Версия для печати

Об уроках трагедии в Париже

Трагедия в Париже расколола мир: в разных странах проходят не только акции памяти жертв террористов, но и демонстрации протеста против публикации антимусульманских карикатур.

Очевидцем трагедии стала сотрудница Charlie Hebdo Корин Рэ.

7 января она решила на некоторое время выйти с работы, чтобы забрать дочь из детского сада, и у двери в редакцию столкнулась с двумя террористами в масках, в руках у них были автоматы (потом оказалось, что у них были еще и ручные гранаты).

Преступники навели на нее автомат и потребовали набрать код двери, ведущей с улицы в редакцию.

Она подчинилась.

Затем они втолкнули ее внутрь и с криками «Аллах акбар!» ворвались в здание, после чего стали расстреливать членов редакции и случайно оказавшихся там людей.

Сама Корин уцелела благодаря тому, что спряталась под столом.

По ее словам, террористы назвали себя членами «Аль-Каиды».

По четверым из убитых огонь велся прицельно. Перед расстрелом каждого из них вызывали по именам.

Это 80-летний Жорж Волынски, его работы публиковались в Libération и Paris-Match; 47-летний главный редактор Charlie Hebdo Стефан Шарбонье, имя которого уже с 2008 г. было в списках «Аль-Каиды» на уничтожение; 76-летний Жан Кабю и 58-летний Бернар Вильяк.

Трое из убитых являлись карикатуристами и часто выставляли карикатурные изображения пророка Мухаммеда: террористы заявили, что причиной расправы стало отмщение за унижение пророка.

После расстрела террористы выбежали на улицу и устроили перестрелку с полицией; затем нападавшие скрылись на угнанной машине.

Всего в результате нападения погибли 12 человек, в том числе двое полицейских и обозреватель радиостанции France Inter.

Полицейским, впрочем, довольно быстро удалось выяснить имена нападавших.

Ими оказались граждане Франции арабского происхождения: братья Шериф и Саид Куаши (им 32 и 34 года соответственно) и 18-летний Хамид Мурад, без определенного места жительства; он сидел за рулем автомобиля, на котором террористы подъехали к зданию редакции.

Cпецназ взял штурмом типографию в городе Даммартен-ан-Гоэль (в 40 км к северу от Парижа), где укрывались террористы, захватившие заложника.

Оба террориста убиты, заложник не пострадал.

Братья Шериф и Саид родились в 10-м округе Парижа и говорили на безукоризненном французском языке без тени акцента.

Старший брат, Шериф, был хорошо известен силам безопасности Франции: в 2005 г. его посадили на три года (из них 18 месяцев условно) за участие в сети, переправлявшей французских мусульман на джихад в Ирак, в так называемой «иракской сети 19-го округа Парижа».

Тогда на суде Шериф заявил, что хотел «выйти из игры», но боялся реакции товарищей.

По данным полиции, братья летом 2014 г. вернулись в страну из Сирии, где находились в зоне вооруженного конфликта.

Хамид Мурад числится учеником в лицее городка Шарлевиль-Мезьер.

Трагедии, разумеется, никто не ожидал, но объект нападения удивления не вызывает.

Сатирический журнал Charlie Hebdo стал скандально известен в 2006 г. после перепечатки карикатур на пророка Мухаммеда, ранее появившихся в датском издании Jyllands-Posten.

Публикация карикатур на пророка вызвала возмущение верующих, а главного редактора издания Филиппа Валя в 2007 г. судили, но он был оправдан.

В ноябре 2011 г., после выхода очередного номера журнала, посвященного ситуации в Тунисе и Ливии, редакцию Charlie Hebdo подожгли неизвестные: выпуск вышел под названием «Шариат-Эбдо», а редактором был объявлен пророк Мухаммед.

В 2012 г., в разгар беспорядков из-за фильма «Невиновность мусульман», в журнале была опубликована серия карикатур на пророка Мухаммеда.

На обложке вышедшего в сентябре 2012 г. журнала был изображен мусульманин в инвалидном кресле, которое вез иудей.

В начале 2013 г. в одном из выпусков Charlie Hebdo появился комикс о жизни пророка.

Буквально за час до нападения в официальном твиттер-аккаунте издания была размещена карикатура на лидера террористической группировки «Исламское государство» Аль-Багдади.

Сами нападавшие, по данным СМИ, представились прохожим членами йеменской ячейки «Аль-Каиды».

Теракт вызвал волну возмущения и сочувствия пострадавшим по всему миру.

Главы крупнейших государств выразили свое соболезнование президенту Франции Олланду.

