Версия для печати

О книге «Мигранты, мигрантофобии и миграционная политика» (под ред. В.И. Мукомеля). М.: Academia, 2014

Среди общественно значимых тем сегодня трудно найти более актуальную и острую, чем миграция.

О полезности и издержках миграционных процессов спорят повсюду.

Одним из важнейших вопросов президентской кампании 2012 года в США стало обсуждение поправок и возможностей оптимизации миграционного законодательства (в особенности легализации и интеграции нелегальных мигрантов).

После возвращения в российскую практику региональных выборов избирательная кампания мэра Москвы 2013 года запомнилась, в первую очередь, обсуждением проблем и перспектив миграционных процессов в столице РФ.

В ходе этой дискуссии даже те политики, которые имели репутацию либералов, демонстрировали жесткие подходы относительно пополнения населения главного города страны за счет приезжих. 

И хотя относительный электоральный успех «евроскептиков» и националистов на выборах в Европарламент можно объяснить многими причинами (начиная с экономического кризиса и заканчивая сложностями с формированием общей политики ЕС после нескольких волн его расширения), миграционные процессы также были одной из центральных тем выборных баталий.

В России миграционные процессы имеют особую важность в силу нескольких причин.

Во-первых, депопуляция (которую однозначно фиксируют данные всероссийских переписей 2002 и 2010 годов и материалы текущей статистики) повышает значимость мигрантов для российского рынка труда.

Во-вторых, распад Советского Союза и неоднозначные общественно-политические процессы на постсоветском пространстве (отягощенные конфликтами, гражданскими противостояниями и дискриминацией по этническому и религиозному признаку) способствуют перемещению больших масс населения из страны в страну.

В случае же с бывшими республиками СССР пока еще срабатывает фактор общего прошлого, знание языка, культурные и родственные связи.

В-третьих, наращивание миграционных потоков происходит в условиях формирования новой постсоветской российской идентичности на фоне травмы от распада некогда единого государства и незавершенности поисков образа новой России.

Остроты ситуации добавляет то, что мигранты из бывших союзных республик прибывают в РФ после того, как их ранее покинули русские и представители других этнических групп (часто их называют русскоязычные), избравшие в начале 1990-х годов нашу страну в качестве своей родины.

Многие из них в свое время испытали определенную дискриминацию со стороны властей новых независимых государств.

В-четвертых, существуют экономические причины, актуализирующие сложности в восприятии миграции (конкуренция на рынке труда, готовность вновь прибывших людей трудиться за меньшую заработную плату, имея наряду с этим меньшие социальные гарантии).

При этом Россия, рассматривающая постсоветское пространство как сферу своих исключительных интересов, а евразийскую военно-политическую (ОДКБ) и социально-экономическую (Таможенный союз и Евразийский экономический союз) интеграцию как приоритет, крайне заинтересована и в привлечении мигрантов, и в использовании их как ресурса для продвижения пророссийских интересов на просторах бывшего СССР.

Таким образом, для страны миграция является одновременно и возможностью, и риском.

С одной стороны, мигранты нарушают традиционно сложившиеся этнические и религиозные ареалы, приносят с собой новую идентичность, свои представления о трудовой этике и повседневной жизни.

У них есть проблемы с адаптацией и интеграцией в российское общество.

Но с другой стороны, они способствуют экономическому развитию страны (хотя бы своим вовлечением в многочисленные проекты, начиная с жилищного строительства и заканчивая  бизнесом), налаживанию горизонтальных отношений с гражданами постсоветских стран, делая их заинтересованными в расширении контактов с Россией и продвижении российских интересов в ближнем зарубежье.

В декабре 2012 года Федеральная миграционная служба опубликовала данные о количестве иностранных граждан, проживающих на российской территории.

Эти данные базировались на основе учета миграционных карт, сдаваемых при пересечении государственной границы.

Согласно этим данным на территории страны проживает около 10,3 миллиона человек, из которых примерно 1 миллион находится в РФ менее одного месяца (главным образом как туристы).

Из оставшихся 9,3 миллиона человек примерно треть пребывает в стране более одного года

Как гармонизировать их отношения с российскими гражданами?

Как предотвратить конфликты и превратить миграцию в выгоду для государства и общества, уменьшая риски и опасности?

