Версия для печати

К 25-летию со дня смерти Андрея Сахарова

14 декабря исполнилось 25 лет со дня смерти Андрея Дмитриевича Сахарова.

В XX веке появилось много удивительных личностей, но, пожалуй, Сахаров выделяется среди них особой неповторимой судьбой.

Обычно талантливый человек, становясь на какой-то путь, идет по нему до конца, совершенствуясь, обретая все большую славу.

Сахаров, пройдя такой путь фактически целиком, заслужив колоссальное признание, резко развернулся и пошел по иному пути, добившись и здесь всемирной славы и почитания.

В нем состоялись два разных призвания.

Андрей Сахаров родился 21 мая 1921 г. в Москве, в интеллигентной семье.

С детства проявлял необыкновенные способности к точным наукам, в 1938 г. закончил физический факультет МГУ и аспирантуру ФИАН им. П.Н. Лебедева.

С 1948 г. состоял в специальной группе, занимавшейся разработкой термоядерного оружия, участвовал в проектировании и разработке первой советской водородной бомбы по схеме, названной «слойка Сахарова».

В Московском энергетическом институте читал лекции по курсу ядерной физики, теории относительности и электричества.

В возрасте 32 лет, защитив докторскую диссертацию, был избран действительным членом Академии наук СССР, став вторым по молодости на момент избрания академиком за всю историю Академии.

К 1980 г. он был трижды удостоен звания Героя Социалистического Труда, лауреатом Сталинской и Ленинской премий, награжден орденом Ленина.

Сахаров внес огромный вклад в развитие различных областей физики - магнитной гидродинамики, физики плазмы, управляемого термоядерного синтеза, элементарных частиц, астрофизики, гравитации.

Он предсказал развитие Интернета.

Чрезвычайно благополучный по советским меркам, обеспеченный и прославленный властями, Сахаров сделал резкий поворот в своей жизни.

С конца 1950-х годов он активно выступал за прекращение испытаний ядерного оружия, поссорился с Никитой Хрущевым из-за разногласий по поводу испытания термоядерной бомбы мощностью в 100 мегатонн над Новой Землёй.

В 1955 году он подписал так называемое «Письмо трёхсот» против деятельности академика-псевдоученого Т. Лысенко.

С конца 60-х гг. началась его правозащитная деятельность.

В 1966 г. в числе двадцати пяти деятелей культуры и науки он подписал письмо Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.Брежневу против реабилитации Сталина, в 1968 г. написал брошюру «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе», которая была опубликована во многих странах, в 1970 г. стал одним из трёх членов - основателей Московского Комитета прав человека» (вместе с Андреем Твердохлебовым и Валерием Чалидзе).

В 1971 г. он обратился с Памятной запиской к советскому правительству, в 1960-х гг.- начале 1970-х гг. ездил на судебные процессы над диссидентами.

В 1974 г. Сахаров собрал пресс-конференцию, на которой сообщил о состоявшемся в СССР Дне политзаключённых.

В 1975 г. он написал книгу «О стране и мире».

В том же году Сахарову вручили Нобелевскую премию мира.

В сентябре 1977 г. Сахаров обратился с письмом в организационный комитет по проблеме смертной казни, в котором выступил за отмену её в СССР и во всём мире, в декабре 1979 г. и январе 1980 г. выступил с рядом заявлений против ввода советских войск в Афганистан, которые были опубликованы на передовицах западных газет.

Почти с самого начала диссидентской деятельности Сахарова началась активная кампания властей против него, сопровождавшаяся личной и общественной травлей.

Все эти годы в печати появлялись осуждающие его статьи.

В 1973 г. в газете «Правда» было опубликовано письмо членов Академии наук СССР с осуждением деятельности А.Д. Сахарова («Письмо 40 академиков»), затем - «Письмо писателей» с осуждением Сахарова и Солженицына.

В июле 1983 г. четыре академика (Прохоров, Скрябин, Тихонов, Дородницын) подписали письмо «Когда теряют честь и совесть» с осуждением Сахарова.

Власти опасались предпринимать слишком активные меры против Сахарова, как это они делали против других диссидентов - слишком крупным и известным ученым он был.

