Версия для печати

О Белой книге нарушений прав человека и принципа верховенства права на Украине (июль-ноябрь 2014 года). М., 2014

Ноябрьская Белая книга, посвященная проблемам прав человека и нарушения закона на Украине - не первая публикация такого рода.

Однако после выхода в свет первых двух изданий ситуация в гуманитарной сфере в соседней стране начиная с июля 2014 года значительно ухудшилась.

Именно на летний период (июль-август) пришелся пик украинского наступления на Донбасс.

До катастрофического поражения под Иловайском в конце августа у Киева создавалась иллюзия того, что возможен успешный блицкриг.

Получая поддержку со стороны США и их союзников, власти Украины не слишком заботились о собственных гражданах и соблюдении их прав.

Провал попыток овладения Донецком и Луганском и сокрушения Новороссии заставил Киев пойти на уступки и подписать соглашения и меморандум в Минске.

Однако и после этого нарушения прав человека не прекратились.

Украинские власти рассматривали перемирие не как шаг к поиску долгосрочного мира и стабильности, а как временную передышку, которая давала бы возможность наращивания военных сил и получения помощи со стороны стран-членов НАТО.

Таким образом, вместо декларируемого движения в сторону «европейского выбора» и демократии Киев продолжил дрейф по направлению к агрессивному национализму.

Сегрегация собственных граждан по отношению к новой власти стала основополагающим методом украинской внутренней политики.

В наиболее полной степени это проявилось в ноябрьской инициативе президента Петра Порошенко, связанной с отменой законов об особом статусе ряда районов юго-востока Украины (принятых Верховной Радой прежнего созыва), согласно которой центральная власть фактически сняла с себя социальные обязательства по отношению к собственным же гражданам, проживающим в Донецкой и Луганской областях.

Более того, следует особо подчеркнуть, что МИД и Минюст Украины согласно президентскому указу должны были обеспечить информирование мирового сообщества «о причинах отступления Украины на основании статьи 15 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от обязательств по настоящей Конвенции».

Таким образом, украинское руководство открыто признало на территории своей же страны отсутствие международно-правовых норм, касающихся соблюдения гражданских и политических свобод, прав человека.

К сожалению, все эти факты остаются без должного внимания мирового сообщества.

Ради объективности стоит отметить, что за лето-осень 2014 года многие международные правозащитные организации стали намного более тщательно изучать случаи, связанные с нарушением принципа верховенства права украинской стороной.

Их доклады и отдельные комментарии о применении кассетных бомб, реактивной артиллерии против гражданских объектов, пытках и насилии в отношении оппонентов способствовали ломке популярного на Западе стереотипа об эксклюзивной ответственности России за украинский кризис и конфликт на юго-востоке Украины.

Однако количество опубликованных материалов на эту тему не повлияло на качество политики США и их союзников по отношению к Киеву.

Украинские власти де-факто имеют карт-бланш на «восстановление территориальной целостности», что создает у них чувство безнаказанности за содеянные преступления.

И в этом плане появление нового издания Белой книги - чрезвычайно важный факт.

Украинскую трагедию невозможно воспринимать только как геополитическое противостояние.

Такой подход исключает из поля зрения людей с их неотъемлемыми правами и свободами.

Между тем именно обычные люди стали главными жертвами амбиций «революционного Майдана» и тех, кто сумел оседлать стихию социального недовольства в своих корыстных целях.

Следовательно, новая Белая книга продолжает важный разговор, не утративший своей актуальности по сравнению с предыдущей публикацией.

Хронологически она охватывает период с июля по ноябрь 2014 года.

Новое издание рассматривает широкий спектр проблем.

Это и ограничение свободы слова, и нарушение прав на личную неприкосновенность, права собственности, экономических и социальных прав.

В книге особое внимание уделяется росту агрессивного национализма и потворству властей этому явлению.

Отдельный раздел книги посвящен беженцам и временно перемещенным лицам.

Важной особенностью нового издания является использование при его подготовке иностранных источников.

Помимо материалов собственно российского мониторинга, СМИ и экспертных оценок, в книге были озвучены материалы Международного Красного креста, ООН, известных правозащитных организаций (HumanRightsWatch, AmnestyInternational).

Это придает изданию большую репрезентативность.

Каждый раздел книги предваряется выдержками из международно-правовых документов, что позволяет читателю соотносить конкретику с нормативной базой по ключевым сферам, связанным с защитой прав человека.

В каждом разделе присутствует богатая эмпирическая база.

По ней можно составить представление о масштабах нарушений, допущенных украинской властью в июле - ноябре нынешнего года.

Структура книги представляется обоснованной.

Отметим, к сожалению, что не все разделы книги содержат кратких выводов.

Богатая фактура, таким образом, недостаточно анализируется и не суммируется.

Между тем нарушения прав человека - не бухгалтерская сводка.

Помимо фиксации необходимо понимание динамики и объяснение того, какие последствия могут иметь имеющиеся тренды.

Во-вторых, было бы целесообразно опубликовать развернутые практические рекомендации, содержащие предложения по улучшению ситуации.

Раздел «Заключение» содержит по большей части общие фразы вроде того, что украинским властям не стоит «заматывать» проведение независимых исследований их деятельности.

Очевидно, что данный вопрос выходит далеко за рамки компетенции нынешних киевских властей.

И если бы тот же Вашингтон пошел на корректировку своих подходов по отношению к «новой демократии в Европе», «заматывание» прекратилось бы (как минимум, уменьшилось бы).

Естественно, остаются актуальными пожелания о переиздании Белой книги на английском, украинском и других иностранных языках для введения важнейшей информации в широкий международный оборот.

Российская «мягкая сила», о которой в последнее время говорят многие, должна включить в свой арсенал и правозащитное измерение.

Директор МБПЧ Александр Брод: «Тем не менее, издание Белой книги представляется крайне важным.

Оно полезно для политиков, действующих дипломатов, правозащитников, а также ученых, специализирующихся на вопросах украинской политики и защиты прав человека на постсоветском пространстве».