Папа Римский Франциск, как сообщила пресс-служба Ватикана, осудил теракт в Париже, он молится о раненых и о семьях погибших, призывая всеми средствами противостоять распространению насилия и всех форм ненависти.

В тоже время он отметил, что «свобода слова не дает права оскорблять веру других...

Нельзя провоцировать, нельзя оскорблять чужую веру, нельзя насмехаться над верой», - приводит слова понтифика агентство Reuters.

«Я считаю, что и свобода вероисповедания, и свобода слова - основополагающие права человека, - заявил понтифик.

- У каждого есть не только свобода и право, но и обязательство говорить то, что он думает ради всеобщего блага.

У нас есть право открыто пользоваться этой свободой, не прибегая к оскорблениям...

Веру нельзя высмеивать и нельзя играть словами в отношении чужих религий».

Быть спокойными, кроткими и не агрессивными - это лучший способ ответить на угрозы покушений, считает Франциск.

Сразу же выразил свое соболезнование и Владимир Путин.

По словам Президента России, терроризм не имеет никаких оправданий, а борьба с ним «невозможна без многостороннего сотрудничества».

В.Путин осудил эту варварскую акцию и выразил надежду, что ее участники понесут заслуженное наказание.

Он также попросил Олланда передать слова глубокого сочувствия и поддержки семьям погибших и пожелания скорейшего выздоровления раненым.

Соболезновали французским журналистам и в России. Москвичи несли цветы к зданию французского посольства.

К зданию дипмиссии также принесли плакат с надписью на французском языке «Франция, мы с тобой» и карикатуры, печатавшиеся в журнале.

Также выразить солидарность с погибшими сотрудниками французского издания пришли российские журналисты.

Директор МБПЧ Александр Брод: «Между тем в связи с терактом в очередной раз развернулась полемика, посвященная границам свободы слова и ответственности за нее.

Значительное количество людей указывают, что карикатуры журнала были оскорбительными для многих верующих - и не только мусульман, но и иудеев, христиан.

Таким образом, заключают они, отчасти сотрудники журнала сами виноваты в том, что произошло, тем более что раньше они уже подвергались нападениям.

Такую точку зрения выражают многие верующие».

Их оппоненты отстаивают право на свободу слова.

Так, публицист Александр Архангельский утверждает: «Французский художник, рисуя шаржи на икону или травестируя святыню, вплоть до прямого богохульства, думает никак не о религии, а о свободе.

Он все время повторяет нам, что нет ни одного объекта, свободного от равенства в свободе...

Перед смехом и сарказмом все равны; это, если угодно, одна из главных традиционных ценностей французов».

Глава Европейского Института демократии и сотрудничества Наталия Нарочницкая считает: одной из причин произошедшей трагедии стал тот факт, что толерантность в Западной Европе дошла до абсурдных форм.

«Проблема на самом деле в том, что свобода слова у них выродилась в свободу оскорблять, унижать и давать пощечины каждому.

Причем они потешаются не только над мусульманами...».

Масла в огонь российской дискуссии подлило обращение Михаила Ходорковского, призвавшего мировые СМИ перепечатать оскорбительные карикатуры на пророка, ставшие поводом к расстрелу сотрудников Charlie Hebdo: «Если журналисты - достойное сообщество, завтра не должно быть издания без карикатуры на пророка».

В ответ президент Чечни Рамзан Кадыров объявил Михаила Ходорковского «врагом всех мусульман мира» и своим личным врагом: «В то время как французские власти заняты расследованием и принятием мер, которые предотвратили бы дальнейшее нагнетание напряженности, Ходорковский требует от всех журналистов повторения опыта парижского издания и печатания карикатур».

Он также выразил надежду, что «тысячи законопослушных граждан» Швейцарии, где в настоящее время находится Ходорковский, «призовут беглого уголовника к ответу».

Одновременно глава Чечни заявил, что главный редактор радио «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов стремится оскорбить мусульман и посеять межнациональную вражду.

Кадыров прокомментировал опрос радиостанции на тему, нужно ли рисовать карикатуры на пророка Мухаммеда, таким образом: «После парижских событий наши отечественные либералы усердствуют, пытаясь угодить своим западным покровителям.

Так, руководитель радио «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов проводит опрос на тему, нужно ли рисовать карикатуры на пророка.

Сама постановка вопроса носит провокационный характер.

Это стремление оскорбить мусульман России и всего мира, вызвать вражду между народами, посеять хаос и беспорядки.