Поиск ответов на эти вопросы уже не первый год ведут ученые, эксперты, государственные деятели.

Директор МБПЧ Александр Брод: «К сожалению, в последние годы уровень дискуссий о миграции резко упал.

На первый план вышли алармистские публикации и выступления. В прессе тиражируются фобии и стереотипы, не способствующие пониманию сложнейшего и противоречивого феномена.

В этих условиях появление любого научного труда, претендующего на качественный научный анализ миграции, не замкнутого узкими рамками регионального или даже странового подхода, необходимо приветствовать».

К числу таких достижений можно отнести выход книги «Мигранты, мигрантофобии и миграционная политика» под редакцией известного специалиста, руководителя сектора миграционных и интеграционных процессов Института социологии РАН Владимира Мукомеля Книга издана Центральным Домом адвокатов и Московским бюро по правам человека.

В предисловии к изданию его редактор справедливо замечает: «Сведение уровня дискуссий до споров в подворотне и клоунады не столь безобидно: эскалация предрассудков способствует формированию весьма специфических воззрений и настроений не только у обывателя, но и у элит,  представителей властей, формирующих и определяющих миграционную политику»

Авторы рецензируемого издания взялись за рассмотрение феномена миграции, поставив во главу угла научную корректность и отвергая политизацию.

Книга состоит из нескольких разделов.

В первом разделе  миграционные процессы рассматриваются в контексте внутренней политики России.

В статье Дмитрия Полетаева «Мигрантофобия и миграционная политика» представлены анализ семи распространенных в медиапространстве мифов о мигрантах и убедительное доказательство с помощью солидной эмпирической базы их несостоятельности.

По мнению автора, одной из центральных проблем миграционной политики является недостаточное присутствие в ней интеграционного и адаптационного начала.

«В этой связи, - полагает ученый, - необходимо не просто ставить вопрос об обеспечении обучения детей мигрантов в России.

Но и об упрощении получения для них вида на жительства и в дальнейшем гражданства, что можно поставить, например, в зависимость от успешности обучения таких детей в школе, их вовлеченности в социальное проектирование, участие в школьных мероприятиях и т.д.».

В статье известного специалиста по Центральной Азии Сергея Абащина «Горячее лето 2013 года: выборы и миграция» анализируется использование миграционной темы в общественной дискуссии и политической борьбе.

В фокусе его исследования выборы мэра Москвы.

Автор справедливо замечает: «Отношение к миграции тоже во многом формируется именно в Московском регионе, где концентрация иностранцев очень высокая (по оценкам, 25-30% от общего их числа), а затем уже это сугубо столичное отношение, усугубленное проблемами транспорта, дороговизны, экологии и пр., приобретает общероссийский масштаб».

Автор подробно рассматривает программные установки основных кандидатов.

Крайне интересным видится его анализ, посвященный дискурсу миграции в выступлениях Алексея Навального.

С.Абашин показывает, как антимигрантская риторика Навального расколола либеральных участников протестного движения.

По его мнению, выборы стали катализатором алармистских настроений в отношении мигрантов.

И этот сюжет следует иметь в виду при проведении будущих кампаний в столице и регионах России.

Заголовок статьи Ольги Чудиновских формулируется в виде вопроса «Сколько в России международных мигрантов?».

Ценным является то, что автор пытается разобрать критерии «присутствия» мигрантов в РФ, а также имеющиеся стереотипы и манипуляции с цифрами, которые важны как фактор влияния на общественное мнение и массовое сознание.

О.Чудиновских полагает: «Конечно, с незаконной миграцией нужно бороться, а трудовую миграцию - регулировать.

Но при этом желательно опираться на данные, которые больше соответствуют предмету регулирования, а публикации ООН принимать в качестве ориентира для понимания общего контекста, в котором развиваются миграционные процессы в современной России».

Второй раздел книги посвящен проблемам повседневности в жизни мигрантов.

Евгений Варшавер и Алла Рочева предлагают этнографическое исследование мигрантских сообществ Москвы и их интеграции в процессы столичного мегаполиса.

В качестве объектов исследования выступают самаркандские землячества и исламские сообщества, локализованные в одном из районов столицы РФ.

