Версия для печати

«Активизировать расследование авиакатастрофы»

Обращение правозащитников Генеральному секретарю ОБСЕ господину Л.Занниеру, Верховному Комиссару ООН по правам человека господину З. Р.аль-Хусейну, Верховному Комиссару Совета Европы по правам человека господину Н.Муйжниексу

Вот уже четыре месяца прошло с момента трагедии в небе над Донбассом, где потерпел катастрофу авиалайнер Боинг-777 малайзийской авиакомпании «Malaysia Airlines», следовавший по маршруту Амстердам - Куала-Лумпур.

На борту самолета находились 283 пассажира и 15 человек - членов экипажа.

Все они погибли.

Среди погибших было 80 детей (трое из которых были в возрасте до двух лет).

До сих пор виновные не понесли ответственности.

По-прежнему нет информации ни о причине падения лайнера, ни о типе вооружения, которое было применено, ни о людях, в чьих руках находилось это оружие.

Все, что мы слышали от официальных лиц все эти месяцы - либо ничем не подкрепленные обвинения, либо общие, ничего не содержащие выражения.

Общественность держится в абсолютном неведении о ходе расследования.

Мы получаем лишь редкие вбросы информации на страницах прессы, от комментариев которых официальное расследование попросту устраняется.

Так было с информацией о кислородной маске на одном из пассажиров, с неким докладом разведки Германии о вине ополченцев - эти данные позже был вынужден опровергать германский МИД, но комиссия продолжала молчать.

Подобные инциденты, в первую, ранят чувства родственников погибших, поскольку важную информацию они вынуждены узнавать из СМИ, а не от своих правительств или официальной комиссии.

Не может не возникать вопрос: возможно, от них что-то скрывают?

Возможно, истинная причина уже установлена, просто ее невыгодно разглашать в силу политических причин?

Также неясно, почему ни один из подобных «вбросов» не комментируется комиссией по расследованию.

Разве не их прямая обязанность рассматривать различные версии произошедшего, анализировать доказательства, свидетельства очевидцев, прочие данные?

Почему эта комиссия не считает необходимым осуществлять регулярное информирование международных институтов, общественности, родственников, представителей СМИ о деталях проводимого расследования?

Совет Безопасности ООН в принятой резолюции указал на необходимость проведения «всестороннего, тщательного и независимого международного расследования этого инцидента в соответствии с руководящими принципами международной гражданской авиации».

На протяжении прошедших четырех месяцев последовательно нарушались все эти принципы, выделенные Советом Безопасности.

Нельзя говорить о тщательном расследовании, когда обломки самолета до сих пор лежат под открытым небом под минометными обстрелами, когда комиссия и другие официальные лица, по их собственным признаниям, делают выводы на основании фотографий и данных соцсетей.

Явно не приходится говорить и о независимости, когда факты подбираются под уже выдвинутые версии, когда Малайзия - ключевой участник событий - попросту отстраняется от расследования.

Почему?

Не потому ли, что Малайзия одна из немногих действительно выступает за объективное и независимое расследование, и с ней будет не так просто договориться и «свалить вину» на кого-то конкретного?

Более того, в ряде СМИ опубликована информация о том, что начальник войск ПВО Сухопутных войск Украины И.Зорин тайно получал материалы от комиссии по расследованию катастрофы в обход других участников еще два месяца назад.

Необходимо тщательно проверить данные сведения и жестко пресекать подобные вещи в дальнейшем.

Считаем абсолютно недопустимым подобное попирание основных принципов ООН и документов, принятых Советом Безопасности.

Сначала очень много говорилось о том, что Боинг был сбит из ракетной установки представителями ополчения.

При этом общественности не были представлены ни данные о наличии у ополчения таких установок, ни сведения о подобном военном арсенале у украинской стороны, ни информация о проводимых учениях (если таковые были), ни сведения иностранных государств на основании их спутников или самолетов-разведчиков.

Затем стали говорить о вероятности участия в трагедии военного истребителя.

Опять же - ни данных о военных вылетах в этот день, ни информации с тех же спутников, ничего.

Медиа-пространство наводнено журналистскими расследованиями, оценками экспертов, докладами.

Только складывается ощущение, что все это не интересует ни комиссию по расследованию, ни страны, граждане которых погибли в этой катастрофе.

