современное общество, состоящее из семи с половиной миллионов человек.

Как и все мировые нации, Каталония имеет право решать свое политическое будущее.

Именно таково послание, которое большинство жителей Каталонии пытаются донести до мира с 2012 года, организуя многочисленные, но мирные демонстрации в Барселоне и на остальной части страны».

Каталония всегда тяготела к независимости.

Первые попытки отделиться от Испании каталонские власти предприняли в начале прошлого столетия. В 1979 г.

Каталония добилась автономного статуса, а каталонский язык признали официальным в регионе.

В 2006 г. область добилась большей финансовой самостоятельности.

В 2009 и 2010 гг. Каталония провела серию неофициальных референдумов, на которых решался вопрос о независимости.

По результатам региональных выборов 2012 г. большинство депутатов местного парламента составили сторонники независимости.

В июле этого года председатель правительства Испании Мариано Рахой и Артур Мас предприняли попытку найти точки соприкосновения в вопросе о будущем самого восточного испанского региона.

Встреча завершилась провалом: господин Мас обвинил Мадрид в нежелании искать выход из тупика, пообещав в любом случае провести референдум о независимости.

Директор МБПЧ Александр Брод: «В Испании наступают горячие дни.

Несомненно, начнутся закулисные переговоры, давление на власти Каталонии, и с приближением дня референдума страсти будут только накаляться.

Каталонцы ссылаются на шотландский референдум, как пример цивилизованного способа решения вопроса о государственности.

Но нет сомнений и в том, что каталонский референдум, если он состоится, в свою очередь послужит примером для других регионов, также тяготеющих к независимости, - таких как Фландрия в Бельгии, Венеция в Италии, Корсика, Прованс во Франции, Трансильвания в Румынии и др.

На территории польской Силезии также идет целенаправленная работа по определению силезской идентичности, которая отличается от польской, этнической идентичности.

Таким образом, вряд ли попытки перекройки границ закончатся каталонским референдумом».

Как сообщает Finmarket.ru, Мадрид в очередной раз обратился в Конституционный суд Испании по поводу референдума о независимости Каталонии.

Министерство юстиции потребовало отменить постановление каталонского правительства о создании избиркома для референдума, который планируется провести 9 ноября.

По мнению истцов, создав избирком, власти Каталонии нарушили решение конституционного суда, приостановившего подготовку референдума на 5 месяцев до вынесения окончательного решения.

Правительство в Мадриде считает неконституционным проведение голосования в Каталонии.

В свою очередь власти региона заявляют, что проведут референдум, несмотря на запрет конституционного суда.