Версия для печати

О трагедии во Внуково

Беда часто приходит оттуда, откуда ее не ждут.

В последние месяцы мы привычно читаем печальные новости о погибших и раненых в горячих точках планеты, на востоке Украины.

Уже никого не удивляет гибель полицейских, пожарных.

Но вот чтобы пассажир погиб в результате столкновения во время взлета самолета со снегоуборочной машиной - такая новость вызывает шок.

А именно это случилось в московском аэропорту Внуково-3.

Новость вызвала бурный отклик во всем мире, ибо пассажиром самолета был один из крупнейших бизнесменов, президент французской нефтяной компании Total Кристоф де Маржери.

Напомним, что в ночь на 21 октября в аэропорту Внуково частный самолет Falcon, направлявшийся в Париж, при взлете столкнулся со снегоуборочной машиной аэродромной службы, упал на взлетно-посадочную полосу и загорелся.

В результате погибли все, кто находился на борту: пассажир Кристоф де Маржери, два пилота и стюардесса.

Водитель снегоуборочной машины 60-летний Владимир Мартыненко не пострадал.

По факту случившегося было возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушного судна, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц».

В числе основных версий - ошибка диспетчеров и действия водителя снегоуборочной машины.

Возможно, что авиакатастрофа стала результатом стечения факторов - человеческого и погодного: она произошла, когда снегоуборщик оказался на пересечении двух полос, куда доступ был запрещен.

Машина могла попасть туда из-за плохой видимости, а у диспетчера, возможно, было мало времени на то, чтобы среагировать.

Также проверяются версии о погодном факторе и ошибке пилотирования.

Некоторые эксперты озвучивают версию и об умышленном убийстве Маржери, организованном западными противниками его общественно-политической позиции.

Мартыненко был задержан.

Однако сразу же появились противоречивые версии трагедии, связанные с традиционной русской бедой.

Представитель СКР Владимир Маркин сообщил, что, по предварительным данным, водитель снегоуборочной машины находился в состоянии алкогольного опьянения: он, вроде бы, признался в том, что перед тем, как сесть за руль, выпил кофе с ликером.

Исследования подтвердили наличие в его крови алкоголя в небольшой концентрации.

В свою очередь, адвокат Мартыненко, Карабанов, заявил, что его подзащитный страдает хроническим заболеванием сердца и не употребляет спиртные напитки: «Он не пьет совершенно, это могут подтвердить и родственники, и врачи.

В момент ЧП он был трезв».

Действительно, Мартыненко перед сменой прошел медосмотр.

Как заявляет адвокат задержанного, его клиент был допущен к работе абсолютно законно: «В деле имеются документы о том, что перед сменой мой подзащитный проходил медосмотр, врач официально допустил его к работе.

После этого он отправился за листом для получения автомобиля».

Он добавил, что в течение вторника с Мартыненко проводятся следственные действия.

Ожидается, что в среду или в четверг будет суд по избранию ему меры пресечения. Карабанов заявил, что к защите Мартыненко будет привлечена большая группа адвокатов: «Мы не хотим, чтобы ответственность за ЧП перекладывали на простого человека».

В настоящий момент, по словам адвоката, Мартыненко «плохо понимает, что происходит, находится в эмоциональном шоке, жалуется на боли в сердце и просит обеспечить его необходимыми лекарствами».

Впрочем, и сам Мартыненко утверждает, что был трезв, и не признал своей вины.

СК России заявил, что на предмет наличия алкоголя и психотропных средств проверят диспетчеров, указания которых могли стать причиной трагедии.

В госкорпорации по организации воздушного движения в РФ, которая контролирует работу всех диспетчеров, это сообщение не комментируют.

Однако, по сведениям журналистского источника, близкого к корпорации, употребление алкоголя диспетчерами как до смены, так и во время смены невозможно.

По его словам, перед заступлением на дежурство диспетчеры проходят процедуры проверки, в том числе и на алкоголь.

В период смены за ними ведется видеонаблюдение.

Нарушение каких-либо требований влечет уголовную ответственность.

Появилась также версия о том, что ночью трагическую ошибку допустил стажер.

Однако источник в диспетчерских кругах опроверг и эту информацию: «Чтобы диспетчер управлял движением без допуска - это немыслимо и уголовно наказуемо.

Здесь точно не было никаких нарушений ФАПов (Федеральных авиационных правил).

Диспетчер-стажер управляет движением только под контролем опытного диспетчера-инструктора.

Такая ответственная работа всегда контролируется».

Кроме того, поскольку именно из Внуково осуществляют вылет первые лица государства, то аэропорт находится под особым контролем.

Как отметил главный редактор сайта Avia.ru Роман Гусаров, «сотрудники аэропорта Внуково проходят повышенный контроль при приеме на работу, их проверяют все главные надзорные ведомства России - МВД, ФСО, ФСБ, а также ведущие медицинские учреждения, психологи - речь идет об аэропорте, откуда вылетают первые лица».

Эту информацию подтвердил и председатель совета директоров Внуково Виталий Ванцев.

По его словам, в аэропорту работает 9 тыс. высококвалифицированных сотрудников, которые перед каждой сменой проходят необходимый контроль, инструктаж; аэропорт оснащен самым современным оборудованием, и диспетчерам созданы лучшие условия для максимального обзора полосы.