Но терпению властей пришел конец, и в 1980 г. его без решения суда отправили в ссылку в г. Горький (ныне Нижний Новгород) - тогда это был закрытый город.

В тот же год он был лишен всех своих наград.

В Горьком Сахаров жил и работал вплоть до перестройки, проведя три длительных голодовки, связанные с требованием разрешить его жене и родственнице выехать за рубеж.

Все это время в разных странах мира шли демонстрации в поддержку Сахарова.

В 1986 г. М.Горбачев разрешил Сахарову с женой вернуться в Москву, и начинается его активная общественная деятельность уже в новом качестве.

В 1989 г. он избран народным депутатом СССР, в мае-июне того же года участвовал в I Съезде народных депутатов СССР в Кремлёвском дворце съездов.

Сахаров мужественно выступал с осуждением афганской войны, за это его освистывал зал, обвиняли в клевете.

В ноябре 1989 г. Сахаров представил «проект новой Конституции», в основе которой - защита прав личности и права всех народов на государственность.

14 декабря 1989 г. Сахаров умер от внезапной остановки сердца.

А.Д. Сахарова чтут не только как великого физика, но и как великого морального авторитета.

Он был словно камертон нравственности, необходимой для того, чтобы сохранить в себе высокое человеческое начало.

Лидия Чуковская писала о нем: «Окружённый людьми, он наедине с самим собой решает некую математическую, философскую, нравственную или общемировую задачу и, размышляя, задумывается глубже всего о судьбе каждого конкретного, отдельного человека».

Такие люди, как Сахаров, нечасто случаются и в мире.

Хотя появление их закономерно, потому что отвечает потребности человека жить свободно, сохраняя свое достоинство и достоинство других.

Он защищал наше право быть свободным от убожества привычного рабства, от государственного мракобесия.

Создав водородную бомбу, в чем никогда не раскаивался, считая ядерный паритет условием мира в тот период времени, он постепенно шел к пониманию того, что становится инструментом сохранения власти, пропитанной жестокостью к собственному народу.

А осознав это, предложил родине отказаться от людоедской идеологии и ступить на порог цивилизованного мира.

Но власть не приняла его предложение.

Лишившись собственной свободы, Сахаров продолжал отстаивать наше право на свободную жизнь.

Он никогда не ощущал себя ни героем, ни борцом.

Для него это была естественная жизнь: делать то, что велела ему совесть, и говорить то, о чем страна страшилась даже думать.

Он стоически переносил многолетнюю клеветническую кампанию против него самого и близких ему людей.

Ни обыски, ни фактический арест, ни ссылка не смогли заставить его отказаться от своих убеждений.

Он страдал от непонимания общества, но не сворачивал с избранного пути.

Он был по-настоящему скромным.

Ему было чуждо сознание собственного величия.

Он не отделял свою жизнь от жизни своей страны.

Для Сахарова важнейшей ценностью было то право человека, которое было закрепленным в европейских конвенциях и документах ООН - право на свободу и достоинство.

И он последовательно отстаивал это право для самых разных категорий людей.

Поэтому с равным уважением и величайшим почитанием относились к Сахарову разные люди, даже те, кто находился в идеологическом противостоянии: евреи-отказники, крымские татары, украинские националисты, гонимые православные и баптисты, политические диссиденты.

Даже некоторые крайние националисты, например академик И.Шафаревич, выступали в защиту Сахарова.

Директор МБПЧ Александр Брод: «Много было порядочных людей среди ученых, в т.ч. и среди коллег Сахарова, но он был единственным, кто бросил вызов не отдельным циничным партийным функционерам, негодяям и невеждам от науки, а всей мощной и безжалостной советской системе.

Общественное наследие Сахарова состоит в его бескомпромиссности.

Человек мягкий, интеллигентный, толерантный, Сахаров был абсолютно бескомпромиссным, когда дело касалось нравственных принципов.

Так было при Брежневе, Андропове, Горбачёве.

Так было бы и сегодня.

И в этом урок Сахарова, урок памяти о нем: быть честным и бескомпромиссным вопреки всему, соответствовать нравственному императиву „Делай что должно, и будь что будет"».