Версия для печати

О новых беспорядках в Фергюсоне

В современных западных странах нередко возникают массовые беспорядки, сопровождающиеся противостоянием толпы с полицией, мародерством, поджиганием автомобилей и разбитыми витринами.

Однако обычно беспорядки продолжаются несколько дней и затихают.

Но, пожалуй, впервые трагическое событие, повлекшее массовые беспорядки - убийство полицейским чернокожего юноши в городе Фергюсоне (штат Миссури) - и вызвавшее широкий резонанс по всей Америке, не сошло на нет даже по прошествии нескольких месяцев.

Напомним, что 9 августа 2014 г. в городе Фергюсоне, в котором 70% населения составляют афроамериканцы, был застрелен 18-летний Майкл Браун.

По официальной версии, полицейский Даррен Уилсон и его напарники получили сообщение о вооруженном ограблении магазина и отправились по вызову.

На улице у них произошла стычка с двумя молодыми людьми.

Один из них якобы напал на полицейского, затолкал его в машину и попытался отобрать оружие.

После этого Даррен Уилсон выстрелил в нападавшего - Майкла Брауна - и застрелил его.

Однако свидетели выдвигали и другую версию событий.

Приятель убитого утверждал, что полицейские первыми и без всякой причины проявили агрессию в отношении чернокожего подростка.

Один из офицеров скрутил его и попытался затолкать в машину, достав при этом пистолет.

Когда Браун вырвался и попытался бежать, полицейский выстрелил в него несколько раз.

По другой версии, полицейский начал стрелять в Брауна, тот отошел от машины и поднял руки, но полицейский не прекратил стрельбу.

Подросток остановился и попросил не стрелять, однако страж порядка выпустил еще несколько пуль.

В любом случае, в Фергюсоне начались беспорядки среди чернокожего населения.

Полицейские попытались разогнать толпу при помощи резиновых пуль и дымовых шашек.

При разгоне пострадали несколько человек, которые жаловались на ожоги лица и глаз.

Позднее полицейские признались, что использовали слезоточивый газ, и объяснили применение спецсредств тем, что в них бросали камни и бутылки с зажигательной смесью.

Все это привело лишь к большему ожесточению протестующих и их противостоянию с полицейскими.

При этом полиция утверждала, что некоторые демонстранты грабят магазины и устраивают погромы.

К протесту присоединились жители других городов США.

Демонстрации состоялись в Балтиморе у стен городского управления полиции, в Лос-Анджелесе, Сан-Диего, Атланте, Сиэтле, Майами, Филадельфии, Окленде и Вашингтоне.

В разрешении конфликта были задействованы высокие полицейские чины, губернатор штата.

Даже президент Обама прервал тогда свой отпуск.

Около 40 агентов ФБР приняли участие в расследовании инцидента.

В итоге 24 ноября жюри присяжных отказалось привлекать к суду полицейского Даррена Уилсона, признав его невиновным.

Тут же сотни жителей города вышли на улицы, чтобы выразить протест против такого вердикта, и акция протеста стремительно переросла в беспорядки с погромами, поджогами, мародерством и стрельбой.

Протестующие переворачивали и поджигали автомобили полицейских, а также забрасывали камнями и бутылками здание полиции - место службы застрелившего подростка полицейского.

По разной информации, за ночь в Фергюсоне были сожжены и разграблены от 12 до 25 домов и магазинов.

Полиция была вынуждена вновь применить слезоточивый газ и арестовать более 50 наиболее активных нарушителей общественного порядка.

Губернатор Миссури Джей Никсон ввел в своем штате режим чрезвычайного положения, позволяющий задействовать для пресечения беспорядков Национальную гвардию.

Он распорядился направить в этот пригород Сент-Луиса еще несколько сот военнослужащих Национальной гвардии, в итоге обеспечивать порядок там будут в общей сложности более 2 тыс. бойцов.

Федеральной службе гражданской авиации США пришлось временно ограничить полеты в окрестностях Сент-Луиса.

Тем временем бурные акции протеста, охватившие американский город Фергюсон, распространились по всей территории США.

На улицы вышли жители десятков городов.

Среди них - Чикаго, Бостон, Детройт, Атланта и многие другие.

Всего по стране прошли около ста акций протеста.

Основные лозунги протестующих - «Арестуйте и признайте офицера полиции виновным в убийстве Майкла Брауна», «Прекратите оккупацию полицейскими Фергюсона», «Примите безоговорочную амнистию в отношении тех, кто был арестован и задержан начиная с 10 августа».

В Окленде на одном из оживленных перекрёстков демонстранты сожгли американский флаг, в Лос-Анджелесе перекрыли движение на автостраде, а в Сиэтле во время столкновений с протестующими полиция применила слезоточивый газ.

В столице страны сотни людей приняли участие в демонстрации у Белого дома.

В Нью-Йорке протестующие почти парализовали движение на нескольких мостах, являющихся важными транспортными артериями.

Некоторые эксперты даже стали проводить параллели с киевским Майданом - мол, вот и Новый свет теперь ждут потрясения, грозящие Обаме потерей власти.

Разумеется, внимание прессы приковано к самому оправданному полицейскому.

По словам Даррена Уилсона, он был вынужден стрелять в Майкла Брауна, который сначала проник в его автомобиль, а потом отказался поднять руки вверх, проигнорировав приказ полицейского.

Уилсон заявил, что он сожалеет о том, что Майкл Браун погиб, однако в любом случае он поступил бы именно так, поскольку он действовал в соответствии с должностными инструкциями полицейских.

