Версия для печати

О результатах опроса, проведенного Левада-центром

В бурные дни уходящего года, когда в условиях обвала рубля, продолжающихся экономических санкций и контрсанкций, сложной внешнеполитической обстановки общество напоминает тревожный улей, конечно же, очень любопытно узнать мнение россиян о происходящих событиях, об их отношении к власти, законам, проблемам в области прав человека.

Левада-центр провел опрос на эти темы месяц назад, 21-24 ноября 2014 г.

Конечно, события последних недель внесли значительные коррективы в поведение людей (еще несколько дней назад магазины электроники, промтоваров покупатели брали штурмом, чтобы успеть раскупить товары по старым ценам при дешевеющем рубле, но в последние дни рубль основательно укрепился).

Тем не менее общая атмосфера в обществе вряд ли могла серьезно измениться за прошедший месяц, и результаты опроса представляются вполне надежными.

Опрос был проведен по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 134 населенных пунктах 46 регионов страны.

Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%.

Суть опроса заключалась в том, чтобы выяснить, как изменилось общественное мнение в 2014 г. в сравнении с результатами опросов в 1994 (1997) и 2006-2013 гг.

Первый вопрос респондентам был сформулирован следующим образом: «Что, по вашему мнению, скорее может обеспечить благополучие народа - достойные люди в руководстве страны или надежные, реально действующие законы?».

Предлагались два альтернативных ответа:

1) достойные люди в руководстве;

2) надежные, реально действующие законы.

Несмотря на общераспространенное мнение о том, что в России особую роль играет личность руководителя, фигура «царя», тем не менее заметное большинство граждан все эти годы отдает предпочтение качественным законам, а не личности руководителя.

В 1997-2013 гг. число людей, верящих не столько в хорошие законы, сколько в хороших руководителей, колебалось от 33 до 39%.

Качественным законам доверяли от 53 до 62%.

При этом любопытный скачок произошел в 2014 г. - несомненно, в связи с острыми политическими событиями и укрепившимся рейтингом В.Путина.

В ноябре 2014 г. число граждан, возлагающих свои надежды на «достойных людей в руководстве», достигло пика - 42%, а число респондентов, считающих, что опираться надо на надежные законы, резко уменьшилось - до 49%.

Второй вопрос был не менее значимым: «Что сейчас важнее для России: порядок в государстве или соблюдение прав человека?».

Многие историки и политологи упрекают Россию в том, что права личности, отдельного человека здесь не представляли особой ценности, а права государства выходили на первый план.

К сожалению, опросы за все годы подтверждают это.

Порядок в государстве всегда предпочитался соблюдению прав человека: в 2007-2013 гг. 51-55% опрошенных так и заявляли, и лишь 36-42% опрошенных считали соблюдение прав человека первичным.

В 1997 г. эта разница была более ощутимой: 60% опрошенных предпочитали порядок в государстве и лишь 27% - соблюдение прав человека.

Крайне любопытно, что почти такой же рекордный расклад наблюдается и в ноябре 2014 г.: 62% опрошенных - за «порядок в государстве», 29% - за «соблюдение прав человека».

А с учетом того, что в 1998 г. последовал крупнейший экономический кризис, не являются ли нынешние результаты опросов признаком грядущих бед?

По крайней мере, бывший министр финансов России Алексей Кудрин заявил, что в 2015 г. в России начнется полноценный экономический кризис.

Наконец, третий вопрос касался приоритетов в сфере прав человека: «Какие из следующих прав человека, по вашему мнению, наиболее важны?».

Предлагались следующие варианты ответа (можно было назвать несколько):

- право на жизнь;

- право на бесплатное образование, медицинскую помощь, на обеспечение в старости, при болезни;

- неприкосновенность личной жизни, жилища;

- право на хорошо оплачиваемую работу по специальности;

- право владеть собственностью;

- свобода слова;

- право на гарантированный государством «прожиточный минимум»;

- свобода вероисповедания;

- право на получение информации;

- право избирать своих представителей в органы власти;

- право уехать в другую страну и вернуться.

Наиболее приоритетными за все годы оказались первые два «права» - на жизнь и на разные виды соцобеспечения.

При этом в последние годы право на жизнь стало цениться несколько выше: 65-69% (в 1999-2010 г. - 46-58%), что близко к показателю 1994 г. (63%).

Пик приоритета права на соцобеспечение пришелся на 2002-2004 г. В 1994 г. и в 2014 г. это право стало цениться несколько ниже (64%).

Важность неприкосновенности личной жизни в числе других прав в среднем отмечали около половины респондентов.

Минимальный показатель был в 2007 г. (38%), максимальный - в 1994 г. (55%).

Также в среднем не менялись показатели относительно права на работу по специальности - это право отмечали в среднем около 50% респондентов в 1994-2013 гг.

Впрочем, в 2014 г. этот показатель снизился - на него указали только 43% опрошенных.

Другие права оказались не столь важными для населения.

Право на владение собственностью выделили 30-40% опрошенных, максимальный показатель был достигнут в 2014 г.

Если связать этот показатель с предыдущими, то можно сделать вывод, что люди стали стремиться к тому, чтобы самостоятельно устраивать свою судьбу, обзаводиться собственностью - вероятно, посредством собственного бизнеса, меньше надеясь на работу по найму и помощь государства.

Это подтверждает и выбор права на гарантированный прожиточный минимум - оно является приоритетным в ноябре 2014 г. лишь для 27% опрошенных, что ниже показателей предыдущих лет, за исключением 2007 г.

Свободу слова в числе приоритетных прав отметили в ноябре 2014 г. 30% опрошенных - к сожалению, заметно меньше, чем в предыдущие два года, но больше, чем в 1994 г. (всего 18%).

Зато право на свободу вероисповедания стало волновать людей больше в последние три года, хотя приоритетным его видят не более четверти опрошенных.

Последовательно уменьшается в течение последних трех лет значимость права на получение информации.

Желание уехать в другую страну по годам менялось волнообразно, и вновь приоритет этого права снизился за последние два года. Возможно, здесь сыграл роль возросший патриотизм населения.

Директор МБПЧ Александр Брод: «В целом же опрос показывает, что для граждан проблемы идеологической свободы, права личности на самовыражение заметно уступают по значимости материальному успеху и надеждам на заботу со стороны государства.

Это вполне соответствует оценкам российских настроений и является не очень обнадеживающим фактором, ибо благодаря труду свободной личности и развивается общество и государство.

Впрочем, некоторые позитивные подвижки здесь все же наблюдаются».