Версия для печати

Об отношении в мире к скандальным карикатурам

Как и ожидалось, волны от теракта в Париже стали расходиться по всему миру.

Осуждение террористов и солидарность с убитыми журналистами выразились в лозунге «Я - Шарли».

При этом сотни тысяч людей, вышедших на марши протеста в Париже и других городах, не столько солидаризировались со скандальными карикатурами Charlie Hebdo, сколько выступили за право людей открыто высказывать свою точку зрения.

Свежий номер Charlie Hebdo вышел с карикатурой на пророка Мухаммеда и пользуется необыкновенным спросом.

Французы третий день стоят в очередях, чтобы купить номер.

Одним из признаков такой солидарности стала готовность СМИ разных стран перепечатать карикатуры из еженедельника.

Но как раз в таком решении кроется большая общественная опасность.

Убийцами двигали идеологические причины - сотрудники Charlie Hebdo, сколь бы не осуждать убийц, пострадали за свои антирелигиозные и довольно грубые карикатуры.

Не станет ли очередная публикация карикатур лишь поводом к новой конфронтации?

Ведь, как уже заявляло Московское бюро по правам человека, взаимные вызовы могут лишь разжечь ситуацию и сделать ее непредсказуемой.

Поэтому светское и религиозное руководство ряда стран запретило перепечатывать карикатуры из Charlie Hebdo да и вообще антирелигиозные карикатуры.

Прежде всего, разумеется, такие постановления вынесены в мусульманских и мультирелигиозных странах.

Так, власти Сингапура заявили, что не допустят появления в местных средствах массовой информации перепечаток карикатур, появившихся в последние время в ряде мировых СМИ после нападения на редакцию Charlie Hebdo.

Об этом сообщил министр коммуникаций и информации Яакоб Ибрахим: «Мы твердо уверены, что не бывает безграничной свободы слова, высказывания должны сопровождаться ответственностью».

Он напомнил, что в «Сингапуре давно действует законодательство против разжигания религиозной и расовой вражды».

Министр также подчеркнул, что «мусульманское сообщество республики было крайне оскорблено последним выпуском еженедельника Charlie Hebdo».

В Турции, в городе Диярбакыр, сайты, опубликовавшие карикатуру с главной страницы французского журнала, стали недоступны для пользователей.

Согласно постановлению суда местные провайдеры обязаны отслеживать и блокировать адреса ресурсов-нарушителей.

Местная газета «Джумхуриет» перевела на турецкий язык часть выпуска номера Charlie Hebdo, при этом в материале отсутствуют карикатуры религиозного содержания - но даже такой вариант может вызвать недовольство общественности.

Опасаясь нападений на помещения турецкого издательства, руководство усилило охрану, а правоохранительные органы Турции приступили к расследованию в отношении сотрудников газеты «Джумхуриет».

Глава же турецкого правительства Ахмет Давутоглу назвал публикации о пророке Мухаммеде провокацией.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган обрушился с критикой на французский сатирический журнал Charlie Hebdo, обвинив его в разжигании ненависти и расизма: «Этот журнал печально известен своими провокационными публикациями о мусульманах, христианах.

То, что они делают, - это разжигание ненависти и расизма.

Это не называется свободой.

Это означает террор и вмешательство в личное пространство других людей.

Мы должны осознавать, что нет безграничной свободы».

Он добавил, что такие провокации должны караться законом.

По словам президента Турции, мусульмане вправе ожидать такого же уважения к пророку Мухаммеду, как они сами уважают пророков иудаизма и христианства.

Власти Нигера запретили распространение последнего номера французского сатирического журнала Charlie Hebdo, осудив опубликованные в нем карикатуры на пророка Мухаммеда, говорится в заявлении представителя правительства страны Мару Амаду: «По распоряжению президента республики правительство решило запретить публикацию и продажу выпуска где бы то ни было в стране».

