Версия для печати

О желании британцев выйти из ЕС

Экономические потрясения последних лет не могли пройти даром для Европы.

В едином пространстве оказались слишком разные по уровню экономического развития страны.

Ведущим, наиболее развитым государствам фактически приходилось тянуть отстающие страны, такие как Греция, Португалия и другие.

Второй серьезнейший фактор - это миграция, которая регулировалась общими требованиями ЕС.

А плоды миграции - особенно из стран Африки, Юго-Восточной Азии, а со сравнительно недавних пор и восточной Европы - оказались весьма плачевными для старой Европы.

В итоге ряд развитых стран потребовали ограничить квоты на мигрантов, перенаправить их потоки.

Особенно часто такие требования звучат в период предвыборных кампаний, когда политики завоевывают популярность у консервативной части избирателей.

Не так давно об этом заявляли кандидаты от правых партий на выборах президента Франции.

Во Франции большая часть населения является разочарованной в Евросоюзе: 62% населения считает, что развитие ЕС происходит в неправильном направлении.

Среди тех, кто недоволен политикой президента Олланда, уже 86% считает курс ЕС ошибочным.

И вот теперь на первый план выдвинулась Великобритания - в преддверии парламентских выборов.

Напомним, что недавно ЕС обратился к Великобритании с просьбой выделить более миллиарда фунтов, сверх положенной квоты, на помощь «отстающим» странам - членам ЕС.

Эта просьба вызвала возмущение в стране - почему страна, ведущая успешную политику, должна обслуживать тех, кто ведет политику неразумную?

Ведь когда на континенте начался кризис евро, здесь откровенно радовались, что сохранили свой фунт.

И предложение ЕС сыграло как раз на руку кандидатам от правых партий в преддверии выборов в британский парламент.

Премьер-министр Кэмерон тогда громогласно заявил, что о выделении денег не может быть и речи, а также добавил, что, если ЕС не изменит свою политику по отношению к мигрантам, то Великобритания задумается о членстве в ЕС.

На той же волне Кэмерон пообещал выйти из Европейской конвенции о защите прав человека, если Консервативная партия, которую он представляет, одержит победу на всеобщих выборах, запланированных на май 2015 г.

Прежде всего в стране недовольны наплывом приезжих из бедных стран Евросоюза: сначала это были поляки и выходцы из стран Балтии, потом - румыны и болгары.

В Лондоне политики сходятся во мнении, что любой ценой этот поток следует остановить: в итоге в 2014 г. палата общин проголосовала за то, чтобы в 2017 г. провести референдум о выходе Великобритании из ЕС.

В Великобритании, где идеи евроскептицизма более распространены, чем во Франции, 56% населения не согласны с политикой ЕС.

Доля недовольных Евросоюзом возрастает до 82% среди критиков политики премьера Дэвида Кэмерона.

В настоящее время Британия является членом Евросоюза, но не входит в еврозону и в Шенгенскую зону.

Однако премьер-министр Дэвид Кэмерон последовательно выступает за ограничение евроинтеграции и ослабление влияния Брюсселя на внутренние дела Соединенного Королевства.

В частности, британский премьер выступал против назначения экс-премьера Люксембурга Жан-Клода Юнкера, сторонника плотной евроинтеграции, на пост главы Еврокомиссии.

В конце мая прошлого года министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг призвал Германию присоединиться к Великобритании и возглавить кампанию реформирования ЕС.

Британский министр иностранных дел Уильям Хейг прибыл в Германию, чтобы убедить ее правительство поддержать инициативу премьера Дэвида Кэмерона по реформам Евросоюза.

Хейг отметил, что Германия вместе с Великобританией должны возглавить реформирование ЕС: он назвал общей задачей для двух стран поиск баланса между интеграцией Европы и гибкостью в экономической политике.

Хейг подчеркнул, что следует ограничить полномочия Еврокомиссии и предоставить право странам ЕС блокировать европейское законодательство.

Также британский министр подверг критике планы Еврокомиссии ввести налоги на банковские транзакции и сократить бонусы банковского менеджмента: «Если мы ограничим себя законами, которые отпугивают бизнес, то будьте уверены, что Дубай, Сингапур и Нью-Йорк с радостью воспользуются нашей ошибкой».

Высказывание Хейга закономерно: в экономических проблемах всей Европы большинство респондентов в восьми ведущих странах, включая Британию, винят именно банки и банкиров.

Все тот же опрос по заказу Gallup International показал рост недоверия одному из главных достижений ЕС - единой валюте.

