Версия для печати

К 70-летию Михаила Пиотровского

9 декабря 2014 г. исполнилось 70 лет известнейшему деятелю культуры России, директору Эрмитажа Михаилу Борисовичу Пиотровскому.

М.Пиотровской родился в 1944 г. в семье известных археологов Бориса Пиотровского и Рипсимэ Джанполадян-Пиотровской.

Неудивительно, что он пошел по их стопам.

В 1967 г. Пиотровский закончил Восточный факультет Ленинградского государственного университета, потом защитил кандидатскую и докторскую диссертацию.

Историк-востоковед, арабист, исламовед, он стал ведущим научным сотрудником Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР.

С 1991 г. Пиотровский - первый заместитель, а с 1992 г. - директор Государственного Эрмитажа.

Фактически Михаил Пиотровский сменил в этой должности отца - Бориса Пиотровского, бывшего директором Эрмитажа почти 25 лет.

Но деятельность Пиотровского отнюдь не ограничивается только этой ответственной работой.

Он известный археолог, возглавлял множество экспедиций, опубликовал серию работ по йеменской археологии и эпиграфике, по истории арабов.

Он читал лекции во многих университетах арабского мира, приобрёл мировую известность как арабист.

И как ученый, и как директор крупнейшего музея страны Пиотровский ведет огромную общественную деятельность.

Трудно даже перечислить все общественные и научные организации, в деятельности которых он принимает участие, обычно руководящее.

В настоящее время он является деканом Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Пиотровский - заместитель председателя Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации, президент Союза музеев России, президент Всемирного клуба петербуржцев, президент «Альянс Франсез» Санкт-Петербурга, председатель Попечительского совета Европейского университета в Санкт-Петербурге, главный редактор журнала «Христианский Восток», член редакционного совета журнала «Восточная коллекция», член Международного совета музеев, член Экспертного комитета по выставкам при Европейском совете и т.д.

Но, конечно, главная его любовь и работа - это Эрмитаж.

Про Пиотровского говорят, что музей и этот человек уже не могут существовать по отдельности.

Директор Эрмитажа, хоть и публичная личность, говорить о себе не любит.

Эрмитаж - его хобби, работа и личная жизнь.

Конечно же, ему пришлось пережить вместе с музеем трудные времена, особенно в начале 90-х годов, когда не хватало финансирования, когда надо было отстаивать музейные ценности и сохранить их.

Да и руководить музеем он начал в стране, когда о культуре никто и не вспоминал.

Говорит, это было время нестандартных решений.

Не случайно прославленный российский физик, лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов заявил: «У нас в советское время был такой термин - семейственность, если сын приходит на смену папе или работает вместе с ним - это семейственность.

Но в случае Пиотровских это нужно назвать словом династия».

Коллеги восхищаются его инициативностью и стойкостью.

Директор музея-памятника «Исаакиевский собор» Николай Буров отмечает: «Он как хороший император - агрессивный и воинственный, завоевывает новые территории и продолжает их завоевывать, но и осваивать их».

Борис Эйфман, хореограф, художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного академического Театра балета Бориса Эйфмана, говорит о Пиотровском: «Он хранит наше прошлое, значит, мы вместе с ним спокойно можем смотреть в будущее».

И, разумеется, Пиотровского поздравили с юбилеем высшие государственные лица.

В телеграмме Владимира Путина сказано: «Вы по праву пользуетесь большим, заслуженным авторитетом и уважением - как опытный и компетентный профессионал, блестящий знаток музейного дела, как широко образованный, творческий человек.

Неустанный, истинно подвижнический труд, плодотворная научная, организаторская, просветительская деятельность позволяют Вам на протяжении многих лет успешно руководить одним из крупнейших художественных собраний страны и мира - Государственным Эрмитажем».

Символично, что юбилей Пиотровского почти совпал с юбилеем Эрмитажа, с его 250-летием, которое отмечается в начале декабря.

9 декабря Президент России посетил Эрмитаж и передал в дар музею яйцо-часы работы Карла Фаберже и часы, изготовленные к годовщине императорской свадьбы: «Как положено в таких случаях, мы с коллегами приехали не с пустыми руками.

Хотел бы преподнести в дар Эрмитажу часы работы Карла Фаберже и яйцо-часы - второе произведение Фаберже».

Президент уточнил, что речь идет о яйцо-часах Ротшильда и часах, изготовленных специально к 25-й годовщине бракосочетания императора Александра III и императрицы Марии Федоровны.