Если кто-то, воспользовавшись случаем, кинет камушек в сторону «Эха», это сразу же припишут мусульманам...».

Глава Чечни заявил: «Мусульмане России давно уже видят, что Венедиктов превратил «Эхо Москвы» в главный антиисламский рупор...

Мы надеемся, что эти попытки не останутся без внимания и спроса органов власти.

Иначе мусульмане России, для которых не безразлична судьба своего Отечества, не станут бесконечно терпеть выходки Венедиктова и компании».

В ответ на заявление главы Чечни главный редактор радио «Эхо Москвы» сообщил, что собирается обратиться в правоохранительные органы.

Между тем дискуссия вышла и на более широкий уровень, обсуждение будущего Европы.

Политолог Евгений Сатановский отметил: «Теракты такого типа - это проявление стандартного исламистского террора.

Пока что абсолютное большинство террористов окружающего нас мира - это радикальные исламские организации».

По его словам, кризис, переживаемый Францией, и является причиной подобных атак: «Это можно расценивать как плевок в лицо французским властям и свидетельство абсолютной неспособности месье Олланда и его правительства справиться со своими гражданами.

Речь идет не о первом, а о втором, а то и о третьем поколении новых французов, выстроивших на территории Франции свои зоны шариата, куда не заходят представители власти, где живет около 5 млн. мусульман и где не рекомендуется появляться туристам».

Но такое же положение характерно для большинства европейских стран: «В некоторых областях Германии, к примеру, турецкую полицию попросили разобраться с местными турецкими общинами.

Власти страны оказались не в состоянии биться за справедливость и собственный закон с террористами.

Стражи правопорядка боятся заходить в их кварталы.

Там выстраивается маленький Ближний Восток - где-то маленький Пакистан, где-то маленькая Турция».

Сатановский, известный своей критикой Запада в отношении российско-украинских отношений, замечает: «Нужно, чтобы эти страны занимались не Украиной и провокациями в отношении России, не заигрываниями с арабскими странами, а своими внутренними проблемами».

Ситуация, по его словам, очень тревожная: «Уничтожается Европа, какой мы ее знали, при абсолютном бессилии европейских политиков и международных организаций, которые гроша ломаного не стоят с точки зрения реальной политики, настоящего мира.

Жалко Европу, нам ее будет не хватать, но с иной стороны, она сама выбрала свой путь.

Кончится это взрывом...».

И самое опасное, что насилие может принять характер цепочки.

Радикалы есть везде, и они будут отвечать одни другим актами насилия.

Не случайно на следующий же день после теракта в редакции журнала Charlie Hebdo во Франции подверглись нападениям несколько мечетей.

Во двор мечети Саблон в городе Ле-Ман бросили несколько гранат, разорвалась только одна из них.

К счастью, пострадавших нет.

В городе Пор-ла-Нувель в департаменте Од преступники обстреляли из пистолета молитвенный зал; это произошло примерно через час после вечерней молитвы.

В тот момент помещение уже пустовало, пострадавших также не было.

Ранее поступили сообщения о взрыве в городе Вильфранш-сюр-Сон на востоке Франции.

Инцидент произошел в ресторане, расположенном в непосредственной близости от местной мечети.

Информации о пострадавших нет, равно как пока не ясна и причина взрыва.

Ведется расследование.

В Монруже близ французской столицы был обстрелян полицейский патруль.

Двое полицейских были ранены, одна из них впоследствии скончалась.

Наконец, еще через день вооруженный мужчина захватил заложников в кошерном продуктовом магазине в 20-м округе Парижа, где в это время находилось шесть человек, среди них женщины и дети.

Как сообщают СМИ, речь идет о том же человеке, что накануне стрелял в женщину-полицейского и сотрудника дорожной службы.

И, судя по всему, захват заложников в магазине непосредственно связан с терактом против Charlie Hebdo.

Предполагаемый налетчик, 32-летний чернокожий мужчина по имени Амеди Кулибали (которому помогает 27-летняя женщина арабского происхождения Хаят Бумедьен), был ранее осужден за пособничество в организации побега из тюрьмы исламистского экстремиста, отбывавшего пожизненного заключение за теракт в поезде.

Кулибали потребовал, чтобы полиция не начинала штурм типографии, в которой укрывались братья Куаши; в противном случае он угрожал убить заложников.

Согласно полицейскому досье, он близко знаком с братьями.

По последним сведениям, около магазина прогремело несколько сильных взрывов.

На всякий случай полиция Парижа распорядилась закрыть все торговые точки, расположенные в старинном еврейском квартале города.