Они не желают ни слышать версии, альтернативные своей, ни тем более разбираться в голых фактах, которые на них указывают.

Сегодня, когда ушедших не вернуть, лучшей памятью о них было бы завершение расследования всех обстоятельств гибели самолета и придание правосудию тех, кто был замешан в подготовке и организации этой варварской акции.

Только слаженные действия, как отдельных государств, так и международных структур, помогут в решении этой задачи.

Поэтому мы призываем:

1. Активизировать расследование авиакатастрофы, как можно скорее собрать все уцелевшие доказательства, показания свидетелей, получить информацию от всех стран, которые могут ей обладать.

2. Наладить регулярное информирование общественности о ходе расследования - организовывать брифинги представителей комиссии, следственных органов.

3. Регулярно обсуждать ход расследования в международных организациях - прежде всего, в ООН, ИКАО.

4. Не допускать оказания давления на следствие посредством голословных заявлений не имеющих отношения к официальному расследованию лиц.

5. Проверять любую информацию, появляющуюся в СМИ, и информировать по итогам общественность.

6. В равной степени привлекать все страны - участницы расследования к проводимой работе, не допускать кулуарных решений между отдельными странами, заинтересованными в той или иной версии, и дальнейшей «подгонки» фактов под нее.

Качественное расследование поможет восстановить пошатнувшееся доверие к международным институтам и продемонстрировать, что цели и ценности, провозглашенные при создании ООН в 1945 году живы.

А эффективный международный арбитраж не является отвлеченной абстракцией и политической фикцией.

Кооперация разных государств и интеграционных структур будет способствовать укреплению мер доверия и, хочется надеяться, выработке более устойчивой системы европейской безопасности, в которой то, что происходит сегодня на юго-востоке Украины, станет невозможным.

Расследование всех обстоятельств трагедии в небе над Донбассом - это тест на работоспособность международных организаций и шанс на то, что новый мировой порядок будет построен на верховенстве права и неделимости безопасности.

Всякое промедление, ссылки на процедурные и технические сложности лишь отдаляют реализацию этой цели.

Любое укрывательство преступлений и их исполнителей провоцирует их повторение в будущем. И не допустить этого - наша общая задача и наш долг перед погибшими и их близкими.

Обращение подписали:

1. Александр Брод, председатель координационного совета общероссийской общественной организации "Юристы за права и достойную жизнь человека", Москва;

2. Александр Гапоненко, президент Института Европейских исследований, Рига;

3. Александр Симов, журналист, София;

4. Алексей Семенов, директор НПО "Центр информации по правам человека", депутат Таллинского городского собрания, Таллин;

5. Андрей Гульцев, президент конфедерации русских общин в Европе, Париж;

6. Демба Сумаре, журналист, Республика Мали;

7. Дмитрий Линтер, антифашист, Таллин;

8. Наталья Николаева, сопредседатель Русскоязычной общины Великобритании, Лондон;

9. Фабрис Бэор, журналист, Франция;

10. Эйнарс Граудиньш, правозащитник, Рига;

11. Яо Никез Аду, юрист, Кот-д'Ивуар;

12. Матеуш Пискорский, директор Европейского центра геополитического анализа, Варшава;

13. Джульетта Кьеза, публицист, Италия;

14. Irina Bormotova , MYRRH Education;

15. Simeon Adewole Ademolake , Chair, Newham Partnership for Complementary Education (NPCE); & Director, Arise and Glow Supplementary School, both Plaistow;

16. Ratha Perumal , Senior Lecturer in Multilingualism, University of East London; Stratford; NPCE Trustee;

17. Sinead Earley , Director, School of Languages, Sarah Bonnell School, Stratford;

18. Luljeta Nuzi, Director, Shpresa Programme (Albanian-speaking), Plaistow, and NPCE Trustee;

19. Chowdury , Saturday School Co-ordinator, Bangladeshi Parent's Association, Forest Gate;

20. Hailu Hegas, Chair, Ethiopian Supplementary School, Stratford;

21. Kwame Otti , African Languages Centre (principally Ghanian Twi);

22. Martin Pinder , Hon. Secretary, Newham Partnership for Complementary Education;

23. Oxana Gouli, Trustee, Globus Russian Education Centre;

24. Solomon Yebyo , Leader, Red Sea Eritrean Supplementary School, Stratford;

25. Joachim Koomson , Secondary School Teacher, Science.