Схожую тему взялась анализировать Саодат Олимова.

Она подготовила текст об адаптации и интеграции таджикских мигрантов.

Олимова рассмотрела широкий спектр вопросов (восприятие таджиков местным населением, СМИ, стереотипы, правовой статус мигрантов).

В работе собран богатый этнографический материал (интервью), показаны механизмы адаптации к дискриминационным практикам.

Ксения Григорьева и Владимир Мукомель рассмотрели вопросы взаимоотношений россиян и мигрантов на рынке труда (условия, заработная плата, трудовой режим).

По их мнению, мы видим интересный симбиоз занятости россиян и иностранцев.

«Взаимоотношения российских и иностранных работников сегодня довольно устойчивы и характеризуются скорее комплементарностью, чем конкурентностью.

В то же время вызовы, обусловленные деформацией трудовых отношений на российском рынке труда, наличием «теневого» сектора экономики и специфических схем оплаты труда, предстоит купировать в обозримом будущем»,- резюмируют авторы.

Статья Светланы Бирюковой посвящена смешанным бракам, а статья Валентины Чупик - дискриминационным практикам в отношении к мигрантам. 

В третьем разделе книги основное внимание фокусируется на зарубежном опыте регулирования миграционных процессов.

Андрей Коробков предлагает читателям ознакомиться с американскими практиками и подходами.

Автор детально останавливается на деятельности президента США Барака Обамы в решении вопросов миграции.

По его мнению, подход действующего главы американского государства «включает как либеральные, так и жестко ограничительные элементы».

Автор сравнивает американскую модель с канадской моделью, дает анализ доминирующих миграционных потоков в США.  

Ирина Молодикова анализирует миграционную политику Евросоюза как диалектическое противоречие и взаимодействие двух подходов (один основан на приоритете прав человека, а другой - на соображениях безопасности).

Также она касается темы ксенофобии в общественном мнении стран ЕС и политическом спектре существующих в Европе партий и движений.

Автор уделяет отдельное внимание сравнительному рассмотрению различных фобий в разных европейских странах, а также исламофобии, сопровождаемой ростом миграционных потоков из государств Ближнего Востока и Африки.

«Расширение ЕС с первых шагов показало, что все страны, как страны «старого» ЕС, так и страны присоединяющиеся,  не хотят расставаться со своими внутренними предрассудками, исторически сложившимися стереотипами.

Национальные правительства всех стран вынуждены считаться со своими избирателями»,- резюмирует автор.

Полина Мякинченко в статье «Иностранцы на родине прав человека» дает анализ миграционных дискурсов во Франции, а Татьяна Васильева освещает западноевропейский опыт интеграции мигрантов.

Книга написана доступным языком (просто о сложном), что позволяет ей быть востребованной не только среди узкого круга специалистов, но и широкого круга интересующихся людей.

Она будет полезна студентам, аспирантам, журналистам, чиновникам и политикам.

К сожалению, в книге нет описания и анализа проблем внутренней миграции.

Между тем для России именно этот сюжет имеет приоритетное значение.

Немало печальных инцидентов в постсоветский период было связано с недостаточным вниманием к этой проблеме.

Кондопога, Яндыки, Манежная площадь, Пугачев....

Сколько шума наделал тот же пресловутый лозунг «Хватит кормить Кавказ!».

Между тем без разрешения этой проблемы говорить о состоятельности российской политической нации не представляется возможным.

Но предмет этого миграционного процесса особый - перемещения обладателей одного и того же паспорта в другие регионы страны, в которых выходцев из других субъектов РФ воспринимают как чужаков, а для них самих новая среда видится как опасная и полная  рисков.

Думается, включение этого сюжета в книгу (в том числе с анализом международного опыта) лишь усилило бы ее содержание.

Второй проблемой является акцент на Москве.

Каким бы важным для всех россиян ни был столичный мегаполис, очевидно, что процессы внутри него не могут считаться полностью репрезентативными для всей РФ.

Впрочем, отмеченные замечания носят полемический характер и не влияют на общую высокую оценку работы коллектива авторов и редактора книги Владимира Мукомеля.

Она, безусловно, достойна занять место на библиотечных полках ведущих вузов страны, научных и аналитических центров, органов власти и управления.