Как следует из официального документа, власти Нигера сочли карикатуры на пророка «абсолютно неприемлемой оскорбительной провокацией».

Свежий выпуск Charlie Hebdo запретили и в другой африканской стране - Сенегале.

Ранее авторитетные мусульманские богословы, возглавляющие Дом фетв Египта, распространили официальное заявление, в котором назвали деятельность французских карикатуристов «неоправданной провокацией, направленной против убеждений полутора миллиардов мусульман».

Этим тенденциям противостоит другая - отстаивание абсолютной свободы слова, не связанной никакими ограничениями.

В предельно четком виде эту мысль сформулировала глава французского минюста Кристиан Тобира на похоронах карикатуриста Тиньюса (Бернара Верлака) в пригороде Парижа: «Можно рисовать все, включая пророка, потому что во Франции, стране Вольтера и непочтительности, существует право насмехаться надо всеми религиями».

Разгорелась полемика и в России относительно границ свободы слова и опасности оскорбления чувств верующих.

В довольно резкий спор вступили защитники абсолютной свободы слова и те, кто отстаивает религиозные чувства верующих.

Полемика получила наиболее острое воплощение в угрозах главы Чечни Кадырова в адрес Михаила Ходорковского, призвавшего всех журналистов перепечатывать карикатуры, и сотрудников «Эха Москвы» во главе с Алексеем Венедиктовым, открыто выразивших солидарность с Charlie Hebdo.

За прошедшие дни еще немало российских деятелей, светских и религиозных, высказались по поводу солидарности с французским еженедельником.

Муфтий Крыма хаджи Эмирали Аблаев осудил руководство Charlie Hebdo после выпуска нового номера еженедельника с пророком на обложке: «Унижать посланника Всевышнего, унижать Его религию, Его книгу, топтать её - большое невежество и низость.

Это значит унижать религиозные чувства более миллиарда людей, целых народов, исповедующих эту религию.

Такое право не дано никому».

По мнению муфтия, зря французское правительство не придало религиозной направленности карикатуры должного внимания - это и стало ошибкой, которая привела к трагедии.

Властям нужно было незамедлительно отреагировать на карикатуру и не допустить подобных провокаций в будущем.

Не допустить распространения публикаций, порочащих пророка Мухаммеда и религиозные чувства мусульман, попросил генпрокурора Юрия Чайку глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин.

В случае выявления в публикациях признаков экстремизма, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», Гайнутдин попросил подать соответствующие заявления в суды о признании такого рода материалов экстремистскими, а также направить интернет-провайдерам предостережения о недопустимости подобных публикаций, поручить Роскомнадзору принять меры для предотвращения распространения таких материалов в Интернете и других источниках.

Равиль Гайнутдин подчеркнул, что «подобного рода материалы направлены на возбуждение религиозной розни, на формирование искаженных представлений об исламе и о последователях этой авраамической религии единобожия, тем самым нарушают права, свободы и законные интересы мусульман - граждан России».

Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов обратился к руководству Роскомнадзора с требованием о внесении французского сатирического издания Charlie Hebdo в список экстремистской литературы, запрещенной к распространению на территории России.

Соответствующее письмо 15 января парламентарий направил на имя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Александра Жарова.

В Ингушетии около 15 тысяч человек приняли участие в митинге под названием "Ислам против терроризма и экстремизма", организованном против карикатур на пророка Мухаммеда, сообщили агентству "Интерфакс-Юг" в пресс-службе главы Ингушетии.

В ходе проведенного флеш-моба несколько тысяч участников митинга образовали живую надпись "Мы любим Мухаммеда". Аналогичный многотысячный митинг прошел в Грозном.

С другой стороны, многие журналисты в своих статьях требуют свободы слова, считая, что любые ограничения на «оскорбление религиозных чувств» фактически являются цензурой и ни к чему хорошему не приведут.

Даже среди религиозных групп на этот счет выявились противоречия.

Президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер заявил, что не поддерживает проведение акции против публикации религиозных карикатур: «Верующие должны молиться, соблюдать традиции, выполнять то, что положено.

Иудаизм вообще не предусматривает митингов.

В традиции я такого не припоминаю».

Он полагает, что, если тебе не нравится содержание каких-то изданий, лучше просто отказаться от них: «Какое нам дело до публикации карикатур в парижских журналах.

Ну, они мне тоже не нравятся, но я не пойду на митинг.

Я просто не буду читать те журналы, которые мне не нравятся, а их очень много.

Я это не читаю и не смотрю».

Однако в многонациональной России соответствующим государственным органам не до полемики.

Им важно не допустить столкновений и религиозных волнений.

Поэтому неудивительно, что сначала региональные отделения, а потом и федеральное ведомство Роскомнадзора обратились к СМИ с требованиями воздержаться от публикации карикатур, способных оскорбить чьи-то религиозные чувства.

Когда петербургское «Агентство бизнес-новостей» перепечатало карикатуры, они продержались на его сайте недолго.

Северо-западное отделение Роскомнадзора потребовало от информагентств не показывать рисунки Charlie Hebdo.

По мнению Роскомнадзора, публикация карикатур на религиозную тематику может разжечь противоречия между представителями различных вероисповеданий: особенно острый конфликт возникнет при проживании на одной территории представителей нескольких конфессий.

Ведомство предупредило, что публикация скандальных рисунков будет расцениваться как нарушение законодательства России и может повлечь возбуждение уголовного дела.

После этого предупреждения с сайта «АБН» рисунок с обложки французского еженедельника был убран, остался лишь заголовок.

А вместо карикатуры появился текст: «Мы не можем показать это изображение по настоятельной просьбе Роскомнадзора».

Также и управление Роскомнадзора по Камчатскому краю попросило местные СМИ не публиковать карикатуры из Charlie Hebdo.

Наконец, федеральный Роскомнадзор выступил с дополнительным разъяснением по поводу возможного появления подобных публикаций в российских СМИ.

Как говорится в сообщении ведомства, «публикации в российских СМИ карикатур подобного содержания вступают в противоречие с этическими и морально-нравственными нормами, выработанными за века совместного проживания на одной территории представителей разных народов и религиозных конфессий».

В связи с этим Роскомнадзор напомнил, что распространение в СМИ карикатур на религиозную тематику может быть расценено как оскорбительное или унижающее достоинство представителей религиозных конфессий.

Подобные публикации могут быть квалифицированы как разжигание национальной и религиозной розни, что является нарушением законов «О средствах массовой информации» и «О противодействии экстремистской деятельности».

В связи с этим Роскомнадзор попросил СМИ воздержаться от публикации карикатур, которые могут быть расценены как нарушение норм российского законодательства.

Но и это вызвало резкую критику ряда правозащитников и журналистов.

Директор МБПЧ Александр Брод: «Проблема состоит в том, что идеального решения здесь не может быть найдено.

Безусловно, любой запрет на карикатуры, на критическое мнение о религиозных ценностях вызывает вопросы о праве неверующих, атеистов, о расплывчатости понятия «оскорбление религиозных чувств» и может стать опасным прецедентом на пути к цензуре.

С другой стороны, карикатуры, подобные тем, что публиковались в Charlie Hebdo, вызывают обиду и раздражение верующих, провоцируют религиозные беспорядки, насилие и убийства.

Остановить кровопролитие, избежать межрелигиозных конфликтов - это сейчас главное.

Справедливо отмечает Александр Минкин: «Бога карикатуры задеть не могут.

И художники, вероятно, это понимают.

Но верующих они задевают сильно.

Зачем намеренно оскорблять кого бы то ни было?

Разве у карикатуристов мало тем?

Рисуйте развратных президентов, вороватых министров, лживых депутатов...»»