Вся техника оборудована системой «ГЛОНАСС».

Он отметил: «Причины, почему при максимальном уровне контроля и технического обеспечения во Внуково стало возможным подобное происшествие, должно выяснить следствие».

Пока от дел на время расследования отстранен начальник смены Внуково.

В остальном, по данным Виталия Ванцева, аэропорт сейчас работает штатно.

Басманный суд Москвы отправил под домашний арест руководителя полетов Внуковского центра управления воздушным движением Романа Дунаева, подозреваемого в причастности к крушению самолета Falcon.

Ранее была отправлена под домашний арест диспетчер-стажер, а ведущего инженера аэродромной службы и авиадиспетчера аэропорта Внуково суд заключил под стражу до 21 декабря.

Учитывая международную заинтересованность в раскрытии причин трагедии, специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) вскроют бортовые самописцы разбившегося в аэропорту «Внуково» самолета Falcon только по прибытии делегации французских специалистов.

Сотрудник пресс-службы МАК заявил: «Дальнейшие работы по расследованию катастрофы будут проводиться в тесном взаимодействии с французскими коллегами в соответствии со стандартами ИКАО, в рамках существующего между МАК и ВЕА (полномочный орган Франции по расследованию авиапроисшествий) соглашения и на основе сложившегося за долгие годы сотрудничества».

Он также сообщил, что ВЕА назначило специалистов, которые будут участвовать совместно с российской стороной в расследовании авиакатастрофы.

В свою очередь, прокуратура Парижа в связи с авиакатастрофой во Внуково открыла расследование по статье «Непредумышленное убийство».

Во французском Бюро по расследованию авиакатастроф отметили также, что в РФ от французской стороны вылетели три следователя, два технических эксперта авиакомпании Unijet, которой принадлежал самолет Falcon-50, на борту которого находился Кристоф де Маржери.

Их также сопровождает представитель фирмы-изготовителя судна - Dassault Aviation.

Кристоф де Маржери был крупнейшим партнером России в нефтяном бизнесе, причем партнеры отмечают его высочайшие не только деловые, но и человеческие качества.

Его все любили.

Совладелец компании «НОВАТЭК» Геннадий Тимченко заявил: «Гибель Кристофа стала для меня настоящим эмоциональным потрясением.

Мы все испытывали к Кристофу огромную личную симпатию, работая вместе и в бизнесе, и в общественных структурах.

Это потеря не только для Франции, которая лишилась великого гражданина, это большая потеря для России.

Кристоф глубоко понимал и ценил Россию, проделал огромную работу по сближению наших стран.

Всем, кто знал Кристофа, всегда импонировала сила его характера.

Какой бы сложной ни была ситуация вокруг, он всегда сохранял спокойствие, не шел вслед за конъюнктурой, отстаивал свое мнение».

Директор МБПЧ Александр Брод: «Особый трагизм событию придает и тот факт, что Кристоф де Маржери не только активнейшим образом сотрудничал с российскими компаниями, но и был активным противником нынешней экономической политики Запада в отношении России».

Он искренне считал, что санкции против энергосектора РФ - это тупиковый путь: «Санкции не решают проблем, при этом сами могут привести к серьезным затруднениям.

Я, как предприниматель, выступаю за то, чтобы санкции не пошли по нарастающей с обеих сторон, за то, чтобы экономика оставалась в стороне от политики...

Россия является партнером, и мы не должны тратить время на то, чтобы защищать себя от нашего соседа.

Мы должны думать о том, чтобы быть не слишком зависимым от любой страны.
А не от России, которая много раз спасала нас...

Мы не должны дать себя убедить, что Россия - наш враг. Наше энергоснабжение в значительной степени зависит от этого соседа.

Если американцы, исходя из исторических причин и внутриполитических мотивов, хотят разжигания конфликта, то это их решение.

Мы, европейцы, должны справляться с этим кризисом иначе, не окрашивая все только в белое и черное».

Достаточно сказать, что Кристоф де Маржери невозмутимо гулял по павильонам Петербургского экономического форума и пожимал руку тем, кто попал в санкционные списки, в тот момент, когда Евросоюз порекомендовал руководителям всех крупнейших компаний сдать билеты и в России не показываться.

Все последние месяцы Маржери активно лоббировал вопрос о поставке России «Мистралей».

«Испугавшись давления США, Париж контракт притормозил. Так с партнерами дела не ведут, - доказывал он президенту Франсуа Олланду. - Сегодня мы нуждаемся в нефти, газе. Наши технологии нужны России и другим странам.

Я настаиваю, что бизнес должен оставаться бизнесом.

И я никому не делегировал право решать от моего имени».

Не случайно соболезнования в связи с гибелью Маржери выразили первые лица России - Владимир Путин и Дмитрий Медведев.

Новость потрясла и лидеров Франции.

Премьер-министр Франции Мануэль Вальс сказал: «Я хорошо знал Кристофа де Маржери.

Прежде всего, он был моим другом, и поэтому я выражаю соболезнования его родным и близким.

Мы потеряли великого полководца промышленности, выдающегося человека, посвятившего всю жизнь компании Total.

Он был главой компании, которая представляла Францию по всему миру, был ее лицом.

Сегодня все сотрудники и друзья Total по всему миру шокированы и осиротели».