Уилсон отдельно отметил, что он вел бы себя точно так же, если бы преступник был бы белым, а не темнокожим.

Адвокаты семьи Брауна заявили, что пострадавшая сторона разделяет настроения и чувства участников акции протеста, но выступает против насилия.

Перед собравшимися должен был выступить отец убитого подростка, но в последний момент отказался.

Заместитель пресс-секретаря Белого дома Эрик Шульц заявил, что президент США Барак Обама глубоко обеспокоен и разочарован вспышкой насилия в Фергюсоне: «Мы все очень взволнованы, расстроены и обеспокоены насилием, любым типом насилия, и поэтому президент выступил на эту тему вчера вечером».

По его словам, глава американской администрации отдал распоряжение, чтобы генеральный прокурор США Эрик Холдер доложил ему о развитии событий в штате Миссури в ответ на вердикт присяжных, отказавшихся от предъявления обвинений полицейскому, застрелившему подростка.

Беспокойство выразил и Верховный комиссар ООН по правам человека Зейд Раад Аль-Хусейн, который обратился к протестующим с призывом не допустить насилия и разрушений.

С другой стороны, Верховный комиссар выразил свою тревогу относительно непропорционально большого числа молодых афроамериканцев, которые умирают в столкновениях с полицейскими, томятся в заключении или были приговорены к высшей мере наказания.

Многие правозащитные организации осудили решение жюри присяжных.

Адвокат Браунов, Бенджамин Крамп, сказал, что такая несправедливость способствует росту напряженности в обществе и подрывает в людях веру во всеобщее равенство перед законом: «Мы можем видеть, каков может быть результат этого.
Мы его наблюдали минувшей ночью».

Свой протест в соцсетях единодушно выразили и знаменитости.

«Мои молитвы сегодня посвящены Фергюсону и равенству американцев», - написала в Twitter Кэти Перри.

Ей вторила Лена Данэм: «Желаю семье Майкла Брауна сил, надеюсь, они добьются справедливости».

А Шер призвала жителей Фергюсона к порядку, напомнив, что «насилие не решает насущных проблем общества, а только приводит к отчуждению и непониманию среди соотечественников».

Недовольство приговором, оправдавшим Даррена Уилсона, высказали также музыкант Моби, актриса Эван Рейчел Вуд и телеведущий Ник Кэннон.

На сообщения из Фергюсона незамедлительно отреагировал российский МИД.
Там считают, что события в Фергюсоне - это сигнал тревоги, отражающий запущенность в США проблемы «пережитков расизма» и нарушения прав этнических меньшинств.

Уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов отметил: «Эксперты констатируют, что проблема расизма в США носит системный характер и таит в себе серьезный потенциал напряженности и раскола в обществе, о чем свидетельствует череда протестов в Фергюсоне.
Последние события в Фергюсоне - очередной и очень тревожный сигнал американским властям, что им пора, наконец, сфокусироваться на масштабных внутренних проблемах в области обеспечения прав человека, учитывая соответствующие рекомендации международных правозащитных структур на этот счет, а не заниматься безосновательным и бесплодным менторством и пропагандистскими нравоучениями в отношении других стран».

С интересным комментарием выступила известная российская телеведущая Елена Ханга: «Сегодня вторая волна возмущения выплеснулась на города, и речь шла уже не только о городе Фергюсоне, а по всей Америке люди вышли на улицы, возмущенные решением суда, который признал полицейского невиновным.
И надо сказать, что в нашей стране почему-то считают, что возмущаются только афроамериканцы.
Это неправильно.
С одной стороны, это несчастье - мы смотрим, как горят машины и разрушаются магазины, но, с другой стороны, этот гнев объединил и афроамериканцев, и «белых» американцев.
Они вместе возмущаются.
К сожалению, среди мирных демонстрантов как-то просачиваются радикалы, которые очень часто даже не имеют никакого отношения к городу Фергюсон.
Они просто воспользовались случаем и приехали, чтобы сжигать магазины, воровать и мародерствовать, но их очень мало по сравнению с людьми, которые действительно вышли на улицы (мирно выразить несогласие).
Но достаточно одного провокатора, который сожжет машину полицейскую, чтобы создалось впечатление, что это разъяренная толпа».

Тем временем американские эксперты анализируют происходящее.

Чуть ли не все комментарии к репортажам из Фергюсона посвящены проблемам расового неравенства.

Для одних героем является полицейский, исполнявший свои обязанности, для других - застреленный юноша, ставший невинной жертвой.

Эксперты указывают на опасные диспропорции: полицейских из числа афроамериканцев в Фергюсоне ничтожно мало, и в жюри присяжных чернокожих также очень мало.

В итоге у чернокожего населения появляется повод для обвинений белых в расизме.

Другие же эксперты указывают, что участие в жюри присяжных - обязанность каждого гражданина США вне зависимости от цвета кожи, равно как в приеме на службу в полицию может быть отказано разве что по состоянию здоровья.

А беспорядки вызваны обычным хулиганством: куда проще крушить все попавшееся на пути, мотивируя это расовой дискриминацией, чем соблюдать закон.

Директор МБПЧ Александр Брод: «В любом случае, за трагическим случаем в Фергюсоне скрываются глубокие противоречия американского общества, неизжитый до сих пор расизм, недоверие этнических групп друг к другу, проблемы адекватных действий со стороны полиции в случае конфликтных ситуаций.
России надо извлечь из событий в Америке основательный урок».