Версия для печати

О докладе «Состояние межнациональных отношений и религиозная ситуация в СКФО» (по состоянию на первое полугодие 2014 г.)

Еще в начале 2014 года ситуация на Северном Кавказе была одной из главных тем в дискуссиях и спорах о положении дел в России и на постсоветском пространстве.

В канун зимних Олимпийских игр в Сочи конференции и круглые столы, посвященные кавказской политике, следовали одна за другой.

Остроты ситуации прибавляли как неоднократные обещания лидеров радикально-исламистского подполья сорвать главные спортивные соревнования четырехлетия, так и громкие террористические атаки.

В канун нового 2014 года весь мир потрясли взрывы в Волгограде.

Но главные спортивные соревнования четырехлетия с точки зрения безопасности прошли безупречно.

Ничего даже близко сопоставимого с терактами в городе-герое на Волге, московском метро или аэропорту Домодедово не произошло.

Не случилась и масштабная дестабилизация в северокавказских республиках, хотя недостатка в прогнозах относительно таких сценариев в канун «белой Олимпиады» не было.

Более того, подготовка к играм показала, что даже оппоненты и проблемные партнеры могут сойтись в такой точке, как необходимость кооперации по обеспечению безопасности Северного Кавказа.

Готовность к сотрудничеству с Россией продемонстрировали не только США и Великобритания, но и Грузия, которая еще в 2012 году во время президентства Михаила Саакашвили склонялась к использованию северокавказской турбулентности в своих целях.

В апреле 2014 года было официально объявлено о «нейтрализации» Доку Умарова, лидера террористической организации «Эмират Кавказ», выступавшего не только за северокавказский «джихад», но и за распространение диверсионно-террористической борьбы против российской власти на другие регионы страны (Поволжье, Кубань).

За шесть с половиной лет «Эмират Кавказ» стал главной угрозой безопасности России в турбулентном регионе.

При этом его деятельность рассматривалась как угроза и за пределами РФ.

И в этом плане отнюдь не случайным является попадание Умарова и «Эмирата» в «черные списки» Госдепа США (в них фиксируются как наиболее значимые лидеры террористических структур, так и сами эти организации).

Наверное, при иных обстоятельствах ликвидация Умарова привлекла бы значительное внимание экспертов и политиков.

Однако стремительное развитие украинского кризиса, изменение статуса Крыма и вооруженный конфликт в Донбассе вытеснили северокавказский регион из фокуса информационного внимания.

Сегодня о нем говорят либо в контексте возможного влияния «крымского прецедента» на этнополитическое самоопределение республик Северного Кавказа, либо при обсуждении новых кадровых пертурбаций, призванных сделать региональное управление более эффективным.

Между тем от вытеснения северокавказских сюжетов на второй план информационной повестки дня они не перестали быть актуальными и не утратили своего самостоятельного значения вне всякой привязки к Крыму и перспективам развития полуострова в составе РФ.

Экспертный доклад, посвященный проблематике межэтнических отношений и религиозной ситуации в Северо-Кавказском федеральном округе (под общей редакцией академика Валерия Тишкова, координаторы авторского коллектива - доктор политических наук, профессор Майя Аствацатурова и доктор философских наук, профессор Светлана Иванова) дает системное изложение основных трендов развития региона в первой половине нынешнего года.

Как справедливо отмечают авторы общего обзора ситуации в СКФО, 2014 год стал своеобразным рубежом, его начало «ознаменовалось подведением итогов четырехлетнего политико-управленческого цикла»: «В общественном и информационном, а также в экспертном дискурсе вновь оживилось обсуждение самого решения об образовании в 2010 г. СКФО, которое до сих пор вызывает неоднозначные трактовки и интерпретации».

В этом разделе дается своеобразный «рентгеновский снимок» основных проблем региона в первой половине года: сохраняющаяся (несмотря на определенные позитивные тенденции) террористическая угроза, развитие национальных движений, конфессий, проблемы молодежной политики и изменение информационной повестки дня в связи с сочинской олимпиадой.

Далее доклад содержит обзор этнополитической и религиозной ситуации по отдельным северокавказским субъектам РФ.

На первый взгляд выдвижение на первый план Ставропольского края (ему посвящены второй и третий разделы доклада) вызывает определенные сомнения.

Этот регион СКФО выглядит намного более стабильным и спокойным в сравнении с национальными республиками региона.

Однако более глубокое рассмотрение ситуации подтверждает обоснованность такого пристального внимания к Ставрополью.