Свои поздравления передал и губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: «Символично, что Ваш юбилей совпадает с 250-летием Государственного Эрмитажа - музея, который стал для Вас судьбой и призванием.

Многие годы Вы возглавляете эту крупнейшую сокровищницу мирового искусства, достойно продолжая дело отца - академика Бориса Борисовича Пиотровского».

Сейчас музейщикам нелегко, как и многим другим.

В условиях санкций и обострения международных отношений усложнились и культурные обмены.

Но Пиотровский делает все, что может: «В самой атмосфере санкций нет ничего нового: в советское время мы в ней оказывались не раз - и как-то выжили.

Так что и сегодня мы к таким вещам готовы.

Мир широкий, пропасть нам не дадут.

Скажем, сегодня у нас пока прерваны связи с Соединенными Штатами, но зато - видите, какую изумительную и утонченную выставку сюрреалистов мы привезли, например, из Израиля.

Ни из одной страны Европы, ни из Штатов мы не могли привезти такого!

Та же выставка Френсиса Бэкона делается совместно с англичанами, которые сейчас тоже политически не самые большие наши друзья.

Когда мы в сентябре открывали в Амстердаме выставку «Обеды с царями», это было в самый разгар событий вокруг «Боинга».

Мы показывали тогда потрясающие столовые и десертные сервизы, приобретенные либо подаренные Российской императорской семье, - в количестве более чем тысячи предметов из богатейшей коллекции европейского и русского фарфора.

На выставку пришло очень много посетителей, нас все благодарили, и без всякой враждебности».

Хотя российская интеллигенция разделилась в своих мнениях относительно происходящих событий, Пиотровский определил свою позицию достаточно четко: «На самом деле, не так уж Запад хочет разделить Россию.

Там достаточно много людей, мечтающих, чтобы мы стали обратно Советским Союзом, изолированным государством.

Западу нужен враг, причем такой, который никогда не нападет.

Поскольку всем ясно, что Россия сегодня не начнет войну первой, дураков нет.

Получается такой хороший и удобный враг-пугало».

Вместе с тем Пиотровский отстаивает право деятеля культуры открыто выражать свое мнение.

Ему был задан вопрос: «Однако вы не будете, подобно многим деятелям культуры, проклинать власть за то, что она восстановила против себя влиятельную часть мира?».

Он ответил так: «Кричать на всех углах, что Россия не права, я не собираюсь.

Но если она действительно не права, я найду способ сказать об этом в той ситуации, когда это может принести ей пользу, а не вред...

Деятели культуры вообще имеют право говорить все, что они хотят.

И не надо их за это осуждать.

К сожалению, есть в нас некая ущербность, из которой выходят низкопоклонство и шапкозакидательство.

Но эта ущербность на пустом месте.

В нашей истории были и великие, и позорные страницы.

И что из этого?

Нам незачем кидаться в разные стороны - у нас и так все есть».

И роль музея Пиотровский также оценивает достаточно внятно: «Музей может влиять на конкретных людей.

Люди образованные, культурные, обладающие хорошим вкусом, многих ошибок и неправильных вещей просто не сделают.

Правильные решения, как правило, бывают красивыми.

Это не стопроцентно, но красиво - значит, близко к правильному.

Некрасиво, уродливо - скорее всего, неправильно.

Все просто...

Вот этому музей действительно учит.

Знания, которые он дает, могут помочь определиться, поднять человека на другой уровень размышления, более сложный.

Музей учит человека быть, с одной стороны, эмоциональным, а с другой - понимать, что у вещей много значений».

Михаил Пиотровский получил широкое признание в стране и в мире, он отмечен многочисленными наградами и премиями: орденами и медалями России и зарубежных стран, Почётными грамотами Президента Российской Федерации и Премией Президента Российской Федерации в области литературы и искусства.

Он почетный доктор и профессор шести университетов.

В 2011 г. он стал почетным гражданином Санкт-Петербурга.

В честь отца и сына - Бориса Борисовича и Михаила Борисовича - Международный астрономический союз присвоил одной из малых планет имя «Пиотровский».

Директор МБПЧ Александр Брод: «Михаил Пиотровский не почил на лаврах. Он по-прежнему активно трудится, являясь настоящим подвижником культуры.

Московское бюро по правам человека присоединяется к поздравлениям в адрес юбиляра».