Версия для печати

О съезде православной молодежи

Все последние годы мы являемся свидетелями активной деятельности Православной церкви.

В период советской власти Церковь находилась под неусыпным контролем партийных органов, КГБ и не проявляла никакой самостоятельности, если не считать деятельность отдельных архиереев и священников.

После перестройки, когда страна оказалась в духовном вакууме - прежняя идеология рухнула, а новая не созрела, - традиционная для России религия, православие, стала быстро занимать освободившееся идеологическое поле.

Несмотря на то, что ощутимых успехов в привлечении паствы осуществить Церкви не удалось, связи Патриархии с правительственными структурами год от года укреплялись.

Церковь получала серьезные экономические преференции, доступ в армию, в систему образования.

Все эти годы Церковь заботилась о том, чтобы привлекать молодежь с целью омоложения состава верующих.

Состоявшийся 17-20 ноября 2014 г. в Москве Международный съезд православной молодежи должен был закрепить этот курс.

Сверхзадача съезда состояла в том, чтобы «сформировать духовный актив России и Православного мира, устойчивого ко всем вызовам XXI века».

Более же конкретная цель формулировалась следующим образом: «Дать возможность православным молодым людям в живом диалоге со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, с политическими и общественными деятелями и друг с другом определить для себя, для России и всего Православного мира духовную повестку-2100 и выработать практические шаги, чтобы привнести в жизнь традиционные нравственные ценности - по слову Священного Писания, «вера без дел мертва» (Иак. 2, 26)».

Президент Гильдии экспертов по религии и праву Роман Лункин отмечает: «Со времени вступления на патриарший престол в 2009 г.

Патриарх Кирилл уделяет особое внимание работе с молодежью.

Скорее всего, РПЦ постарается создать общероссийское молодежное движение, которое укрепит позиции РПЦ в обществе».

На важность работы Церкви с молодежью обратил внимание и религиовед Борис Фаликов.

Он уверен, что РПЦ уже давно пора заняться моральным обликом ее молодых активистов.

Впрочем, политолог Станислав Белковский не верит, что современная РПЦ способна кого-то перевоспитать: «Духовный авторитет церкви рухнул практически до нуля.
Он был весьма высок в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века, когда церковь, освободившись из-под тоталитарного гнета, воспринималась как потенциальный духовный лидер народа, как объект доверия миллионов.
По инерции это доверие сохранялось еще и до XXI века, но патриарх Кирилл Гундяев твердо взял курс на превращение Церкви в аналог госкорпорации, который по всем принципиальным вопросам придерживается позиции Кремля...».

Разумеется, особый интерес вызвала речь Патриарха Кирилла на открытии съезда.

Основную опасность Патриарх усмотрел в информационном поле: «Погружение людей в информационный мир, в виртуальный мир несет определенную опасность дефицита реального человеческого общения.
Запросто можно представить себе такую картину: в одной комнате сидят молодые люди, уткнувшись в планшеты, никто ни с кем по сути не общается...
Что происходит, если мы виртуальным общением подменяем реальное общение?
Мы вычеркиваем из своей жизни невероятно важный аспект - личный опыт общения с живым человеком.
Ничто не дает нам такого опыта, как личное общение с людьми».

Очень важные вещи Патриарх говорил относительно организации и функционирования церковных общин, других вопросов, относящихся к церковной жизни.

Он даже высказывал весьма здравые, но вполне необычные для речи крупного церковного деятеля мысли: «Нам не нужно соревноваться с какими-то конкурентами.

Есть другие площадки, где молодой человек получает больше удовольствия, где веселее, и если Церковь будет себя сравнивать с этими площадками и пытаться конкурировать с ними, она всегда проиграет».

Немало было сказано Патриархом о порочности потребительского отношения к жизни, характерного для значительной части молодежи: «Есть такое понятие - сейчас все понимают по-английски, я по-английски скажу, потому что оно стало уже своего рода международным сленгом - relax and enjoy - отдыхай и получай удовольствие.

По-русски это иногда иначе звучит: «не напрягайся», «смотри проще на вещи» или «что, тебе больше всех надо? - отдыхай».

Для достижения этого состояния расслабленности употребляются огромные усилия, ведь для этого же нужны деньги.

И когда деньги появляются, на что их тратить?

На достижение самых главных для человека целей.

Если его главная цель - комфорт, он и будет тратить на это свои деньги...

Отбрасывайте всякую пропаганду, когда она говорит, что relax and enjoy - путь к совершенству.

Это - путь к деградации, и не просто личности - человеческой цивилизации».

Особое внимание обратил Патриарх на гражданские браки, их неустойчивость и порочность: «В основе брака лежит любовь.
Если нет любви - нет брака.
А можно ли назвать любовью те отношения, которые не предполагают взаимной ответственности?
Вот начали молодые люди, допустим, жить друг с другом и чувствуют: да, у них настоящая любовь, совершенно ясно.
А почему не вступают в брак?
Потому что есть скрытая от другого человека, как теперь говорят, от партнера, своя повестка дня, которая иногда начинается со слов: «А вдруг... А я подожду, у меня свои мысли»».

Активисты из Новосибирска под аплодисменты зала спросили у Патриарха, правильно ли поступили, добившись отмены концертов Мэрилина Мэнсона и нескольких «металлических» групп, «потому что не могли терпеть хулу на Господа».

В ответ глава РПЦ напомнил о скандале с группой Pussy Riot, участницы которой в 2012 г. провели в храме Христа Спасителя протестную акцию, за что были приговорены к двум годам лишения свободы: «Это была разведка боем. Некоторые люди решили проверить реакцию православных, что будет, если посыпать соли на рану.

Если бы мы, как призывали многие, простили этих особ, мы получили бы еще больше кощунственных акций».

Глава РПЦ одобрил деятельность новосибирских активистов, заявив, что долг верующих - «отстаивать идентичность, благодаря которой наш народ сохранился за тысячелетия».

«И я рад, что все больше молодых людей понимают, что за нашу веру и наши ценности надо бороться, когда это необходимо.

Разумеется, мирным способом», - сказал он.

Таким образом, если группе православных не понравится содержание того или иного культурного мероприятия, они могут препятствовать его проведению.

Мы и так уже были свидетелями закрытия выставок, пикетирования оперных спектаклей, срыва литературных вечеров.

И такие методы внушают тревогу.