Против перехода на евро сегодня - две трети датчан, большинство греков хотят вернуть свою драхму, и даже в самой сильной экономически Германии 42% проголосовали бы за восстановление дойчмарки.

И вот эта тема поднялась с новой силой.

Крупнейшая независимая компания по исследованиям общественного мнения WIN/GIA (Всемирная независимая сеть исследований рынка - международное подразделение Американского института общественного мнения, Института Гэллапа) провела опрос более 12 тыс. человек из 13 стран Западной Европы.

Опрос показал: 51% британцев, т.е. больше половины, готовы проголосовать за выход своей страны из состава ЕС.

На втором месте - голландцы: там 42% опрошенных высказались за выход из Евросоюза.

Так же думают 29% граждан во Франции, 27% - в Германии, 34% - в Греции, 25% - в Италии.

В Лондоне результатам опросов, естественно, только рады.

В руках британского правительства, которое требует реформировать Евросоюз, оказался лишний козырь.

«Если у меня получится это сделать, я возьму курс на сохранение места нашей страны в новом, реформированном Евросоюзе.

Но если наши доводы не будут услышаны, если наши отношения с ЕС не улучшатся, я откажусь от этой идеи», - заявил Дэвид Кэмерон, премьер-министр Великобритании и лидер правящей Консервативной партии.

Еще более резко высказывается конкурент Кэмерона Найджел Фарадж, депутат Европарламента и лидер Партии независимости Великобритании.

В этом году рейтинг партии резко поднялся: она уже победила на прошедших выборах в Европарламент и теперь нацелена на британский парламент.

Там у нее уже есть два депутата, причем оба они перешли из Консервативной партии.

Фарадж заявил: «Нет абсолютно ничего расистского в том, чтобы настаивать на праве самостоятельно контролировать свою территорию и самим решать, кому и в каком количестве можно пересекать нашу границу».

Фарадж вообще крайне неодобрительно отзывается о самих европейских структурах: «Это не просто недемократическая, это антидемократическая структура.

Единая Европа все больше напоминает Советский Союз, когда все решает центр.

Там лучше знают, что и как делать, как распоряжаться ресурсами.

Они еще умудряются втягивать другие страны, подчинять их себе.

Но кто-то спросил, а нравится ли это людям, которые в этих странах живут.

А им, поверьте, не нравится».

Отметим, что согласно опросу Guardian 48% респондентов в большей или меньшей степени были уверены, что проголосовали бы против пребывания Великобритании в ЕС в случае сохранения нынешних условий членства.

Противоположную точку зрения тогда высказали 37% опрошенных.

Таким образом, можно считать, что за полгода число противников ЕС только выросло.

Впрочем, Британия пока является единственной страной западной Европы, большая часть населения которой хочет выхода из Евросоюза.

Такой большой отрыв от других стран в результатах опроса в Великобритании эксперты объясняют тем, что большая часть т.н. евроскептиков - представители старшего поколения британцев.

Впрочем, вся история Великобритании - это история несколько сторонящегося континентальной Европы народа.

Еще в 1946 г. Уинстон Черчилль, выступая в Цюрихе, призвал создать нечто похожее на Соединенные Штаты Европы - но Британию, как потом выяснилось, он все-таки видел слегка в стороне.

Другой британский премьер, Маргарет Тэтчер, называла европейскую идею хамелеоном, в котором каждый видит то, что он хочет - и не стоит обольщаться, предупреждала «железная леди»: за этими масками кроется пустота.

Позже Тэтчер вообще заявила, что членство в Евросоюзе - ошибка.

Значительная часть жителей других стран Западной Европы хотят, чтобы их государства оставались в составе блока, хотя немалое число граждан других стран - четверть населения и больше - хотят выйти из ЕС.

Наиболее же развитые страны, такие как Голландия, опережают в этом смысле отстающие - 42% голландцев высказались за выход из ЕС.

Сегодня граждане этих стран чувствуют себя «меньше европейцами», нежели год назад.

Директор МБПЧ Александр Брод: «Все эти процессы говорят о том, насколько порой практика оказывается отличной от самых радужных и, казалось бы, неоспоримых теоретических построений.

Ведь еще несколько десятков лет назад большинство политиков были уверены, что объединение Европы безоговорочно послужит на пользу всем входящим в коалицию странам.

Сейчас в ЕС рвутся Украина, Молдавия.

С учетом их уровня экономического развития очевидно, что ведущие страны должны стать донорами.

А в условиях нынешней общей кризисной ситуации в мировой экономике вряд ли эти страны будут довольны.

Так что следует ожидать усиления центробежной тенденции».