Во-первых, именно здесь находится штаб-квартира полномочного представителя Президента РФ в округе.

И уже этот факт придает особую значимость региону как стратегически важному центру и потенциальному медиатору.

Во-вторых, Ставрополье принимает большое количество внутренних мигрантов из республик Северного Кавказа, поэтому выстраивание отношений с ними на основе взаимного уважения и соблюдения закона РФ - принципиально важное условие для развития всего округа.

Авторский коллектив, взявшийся за анализ ситуации в крае, представил интересное мозаичное полотно, затронув широкий спектр проблем (миграция, казачье движение, межэтнические отношения, взаимоотношения края с Москвой).

Четвертый и пятый разделы доклада посвящены самой крупной и густонаселенной республике Северного Кавказа - Дагестану.

Уже долгие годы именно этот субъект РФ считается главным возмутителем спокойствия в регионе.

«Дагестанские разделы» чрезвычайно ценны большим объемом эмпирического материала, касающегося местного уровня.

Как правило, эти сюжеты в общероссийском информационном пространстве остаются в тени более общих вопросов безопасности республики в целом.

В докладе рассматриваются следующие сюжеты: противоречия по земельному вопросу (конфликт в местечке Караман), выборы в местные органы власти, проблемы водоснабжения (Самурская проблема), борьба за пост ректора ДГТУ и многие другие.

К сожалению, за многими частными сюжетами авторы недостаточно внимания уделяют формулировке общих выводов и генерализациям.

Не праздным является вопрос, какие последствия для всей республики имеют отдельные события, столь детально и интересно описанные в докладе.

Шестой и седьмой разделы посвящены положению дел в Ингушетии.

Рассматриваются кадровые перестановки в республике, проблемы земельных отношений, религиозная ситуация, молодежная политика.

Автором привлечен интересный материал о реакции населения республики на изменение статуса Крыма и вовлечение РФ в разрешение украинского кризиса.

Особое внимание уделяется такому вызову, как клановость.

В восьмом разделе анализируется ситуация в Кабардино-Балкарии.

Если в начале 1990-х годов эту республику называли «спящей красавицей Северного Кавказа», то сегодня в ней отмечается немало острых проблем и вызовов.

Наиболее сильной частью «кабардино-балкарского раздела» является вводная часть, постулирующая общие для республики этнополитические тренды.

С их помощью читателю намного легче разбирать частные вопросы вроде земельной и территориальной проблемы.

В разделе рассматривается текущее состояние «черкесского вопроса», оказавшегося в фокусе всеобщего внимания в канун игр в Сочи и ушедшего в тень после их завершения.

Эта проблема анализируется также и в «привязке» с проблемой Крыма (рассматривается влияние крымского кейса на эволюцию взглядов и подходов черкесских активистов).

Девятый и десятый разделы посвящены ситуации в другой двухсубъектной республике - Карачаево-Черкесской.

Рассматривается место КЧР в системе СКФО, деятельность НКА (национально-культурных автономий), диаспор, межэтническая напряженность и конфликты, вопросы миграции и демографии.

Республика Северная Осетия-Алания является объектом анализа в одиннадцатом и двенадцатом разделах доклада.

В них значительное внимание уделяется вопросам образования, исторической политики, идентичности, территориальным проблемам (учитывая не до конца разрешенный конфликт с соседней Ингушетией, этот сюжет имеет особое звучание для жителей республики).

Тринадцатый и четырнадцатый разделы посвящены социальным проблемам в Чечне.

Так, по крайней мере, следует из заголовка, хотя в действительности рассматривается более широкий спектр проблем, включая оценку правящей власти (дается анализ различных мнений по поводу нынешнего руководства республики), вопросы этнического представительства и ряд других.

Таким образом, богатый эмпирический материал дает возможность как академическим специалистам, так и журналистам, чиновникам, предпринимателям и всем тем, кто интересуется Северным Кавказом, глубже проникнуть в его проблемы, понять непростую динамику развития региона.

Директор МБПЧ Александр Брод: «Учитывая дефицит знаний о Северном Кавказе за рубежом (а также спекуляции на эти темы в ряде СМИ) было бы полезно перевести доклад на иностранные языки.

Комплексная работа, посвященная анализу ситуации в самом турбулентном российском регионе, крайне необходима сегодня.

Думается, она найдет своего заинтересованного читателя и среди ученых, и среди экспертов, а также лиц, принимающих практические управленческие решения».